Москва начала вывод своей военной техники из Грузии. На двух больших десантных кораблях ВМС РФ из Батуми в Новороссийск вывезены 49 единиц российской военной техники. Погрузка техники на корабли осуществлялась в присутствии грузинских и международных наблюдателей. По информации командования группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), очередной эшелон с вывозимой из Грузии военной техникой будет доставлен в Батуми в первой декаде сентября.
По данным МИД Грузии, с территории страны будут вывезены 35 российских танков, 313 бронемашин и 27 артиллерийских систем. В Тбилиси на бронетанковом ремонтном заводе ГРВЗ до конца года будут утилизированы 24 танка, 90 бронемашин и 2 артиллерийские системы.
Вывод избыточной российской военной техники из Грузии финансируют США, которые выделили на этот процесс 10 миллионов долларов. Также в финансировании вывода техники участвует Англия (100 тыс. долларов США). Расплачиваться будут по факту предъявленных счетов. Скорее всего, этим будет заниматься специально созданный финансовый орган при посольстве США в Грузии.
Между тем вопрос о российских военных базах в Грузии по-прежнему актуален. Тбилиси настаивает на выводе из Грузии всех военных баз. Однако по договоренностям, достигнутым в Стамбуле, выводу подлежат только базы в Вазиани и Гудауте. Их ликвидация не означает, что там не могут оставаться некоторые российские военные объекты. Скажем, Москва настаивает на том, чтобы использовать после вывода аэродромы в Вазиани и Гудауте. Но, по данным “Независимой газеты”, прошедший в конце июля третий раунд российско-грузинских переговоров показал, что грузинская сторона не намерена отдавать не только во временное, но и совместное пользование данный военный аэродром. Единственное, на что может согласиться Тбилиси, это дать использовать аэродром для нужд ГРВЗ, пока обговоренная по стамбульским соглашениям российская боевая техника будет выводиться из Грузии. “Это не соответствует интересам России”, – отметили представители военного ведомства РФ.
Ситуация с объектами в Гудауте еще сложнее. Российская сторона предлагает сделать базу в Абхазии миротворческой. Но превращение военной базы Гудауте из “обычной” в миротворческую ничего принципиального не меняет и даже ухудшает ситуацию. Если засчитать в квоту России так называемую миротворческую технику в Абхазии, то Москве придется уменьшать количество боевых машин на базах в Ахалкалаки и Батуми. Судьба этих баз не ясна, но уже понятно, что переговоры по этому вопросу приведут к их сокращению. Как известно, о судьбе этих баз необходимо договориться до конца года.
Если база в Гудауте не станет миротворческой, Тбилиси предлагает уничтожить имеющуюся там боевую технику, плюс отказаться от использования Россией в военных целях находящегося там аэродрома. Это тоже крайне невыгодно России. Это также невыгодно Абхазии, поскольку уменьшение российского военного присутствия в этой непризнанной республике усиливает вероятность развязывания со стороны Грузии новых боевых действий. Абхазы уже заявили, что не допустят вывода и уничтожения российской техники. Таким образом, Абхазия становится как бы закулисным союзником России на переговорах.
Недоволен выводом баз из Грузии и лидер Аджарии Руслан Абашидзе. 7 августа он высказал на пресс-конференции в Батуми критику в адрес центральных грузинских властей, которые не поставили пока в известность аджарское руководство о дальнейшей судьбе российской военной базы, дислоцированной в Аджарии. “Если первый этап вывода российской военной техники из Грузии прошел беспрепятственно, то на следующем этапе аджарское руководство просит ознакомить его со всеми материалами, касающимися вывоза российской военной техники из Батуми”, – заявил А.Абашидзе. Не исключено, что Абашидзе может воспрепятствовать выводу российских войск и боевых машин из страны.
Таким образом, клубок противоречий, связанный с уменьшением российского военного присутствия в Грузии усиливается. Что хочет Тбилиси, не хотят его автономии и Россия. Грузинский лидер не раз заявлял, что на месте российских миротворцев он хотел бы видеть международные силы по типу тех, что наводят сейчас порядок в Косово. То есть отдается предпочтение силовому решению проблем сепаратизма в стране.
7 августа Эдуард Шеварднадзе высказал согласие с позицией генерального секретаря ООН Кофи Аннана, согласно которой миротворческие операции должны проводиться с опорой на реальную силу, в противном случае проведение таких операций не имеет смысла, так как они не приносят нужного результата. Отвечая на вопрос, возможно ли в ближайшем будущем изменение формы и содержания проводимой в Абхазии миротворческой операции, Шеварднадзе сказал, что Грузия не отдает приоритета в урегулировании конфликта в Абхазии силе, однако “заявление генерального секретаря ООН по данной проблеме должно стать серьезным предупреждением для всех, кто не желает мира и увлечен своими сепаратистскими устремлениями”.
“Пустые и безрезультатные миротворческие операции создают для сегодняшнего мира весьма нежелательные прецеденты и тормозят создание системы глобальной безопасности”, – уверен глава Грузии.
Шеварднадзе также хочет, чтобы Грузия вступила в НАТО. Для России это неприемлемо. Об этом не раз высказывались российские лидеры. Очевидно, что пока есть российское военное присутствие в Грузии баз НАТО в Закавказье не будет. Но надолго ли останутся российские войска? До конца года мы об этом узнаем. А пока президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявляет, что после вывода российских войск из Грузии взаимоотношения между двумя странами не ухудшатся.
Шеварднадзе обратился к примеру других государств СНГ, где нет российских военных баз, но взаимоотношения этих государств с Россией нормальные, и российское руководство не требует от них открытия военных баз РФ на их территории. По мнению Шеварднадзе, полный вывод российских войск из Грузии, который обязательно произойдет, еще более укрепит отношения между Грузией и Россией.
По настроению грузинского президента можно судить об итогах переговоров о судьбе баз в Батуми и Ахалкалаки. При этом, похоже, что Россия не намерена “давить” на Грузию с тем, чтобы военные базы остались. Очень вяло идут переговоры о введении визового режима между странами. Никаких экономических санкций, как аргумент в свою пользу, Москва пока не вводит. Это все происходит на фоне активности в Грузии США и других стран НАТО. Скажем, учения Черноморского флота близ берегов Грузии, в ходе которых осуществляется доставка в РФ выводимой из республики боевой техники, совпали с грузино-американскими военно-морскими маневрами близ Поти. Маневры носили, по данным “НГ”, не только, военно-стратегический, но и экономический характер, поскольку порт является на сегодняшний день главной перевалочной базой нефтепродуктов, идущих из Каспия в обход России.
Как сообщили в Минобороны Грузии, в учениях принимали участие семь кораблей ВМС страны, три катера департамента по охране госграницы Грузии и ракетный фрегат ВМС США “Хуззи”, который вошел в территориальные воды Грузии 1 августа. 5 августа фрегат “Хуззи” покинул территориальные воды Грузии и направиться к месту дислокации на базу в Норфолке (штат Вирджиния).
Таким образом, процесс российско-грузинских переговоров связан с рядом трудностей и проблем. От того, как эти проблемы будут решены, во многом будет зависеть авторитет России как великой державы.