Россия и Украина превращаются из конкурентов в союзников

0:00
0

Москва и Киев приступили к активному военно-промышленному сближению. Это продемонстрировали итоги визита 11-12 февраля на Украину Президента РФ Владимира Путина. Визит проходил в непростых для президента Леонида Кучмы условиях, когда оппозиция организовала по стране серию манифестаций c требованиями его отставки. Встреча двух президентов происходила на фоне дискуссий о возможных действиях Москвы в ответ на развертывание США своей системы национальной ПРО. Полагали, что визит Путина на днепропетровский завод “Южмаш”, где во времена СССР производились самые мощные межконтинентальные баллистические ракеты, связан с возобновлением на нем производства военных ракет. Однако российская и украинская стороны такие домыслы отвергли.

Так, отвечая на вопрос украинских журналистов о возможном совместном российско-украинском производстве межконтинентальных баллистических ракет, Владимир Путин 11 февраля заявил, что этого не будет. “Украина – безъядерная страна, мы уважаем этот статус, – сказал Путин. – И у нас нет никакой необходимости покушаться на данное положение вещей. Все наши планы нацелены на совместную работу в гражданских секторах. И уверен абсолютно в том, что, объединив наши усилия, мы будем более конкурентоспособными на этом рынке услуг. А рынок огромный”.

Очень интересное заявление сделал и генеральный директор объединения “Южный машиностроительный завод” Юрий Алексеев. Он подтвердил слова президента России, подчеркнув, что для возобновления военного производства на “Южмаше” нет производственных мощностей и юридического обоснования. Однако он добавил, что днепропетровские ракеты СС-18 и СС-24 стоят в РВСН России на боевом дежурстве и специалисты “Южмаша” участвуют в поддержании их “в надлежащей форме”.

Президент России, выступая на церемонии подписания российско-украинских документов, дополнил информацию Алексеева, заявив, что объединение “Южмаш”, на котором проходили переговоры, имеет 75 партнеров в РФ, а некоторые украинские предприятия на 60-80 процентов укомплектованы изделиями из России. “Россия и Украина кровно заинтересованы в развитии таких связей”, – отметил Путин. Естественно, что кооперативные связи касаются и военной ракетно-технической сферы.

Таким образом, несмотря на заявления о невозможности совместного производства Москвой и Киевом МБР, Украина уже де-факто участвует в поддержании ракетных военных программ России. Тем более, что ракетное производство – это производство двойного назначения. А раз это так, то Украина уже просто своим участием в строительстве российских ракет помогает Москве крепить свою оборону.

Сугубо гражданский подтекст переговоров подчеркивало то обстоятельство, что в приехавшей в Днепропетровск свите Путина не было военных. Между тем в состав российской делегации вошли курирующие российский ВПК вице-премьер РФ Илья Клебанов, руководитель Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев, генконструктор “Энергии” Юрий Семенов, гендиректор российского Агентства по боеприпасам Зиновий Пак, гендиректор российского Агентства по судостроению Владимир Поспелов. Лишь главу РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса можно назвать относительно невоенным российским чиновником.

Обращают на себя внимание и документы, подписанные Кучмой и Путиным. Главы двух государств подписали совместное заявление о сотрудничестве в космической и авиационной областях. Это означает дальнейшее освоение совместной программы “Днепр”, направленной на использование в качестве космических ракет-носителей снимаемых с боевого дежурства межконтинентальных ракет РС-20, а также участие в международном проекте “Морской старт”. В 1995 году для реализации этого проекта был создан одноименный консорциум, объединивший американскую аэрокосмическую корпорацию “Боинг”, российскую ракетно-космическую корпорацию “Энергия”, украинские КБ “Южное”, ПО “Южмаш” и норвежскую судостроительную компанию “Квернер”.

По словам Ю.Коптева, документом также предусмотрено совместное использование и эксплуатация конверсионного варианта ракеты “СС-18”.

Кроме этого в документе названы приоритетные направления сотрудничества стран: исследование земной поверхности и океана из космоса, экологический мониторинг, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий естественного и техногенного характера, проведение совместных научных исследований и технологических экспериментов на российском сегменте международной космической станции. Предполагается также изучение солнечно-земных связей, Луны, дальнего космоса, продолжение работ по созданию международного центра космических исследований в Евпатории (Крым).

Предусмотрена координация действий по продвижению на мировой рынок космических услуг украинско-российских технологий, расширение сферы коммерческого использования ракет-носителей “Зенит”, “Циклон”, “Днепр”, а также соответствующей инфраструктуры космодрома “Байконур”, поддержка проекта “Морской старт”.

Стороны намерены также приступить к реализации комплекса мер по развитию взаимовыгодной производственной, технологической и научной кооперации в космической и авиационной промышленности обеих стран, что, по мнению Москвы и Киева, должно обеспечить высокое качество и конкурентоспособность этой техники и услуг на международном рынке.

Решено создать на предприятиях космической промышленности производства с применением космических технологий для выпуска высокотехнологической импортозамещающей продукции социально-экономического назначения. В частности, в сентябре 2001 года в Киеве намечено провести международную выставку “Космические технологии – на службу общества”.

Предусмотрено обеспечение потребностей обеих стран в авиационной технике, реализация возможности создания и продвижения на внутренние и внешние рынки перспективных образцов авиатехники и передовых технологий, оказание поддержки программе самолета Ан-70 “как наиболее перспективной и приоритетной в сотрудничестве Украины и РФ в области авиастроения”.

Все эти мероприятия связаны с оборонным производством и конверсией. А большинство авиационных проектов чисто военного назначения. В Днепропетровске было заявлено, что Российско-украинские межправительственные переговоры о перспективах дальнейшей совместной реализации проекта создания самолета Ан-70 состоятся в конце марта.

По словам экспертов, средний военно-транспортный самолет Ан-70 проектировался по техническому заданию министерств обороны Украины и России. Согласно постановлению кабинета министров Украины “Об организации серийного производства самолета Ан-70” на киевском заводе “Авиант” с 2002 по 2018 гг. должно быть построено 65 самолетов. Постановление о серийном производстве 164 самолетов Ан-70 подписало также правительство РФ.

Подписанными соглашениями предусматривается “глубокая модернизация” находящихся на вооружении самолетов Миг-29 и Су-25, направленная как увеличение характеристик боевого потенциала, так и дальности полета машин.

Российско-украинский самолет местных воздушных линий Ан-38 может закупить Индия. Москва и Киев готовятся в связи с этим к совместному маркетингу самолета. Базовая цена Ан-38 составляет 4-4,2 млн долларов. Как сообщили в Москве, в ходе предстоящего в феврале визита в Индию заместителя председателя правительства РФ Ильи Клебанова планируется подписать соглашение о взаимном признании норм летной годности между Россией и Индией, что откроет Ан-38 доступ на индийский рынок. Индийские ВВС проявили особый интерес к десантно-транспортному варианту самолета Ан-38Д-100.

А в Российском агентстве по судостроению сообщили, что уже в 2001 году Украина поставит для российского военного судостроения продукцию на несколько миллиардов рублей. Это – газотурбинные агрегаты для установки на экспортных фрегатах типа “Талвар”, строительство которых ведется на Балтийском заводе для ВМС Индии, а также для малых десантных кораблей на воздушной подушке типа “Зубр”, которые российская судостроительная фирма “Алмаз” изготавливает для ВМС Греции.

Кроме того, в ходе российско-украинской встречи был подписан меморандум между Российским агентством боеприпасов и Госкомитетом промышленной политики Украины о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве конверсионной продукции на базе технологий двойного назначения, программа по взаимному сотрудничеству оборонных предприятий “Росбоеприпасы” и Госкомитета промышленной политики Украины, соглашение о сотрудничестве между Госкомитетом по промышленной политике Украины и Российским агентством по судостроению, меморандум между Российским агентством по системам управления и Госкомитетом промышленной политики Украины в области развития электронной техники и еще целый ряд подобных конверсионно-оборонных документов.

Таким образом, встреча двух президентов в Днепропетровске оказалась позитивной и плодотворной. По признанию Путина, “сделаны очень важные шаги по дальнейшей гармонизации российско-украинских производственных связей” и совместному производству вооружений. В том числе, по словам Путина, сделаны шаги по продвижению на рынках третьих стран. Он привел пример, что кооперация в аэрокосмической области должна принести обеим странам 6 млрд долларов. “Есть и другие задумки в этой сфере”, – сказал президент РФ. Он, в частности отметил, что каждый пуск ракеты по проекту “Морской старт” приносит прибыль до 200 млн долларов.

Это конверсионные проекты. Однако не надо забывать, что на них Россия и Украина обкатывают технологии двойного назначения. А это значит, что они укрепляют свой оборонный потенциал.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ