На фоне разгорающегося конфликта на Ближнем Востоке Москва и Вашингтон демонстрируют свою приверженность разоруженческому процессу. Беспрецедентный визит Мадлен Олбрайт в КНДР показывает, что США, видимо, пересматривают свое отношение к “стране-изгою”, как они недавно называли Северную Корею.
Именно подготовкой Пхеньяном ракетных программ ранее были озабочены Соединенные Штаты, которые заявили о готовности создать свою систему защиты от них.
Между тем известно, что США, хотя и отложили принятие окончательного решения о развертывании запрещенной Договором по ПРО системы национальной противоракетной обороны (НПРО), не оставляют попыток добиться от России внесения изменений в Договор, которые бы позволили создание НПРО.
Не исключено, что именно с этой целью в середине октября в Москве состоялись российско-американские консультации по проблематике СНВ и ПРО. С российской стороны в консультациях, которые по традиции проходили за закрытыми дверями, участвовал директор департамента МИД РФ по вопросам безопасности и разоружения Юрий Капралов, с американской – советник госсекретаря Джон Холум. По словам источников из МИДа, в ходе консультаций с российской стороны было вновь отмечено, что подготовка Договора СНВ-3 возможна только “при сохранении Договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года”.
На первый взгляд, позиция Москвы на переговорах выглядит противоречиво. Россия настаивает на скорейшем заключении договора СНВ-3 и считает, что “нет никаких объективных политических или военных причин не идти на общие потолки максимум в 1500 ядерных боезарядов” для РФ и США в рамках этого договора. В условиях возможности развертывания в США НПРО радикальное сокращение ядерных боеголовок невыгодно для России. Однако другого выхода у нее нет. Очевидно, что именно экономические причины и затратность содержания РВСН побуждают Москву как можно больше сократить свои стратегические ядерные силы.
Новое стратегическое оружие создается, но невысокими темпами. Ввод в строй нового полка “Тополь-М” в 2000 году задерживается. Ракеты стареют и выводятся из боевого состава. Таким образом, как бы ни хотела Россия ощущать себя сверхдержавой, это у нее уже не получается. Рано или поздно уровень боеготового ядерного оружия в РФ упадет до 2000-1500 единиц.
Что конкретно предлагает Россия? По официальным данным Минобороны РФ, в Договоре СНВ-3 предлагаются процедуры по ограничению противолодочной деятельности атомных субмарин, а также меры, позволяющие снизить затраты на контроль и ликвидацию стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Предлагается ликвидировать все крылатые ракеты морского базирования, ввести запрет на создание новых видов СНВ и снизить количество тяжелых бомбардировщиков (ядерных и неядерных) до уровня 50 ед.
Пойдут ли на это Соединенные Штаты? Трудно однозначно ответить на данный вопрос. Радикальное сокращение ядерных сил страны не устраивает оборонно-промышленный комплекс (ОПК) США. Именно это обстоятельство может служить основной причиной того, что, несмотря на ратификацию Россией Договора СНВ-2, переговоры по Договору СНВ-3 так и не начались. Скоро в США будет избран новый президент. А значит разоруженческий процесс может быть активизирован. Между тем вряд ли можно будет ожидать, что программы по НПРО в США будут окончательно свернуты. И не только они. ОПК США заинтересован в расширении исследований противоракетных программ и производстве такого оружия не только в своей стране, но и в мире.
Скажем, японское правительство намерено продолжать совместные с США исследования по программе создания региональной системы противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД).
Японские и американские представители заявляют, что ПРО ТВД является “чисто оборонительной системой” и единственным средством защиты Японии от баллистических ракет.
Между тем Москва и Пекин придерживаются иного мнения. В недавнем интервью ИТАР-ТАСС заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков отметил, что участие Японии в планах США по созданию в Северо-Восточной Азии системы ПРО ТВД, равно как и американские планы создания национальной системы противоракетной обороны, “объективно чреваты развалом всей системы сдерживания роста ракетных вооружений, разрушением достигнутых договоренностей и, таким образом, дестабилизацией всей системы, которая складывалась с 70-х годов”. По словам дипломата, у России по проблеме ПРО ТВД “практически единая позиция с Китаем”.
Таким образом, разоруженческий процесс в мире идет с большими потугами. Несмотря на то, что тон в этом процессе задают Россия и США, нельзя говорить о том, что совсем скоро будет заключен Договор СНВ-3. США хотели бы иметь у себя гораздо большее количество боеголовок, чем это предлагает Россия. Каким будет найденный компромисс – покажет время. Между тем, если США нарушат Договор по ПРО от 1972 года, Россия может начать производство межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися частями, может выйти из Договора по обычным вооружениям и т.п. Об этом уже сообщали военные. А значит нельзя исключить возможности новой гонки вооружений.
Справка
Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) был подписан в Москве 26 мая 1972 г. Он запрещает создание противоракетной обороны территории страны, разрешая развертывание систем ПРО наземного стационарного базирования в одном строго ограниченном районе. В России как правопреемнице СССР это – Московский регион, а в США район базы межконтинентальных баллистических ракет в Грэнд-Форкс (штат Северная Дакота). В каждом из них договором разрешается иметь не более 100 пусковых установок и не более 100 противоракет систем стратегического ПРО.
Нынешний (отложенный) план США по развертыванию национальной ПРО предполагает развернуть “ограниченную ПРО” в одном районе (как того требуют условия Договора по ПРО). Однако, по мнению российских военных экспертов на самом деле создается система с такими средствами управления и обнаружения (в том числе космическими), при которых в любой момент она может быть расширена до общенациональных масштабов путем “простого механического увеличения количества противоракет”. По словам генерал-полковника Ивашова (начальника Главного управления Международного военного сотрудничества Минобороны РФ), создающаяся система позволит обеспечить США прикрытие территории радиусом 3000 км, “то есть практически всех 50 штатов”. Однако договором разрешено иметь систему радиусом действия до 150 км.