Победы талибов дают возможность стабилизировать обстановку в Афганистане

0:00
0

Вновь, как и несколько лет назад, отряды афганского движения “Талибан” вышли к границе с Таджикистаном. Они захватили важный в стратегическом отношении город Тулукан, а также приграничный город Имам-Сахиб, плюс населенные пункты Хазарбаг и Ходжагар – уездные центры провинции Тахор на севере Афганистана. По информации информационных агентств, талибы вошли в Хазарбаг и Ходжагар, не встречая организованного сопротивления со стороны войск Северного альянса. В Ходжагаре, расположенном в 10 км от таджикско-афганской границы, находится аэродром, через который в северные провинции Афганистана периодически поступала гуманитарная помощь, а, по некоторым данным, и боеприпасы для войск Ахмад-шаха Масуда. Сейчас талибы фактически установили контроль над 100-километровым участком таджикско-афганской границы в зоне ответственности Московского и Пянджского погранотрядов группы российских погранвойск в Таджикистане. Таким образом, у антиталибской коалиции остался всего один аэродром, расположенный в Файзабаде, что в центре Бадахшана, куда талибы еще никогда не добирались.

У Масуда есть плацдарм для отхода и концентрации своих сил. Ситуация сложная, но не тупиковая. Она была бы менее сложна, если бы талибам не помогали пакистанцы. Как заявил афганский посол в Индии Масуд Кхалили (из правительства Раббани), наступлением на Талукан руководили три старших офицера пакистанских вооруженных сил. У них под командованием находились еще 3 тыс. наемников, включая боевиков из арабских стран, Чечни и китайских уйгуров. В настоящее время в кровопролитных боях с войсками Северного альянса участвуют, по меньшей мере, 2 тыс. кадровых военнослужащих пакистанской армии, сказал Кхалили.

Кто помогает Ахмад-шаху Масуду остается загадкой, хотя нетрудно предположить, что это могут быть Иран и Таджикистан. Есть сведения, что из таджикского аэропорта “Пархар” идет подпитка войск Масуда. Сейчас, видимо, она будет осуществляться только до военного аэродрома близ Файзабада. Однако сил у Душанбе немного, чтобы организовать эффективную помощь своим соплеменникам. Здесь Масуд может больше рассчитывать на Иран. По данным военных источников, один из противников афганского движения “Талибан” бывший губернатор провинции Герат Исмаил Хан начал среди афганских беженцев в Иране вербовку добровольцев в создаваемую им армию. Аналитики пока не знают, каким образом эта армия будет действовать (и будет ли действовать вообще), но не исключена вероятность, что боевые действия возобновятся на Западе Афганистана. Возобновление боевых действий, скажем, в провинции Герат даст антиталибской коалиции возможность отвлечь силы противника, сконцентрированные в основном на Севере страны. Уже сейчас в Афганистане действует южный фронт Северной Коалиции. В районе Чирикара, Саланга и Бамиана войска Ахмад-шаха Масуда имеют определенный успех.

Не секрет, что большинству стран мира было бы выгодно, чтобы движение “Талибан”, поддерживающее террористов, потерпело поражение. Это вдвойне выгодно и России. В этом случае прекратится подпитка боевиков в Чечне. Однако внешне не видно, чтобы Москва активно помогала Северному альянсу в его войне с талибами.

Между тем планам Москвы в известной степени сегодня мешают действия официального Ашхабада и Ташкента. Как заявила представитель Туркменистана при ООН Аксолтан Атаева, выступая на 55-й сессии Генеральной ассамблеи этой организации, “Диалог и сотрудничество с афганским движением “Талибан” принесет гораздо больше результатов, чем его международная изоляция”. По ее словам, санкции против Афганистана контрпродуктивны, так как они работают исключительно против простых афганцев. Атаева также отметила, что Туркменистан призывает к проведению под эгидой ООН переговоров между враждующими сторонами и готов выступить посредником на таких переговорах.

Почти в том же духе высказался во время своего пребывания в Ашхабаде президент Узбекистана Ислам Каримов. “Мы хотим, чтобы существующую проблему решил сам афганский народ, – подчеркнул И.Каримов, – что и произойдет, если не будет вмешательства извне. Туркменистан и Узбекистан, как никто другой, заинтересованы в мирном решении всех внутренних проблем этой страны”.

По словам Каримова, в настоящее время происходит “трансформация в направлении поиска решения афганской проблемы”, смягчения “жестких позиций по отношению к талибам”. “В российско-американской комиссии, созданной для решения афганского вопроса, тоже пошли подвижки, но, к сожалению, мы мало знаем, какие вопросы там обсуждались, какие есть изменения, но в любом случае начавшийся процесс обязательно должен дать свои результаты, – сказал И.Каримов. – Поэтому однозначно могу вам сказать: ждите в ближайшее время определенных подвижек в решении афганской проблемы с учетом позиции движения “Талибан”.

Узбекистан и Туркмения, призывая к диалогу, имеют свои интересы и их не скрывают. 22 сентября президенты этих республик заявили, что будут участвовать в региональных проектах по строительству линий электропередачи и газопровода через территорию Афганистана в Пакистан и далее к портам Индийского океана.

Как отмечают военные эксперты, если талибы обеспечат стабильность в Афганистане, то такие проекты могут сбыться. А значит может быть изменена вся геополитическая ситуация в Центральной Азии, поскольку основные транспортные коммуникации из региона в Индийский океан пойдут в основном вне территории СНГ. Интересно, как поведут себя тогда Россия, США и другие страны, не признающие талибов?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ