Москва уменьшает военное присутствие в Чечне

0:00
0

22 января Президент РФ Владимир Путин подписал Указ “О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации”. В соответствии с этим документом руководство контртеррористической операцией переходит от Вооруженных Сил к Федеральной службе безопасности. Указом Верховного главнокомандующего создается “Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации”. На штаб возлагается “руководство Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации”.

Руководителем Оперативного штаба является директор ФСБ, в его состав вошли полпред президента РФ в Южном федеральном округе, главы МВД, МЧС, Минюста, ФАПСИ, ФПС, начальник Генштаба ВС РФ, начальник ГРУ Генштаба ВС РФ, первый заместить директора ФСБ и директор Федеральной службы железнодорожных войск России и т.п. Надо заметить, что среди руководителей Оперативного штаба нет министра обороны РФ. Это сделано, видимо, не случайно. Как следует из заявлений федеральных руководителей, участие военных в контртеррористической операции будет сведено к минимуму.

Как заявил первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал-полковник Юрий Балуевский, основную нагрузку в Чечне сейчас несут сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие внутренних войск, а также бойцы чеченской милиции. Балуевский сообщил, что федеральные войска в Чечне начинают действовать по новой тактике с основным акцентом на проведение спецопераций. “В основе своей это будут конкретные, точечные действия по локализации, задержанию конкретных боевиков”, – подчеркнул представитель Генштаба.

Между тем у руля командования в Чечне остается начальник ГШ ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин, который имеет богатый боевой опыт еще со времен первой чеченской кампании. В его ведении остаются значительные армейские силы, дислоцированные в Чечне на постоянной основе. По данным Юрия Балуевского, на протяжении всей контртеррористической операции в Чечне численность группировки вооруженных сил России не превышала 50 тысяч человек. В настоящее время она насчитывает 40 тысяч военнослужащих и 170 танков. (По его словам, за время контртеррористической операции из Чечни было выведено 10 частей и соединений. К месту своей дислокации в Ленинградском военном округе переведена 138-я мотострелковая бригада, в Сибирском – 162 танковый полк. Сокращению подвергнуты также артиллерийские и минометные подразделения и части). И, конечно, этот контингент будет дальше сокращаться.

По словам президента РФ Владимира Путина, который прокомментировал необходимость перестройки военного управления в зоне конфликта, на постоянной основе в республике останется 42-я дивизия в составе 15 тысяч человек и бригада внутренних войск в составе 6-7 тысяч человек. “Остается дополнительный контингент, который будет выводиться, но в свое время, по мере создания необходимых условий”, – добавил президент России. Таким образом, армейские силы по-прежнему будут играть важную роль в обеспечении безопасности и правопорядка в ЧР.

Что касается времени и порядка вывода войск, то, как пояснил журналистам Юрий Балуевский, это будет происходить поэтапно. Вначале из ЧР будут выведены воинские части Московского военного округа, а также подразделения воздушно-десантных войск России. Затем будут сокращаться другие войска.

Хватит ли оставшихся в Чечне армейских сил для противодействия боевикам? Как сообщил Балуевский, в Чечне федеральным силам противостоит порядка одной тысячи боевиков. Часть из них пытается осесть в населенных пунктах, а часть предпринимает единичные террористические вылазки. Воюют в основном наемники из числа арабов. Они устраивают засады на маршрутах передвижения военных колонн, используют минно-взрывные методы ведения боевых действий. Бандиты имеют большой опыт подобных операций, поскольку проходили обучение у иностранных специалистов и инструкторов.

Руководство страны в этих условиях решило создать в большинстве населенных пунктов Чечни военные комендатуры. И по-прежнему главную роль в обеспечении безопасности населения Чечни будет принадлежать комендантам районов, которые станут выполнять роль руководителей местных оперативных штабов. Коменданты – офицеры-военнослужащие Минобоороны, внутренних войск, милиции – в вопросах обеспечения безопасности будут подчиняться руководителю спецоперации в Чечне, то есть представителю ФСБ. Кроме этого коменданты будут активно взаимодействовать с местным руководством, обеспечивая хозяйственную жизнь местного населения.

Но спрашивается, почему главным руководителем в Оперативном штабе в Чечне будет глава ФСБ?

Комментируя решение главы государства, помощник президента России Сергей Ястржембский заявил, что назначение Патрушева “отражает содержание нынешнего этапа контртеррористической операции, главная цель которого – поиск и нейтрализация главарей бандформирований и остающихся бандгрупп”. По его словам, именно ФСБ является “главным, профильным органом, который должен заниматься борьбой с терроризмом”.

Официальный представитель ФСБ генерал Александр Зданович сообщил журналистам, что подразделения Федеральной службы безопасности, принимающие участие в контртеррористической операции в Чечне, будут усилены. Упор будет сделан на борьбу с мелкими бандформированиями и на уничтожение их лидеров.

Здесь надо отметить, что представители ФСБ в нынешней контртеррористической операции зарекомендовали себя как грамотные профессионалы. Именно на их плечах лежали обязанности по проведению точечных спецопераций в стане боевиков. По данным пресс-бюро ФСБ, всего за 2000 год боевиками в Чечне осуществлен 431 диверсионно-террористический акт. 205 таких терактов сотрудниками органов безопасности было предотвращено.

Кроме этого, органами ФСБ проведено в Чечне более 30 oпepaтивно-боевых и специальных мероприятий, в ходе которых было уничтожено 832 мини-завода по кустарной переработке нефти, задержано при попытке незаконного вывоза с территории ЧР 1324,7 тонн нефти и 235 тонн дизтоплива. За 2000 год изъято 215 кг марихуаны, 143000 “эффективных доз” на общую сумму 4,3 млн рублей. В 2000 году была парализована деятельность так называемых чеченских представительств и неправительственных организаций в странах Ближнего Востока, Литве, Польше, Великобритании, которые использовали канал благотворительности как средство помощи бандитам.

В 2000 году органами безопасности выявлена и пресечена деятельность 10 радио- и телепередающих центров незаконных вооруженных формирований (НВФ). Из выявленных схронов, тайников и баз изъято огромное количество оружия и боеприпасов, в том числе и 3 легкомоторных самолета, 3 БМП в рабочем состоянии. В течение года продолжалась работа по склонению членов НВФ и их пособников к прекращению дальнейшей противоправной деятельности, а также к выдаче имеющегося у них оружия и боеприпасов. Только в 1 квартале 2000 года задержаны 104 пособника НВФ, им предъявлены обвинения по ст. 208 УК РФ.

Таким образом, представители ФСБ в Чечне доказали свою способность эффективно бороться с терроризмом. Доказали в тот момент, когда основная тяжесть по уничтожению боевиков была возложена на войска Минобороны и войска ВВ МВД РФ. Сейчас начинается новый этап деятельности ФСБ. За постсоветское время впервые на контрразведчиков возложена главная ответственность за установление конституционного строя в субъекте Федерации. Это будет проверка эффективности не только данной спецслужбы, но и, в известной степени, дееспособности самого президента, который является выходцем из этих структур.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ