В конце минувшего года в ряде СМИ появились сообщения о том, что принятие важных решений по вопросам дальнейшего оборонного строительства в России откладывается, Ранее же представители Генштаба ВС РФ сообщали, что утверждение документов о реформировании российской армии должно состояться в декабре.
По материалам интернетовского сайта Страна.ru, представленным 20 декабря 2000 г., утверждение президентом плана строительства Вооруженных Сил на 2001-2005 гг. и Государственной Программы вооружения, военной и специальной техники на 2001-2010 гг. отложено как минимум до марта. Пока не называются причины такого решения. Вероятнее всего, созданная для этих целей под эгидой Совбеза межведомственная рабочая группа (МРГ) не завершила своей работы.
Пока до конца не прописаны те функции, которые в будущем станут выполнять Совет безопасности (СБ), Министерство обороны и Генштаб. Таким образом, документы по строительству Вооруженных могут быть утверждены, когда будет разработан проект Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года. По планам Совбеза РФ, это должно произойти в июне 2001 года.
К этому времени должен быть подготовлен проект закона о Совете безопасности РФ и, возможно, проект нового закона “Об обороне”, где и будут детально прописана структура военной организации страны, а также функции СБ, Минобороны, Генштаба и других силовых структур.
Между тем откладывание сроков принятия окончательных решений по военной реформе не говорит о том, что изменения в военной организации страны не будут происходить.
Во-первых, в 2001 году произойдет крупномасштабное сокращение армии и других войск. На эти цели бюджетом РФ на 2001 год в рамках расходов на военную реформу предусмотрено 4,24 млрд рублей. В том числе: выдача денежного довольствия увольняемым офицерам и прапорщикам – 0,61 млрд руб., обеспечение их льготами и компенсациями – 0,425 млрд руб. Остальные деньги – на покупку жилья для увольняемых офицеров. (См. Российскую газету”, 30.12.2000 г., с. 23)
Во-вторых, начнется переход к унифицированной межведомственной системе организации технического, тылового обеспечения, военного образования и науки, чтобы устранить дублирование функций. Начальник тыла ВС РФ – заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Владимир Исаков говорит о том, что для этих целей в настоящее время подготовлен и находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти проект постановления правительства РФ “О создании единого органа организации воинских перевозок Вооруженных Сил”. Кроме этого в РФ уже действует единая система военной торговли и завоза материальных средств на Север. На очереди объединение медицинских, продовольственных и вещевых тыловых структур силовых министерств и ведомств. По планам тыла, введение такой системы даст выигрыш и экономию в размере более 10 % бюджета или 4-5 млрд рублей.
В-третьих, начнет действовать новая система мобилизационного развертывания в стране. На эти цели (в том числе и на вневойсковую подготовку) запланировано почти 2,3 млрд рублей, что значительно выше аналогичных расходов, которые были определены бюджетом на 2000 год.
Именно для обеспечения мобилизационного развертывания в 2001 году президент в конце декабря 2000 г. подписал указ о “О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2001 году”, а в 2001 году в Госдуме РФ будут разработаны законы о чрезвычайном и военном положении.
О чем конкретно идут разговоры в МРГ? Как заявляют источники в Агентстве военных новостей, работа ведется по нескольким направлениям, в том числе и по законотворческой линии. С этой целью готовятся новые проекты законов “О совете безопасности РФ” и “Об обороне”. В них предполагается прописать новые функции Совета безопасности, Минобороны, Генштаба и других силовых структур.
В настоящий момент в СБ имеются несколько вариантов законодательных документов о реформировании военного ведомства. Один из них, связан с тем, чтобы ст. 15 закона “Об обороне” пункт 2, где говорится о координирующей и отчасти планирующей роли ГШ в организации обороны страны, распространить на Совет безопасности. С этим представители военного ведомства не согласны. Они говорят, что функции СБ “не должны выходить за рамки Конституции”, а вся координирующая, планирующая и управленческая роль в области обороны страны должна быть отдана ГШ ВС РФ, при этом Минобороны должно выполнять только административные функции. В связи с этим из ст. 14 закона “Об обороне”, где прописаны функции Минобороны, должны быть убраны положения, определяющие функции ГШ ВС РФ, которые дублируются со ст. 15.
Существует вариант, где предлагается Министерство обороны наделить полномочиями в области организации и проведения мобилизационной, призывной и кадровой работы. Этот вариант поддерживается некоторыми представителями Совбеза.
Что касается других министерств, то их нынешнее положение тоже может радикально измениться. По-прежнему остается открытым вопрос о будущем внутренних войск. Генштаб настаивает, чтобы они были выведены из состава МВД и назывались национальной гвардией. При этом, по мнению генштабистов, не обязательно, чтобы ВВ входили в состав ВС РФ, так как по Договору об обычных вооружениях в Европе вся военная техника внутренних войск сразу же будет засчитана в российскую квоту, что Москву явно не устраивает.
По этой же причине не будут включены в состав ВС РФ и погранвойска. Однако Федеральная пограничная служба (ФПС) будет тоже радикально реформирована. Один из предполагаемых вариантов предусматривает включение ФПС в структуры ФСБ. Другой – подчинение ФПС федеральной миграционной и таможенной служб, других структур, обеспечивающих контроль на границе (ветеринарный, растительный, природоохранный и т.п.).
Таким образом, спустя почти десять лет после распада СССР Россия только подступает к определению облика своих вооруженных сил. Было нетрудно принять решение об их сокращении. Однако определить оптимальный вариант функционирования военной организации страны оказывается очень сложно. Несмотря на то, что Верховный главнокомандующий – бывший полковник ФСБ, ему очень трудно принять решение по определению будущего облика Российской армии и других силовых структур страны. Но несомненным положительным моментом является активный поиск оптимального варианта военной реформы.