На этой неделе Москва в очередной раз доказала свою гибкость в вопросах осуществления военно-политических контактов с Европейскими странами и НАТО. Как показал визит министра обороны РФ в Брюссель и Лондон, Россия возобновляет полномасштабные отношения с Североатлантическим альянсом, делая при этом особый акцент на сближение с Великобританией.
5-6 декабря в Брюсселе Игорь Сергеев провел ряд двусторонних встреч, в том числе беседу со своим американским коллегой Уильямом Коэном, и принял участие в заседаниях Совместного постоянного совета (СПС) Россия-НАТО и Совета евроатлантического партнерства. Побывал в Лондоне, где провел переговоры с министром обороны Великобритании Джеффом Хуном по вопросам противоракетной обороны, стратегических наступательных вооружений, глобальной и региональной безопасности. Важное место во время переговоров российского министра в Лондоне заняли вопросы двусторонних отношений в военно-политической сфере.
Великобритания – это та страна, где многие политики
поддерживают ведущую роль США в обеспечении безопасности на европейском континенте и пока безынициативно относятся к идее создания к 2003 году мобильных сил Евросоюза. С одной стороны, в пику США России выгодна европейская военная интеграция, в которой она может стать полноценным участником, с другой, понимая ведущую роль НАТО на континенте, сбрасывать со счетов альянс ей тоже нельзя. Таким образом, логика в действиях Игоря Сергеева, во время его последнего зарубежного турне очевидна.
Как было сказано в заявлении, принятом по итогам состоявшегося 5 ноября в Брюсселе заседания Совместного постоянного совета (СПС) Россия-НАТО на уровне глав оборонных ведомств, министры обороны стран НАТО и России подтвердили решимость строить крепкие и стабильные отношения партнерства, направленные на укрепление стабильности в Евроатлантическом регионе.
Они обсудили ситуацию в Югославии, подтвердив решимость тесно сотрудничать во имя мира, стабильности и процветания в Балканском регионе, неукоснительного выполнения резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, а также Дейтонских соглашений. НАТО и Россия также согласовали рабочую программу
поисково-спасательных работ на море, обменялись мнениями и информацией о проводимых реформах в вооруженных силах, провели дискуссию о системе нестратегической противоракетной обороны. Принято решение продолжить консультации об открытии военной миссии связи НАТО в Москве. Как сообщил на пресс-конференции генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, военная миссия связи НАТО в Москве будет открыта в течение будущего года вслед за открытием в начале года информационного представительства альянса. По оценке Робертсона, заседание прошло “в отличной конструктивной атмосфере”. По его словам, сотрудничество Россия-НАТО приобрело характер нормального обмена.
Между тем положительные оценки итогов переговоров НАТО и России не заслонили тех проблем, которые имеются во взаимоотношениях альянса и Москвы. Какие это проблемы?
Во-первых, Россия и НАТО по-разному относятся к идее сокращения ядерного оружия. Касаясь перспектив сокращения стратегических наступательных вооружений в мире, глава российского военного ведомства подчеркнул, что Россия готова пойти ниже уровня 1500 боеголовок. США вразумительного ответа на эту инициативу не дали. Очевидно, что к дальнейшему
процессу сокращения стратегических наступательных вооружений должны будут в перспективе присоединиться другие государства, имеющие на вооружении ядерное оружие. Здесь также не ясна позиция стран НАТО (Германии и Италии), давших согласие на размещение на своей территории американского тактического ядерного оружия (ТЯО).
Россия пока вопрос о ТЯО не поднимает. Однако, по мнению ряда бывших российских военачальников, а ныне политиков, тактическое ядерное оружие, размещенное на территории европейских стран, является для России стратегическим, поскольку позволяет в считанные минуты обеспечить его применение по значительной площади страны.
Во-вторых, в Европе весьма сдержанно относятся к идее создания РФ и другими странами единой нестратегической системы Противоракетной обороны. Сейчас трудно назвать государство-изгой, которое могло бы нанести ракетный удар по территории какой-либо европейской страны (за исключением разве что Ливии). Это потребует значительных средств и материальных ресурсов. Поэтому дальше разговоров дело здесь не продвигается.
Между тем страны НАТО весьма сдержанно относятся к намерениям США разрушить Договор по ПРО между Россией и Соединенными Штатами Америки. “Позиция России по договору по ПРО однозначна – это разрушение краеугольного камня стратегической стабильности в мире”. Об этом заявил Игорь Сергеев после заседания Совместного постоянного совета Россия-НАТО в Брюсселе. Однако поддержки позиции РФ со стороны альянса услышано не было.
В-третьих, Россию очень беспокоит проблема расширения НАТО на Восток. По словам Игоря Сергеева, Россия уважает право любого государства на выбор путей обеспечения национальной безопасности. Но российское руководство будет соотносить последствия расширения НАТО со своими национальными интересами, указал министр обороны в Брюсселе. Сергеев подчеркнул, что Россия “резервирует за собой право делать соответствующие выводы и шаги для своей собственной безопасности”. Какие это могут быть выводы и шаги?
Не раз российские политики и военные на неофициальном уровне заявляли, что в ответ на расширение НАТО на Восток Россия
может принять решение о выходе из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, разместить тактическое ядерное оружие в Белоруссии, а также предпринять другие конкретные меры по обеспечению своей безопасности.
В-четвертых, нет должного взаимопонимания между Москвой и НАТО в вопросах урегулирования ситуации в Косово. При этом сами страны альянса не имеют единых взглядов на этот счет. По данным “Независимой газеты”, после победы на президентских выборах в Сербии Воицлава Коштуницы споры о будущем Косово и других автономий, входящих в СРЮ усилились. Официально ОБСЕ предложено три стадии решения проблемы: 1) возвращение беженцев и обеспечение механизмов их безопасности силами КФОР и ООН; 2) создание демократического правительства в Косово (5 и более лет); 3) заключение соглашения о статусе края Косово.
Но в конце октября в рамках поездки на неформальную встречу лидеров балканских стран в Скопье постоянный представитель США при ООН посол Ричард Холбрук дал понять, что Вашингтон склоняется к варианту поддержки требований косовских албанцев о предоставлении провинции независимости.
В качестве конкретного шага в этом направлении Холбрук призвал провести выборы в новый парламент Косово весной 2001 года. С резкой критикой такой позиции США уже выступили Великобритания, Чехия и Греция.
На саммите СПС РФ-НАТО Игорь Сергеев изложил свою позицию по проблемам урегулирования ситуации в Косово. Москва против отделения Косово от Югославии. Российская делегация настаивала на строгом выполнении резолюции 1244 Совета безопасности ООН по Косово и Военно-технического соглашения, в том числе и в части возвращения в Косово сербских беженцев и подразделений вооруженных сил и сил безопасности Югославии. Сергеев предложил подписать соглашение между КФОР и Белградом о статусе миротворческих контингентов в Косово. Он также полагает, что необходимо решить вопрос об участии неалбанского населения Косово в предстоящих 23 декабря выборах в Сербии. По мнению российского министра, необходимо начинать политический процесс по определению параметров расширенной автономии Косово в составе Югославии.
Сергеев сказал, что в случае предоставления независимости Косово на Балканах возникнет цепная реакция, “сепаратизм
может распространиться на албанские районы Македонии, Прешевскую долину Южной Сербии, на Воеводину, дестабилизировать ситуацию в Боснии и Герцеговине”. Сергеев не исключил возможность активизации движения за так называемую “Великую Албанию”, которое, по его оценке, “приведет к новому насилию и кровопролитию в регионе”.
Наконец, в-пятых, на эффективность взаимоотношений России и альянса в будущем, видимо, в значительной степени повлияют обстоятельства, связанные с формированием в Европе мобильных сил Еврокорпуса. Есть много причин полагать, что Россия будет поддерживать такую инициативу. Понимая возможность уменьшения роли альянса и США в обеспечении системы безопасности в Европе, этой проблемой на саммите в Брюсселе озаботились американцы.
Министр обороны США Уильям Коэн заявил, что слишком много вопросов относительно будущего взаимодействия Североатлантического альянса и европейских сил остается без ответа. Предложение о создании таких сил – численностью в 69 тысяч человек – было в основном встречено в НАТО благожелательно. Британский министр обороны Джеф Хун сказал, что речь Коэна была весьма
откровенной и жесткой. У американцев и их партнеров есть ощущение, что попытки наладить четкую систему отношений между НАТО и ЕС пока ни к чему не приводят – а тем временем высказываются опасения, что европейские силы быстрого реагирования могут подорвать сплоченность НАТО.
Таким образом, возобновляя контакты с НАТО, Россия намерена решить собственные внешнеполитические проблемы. Эти проблемы, конечно, не простые, но от их решения будет во многом зависеть не только авторитет государства в мире, но и его собственная безопасность.