Похоже, в Кремле до сих пор так и не сформировалась точка зрения на проблемы дальнейшего реформирования военных структур страны. После вступления в мае 2000 года в должность Президента РФ Владимир Путин ни разу не обмолвился о том, каким образом он намерен осуществлять дальнейшее оборонное строительство в России. Все ждали его ежегодного послания, однако 8 июля в своем выступлении при представлении его Федеральному Собранию Владимир Путин лишь в нескольких предложениях коснулся вопросов военной безопасности. Посвятив весь свой доклад экономическим проблемам (в том числе акцентируя на необходимости либерализации хозяйства страны), он отметил, что “…государству не удастся в ближайшее время уйти от участия в развитии некоторых секторов нашей экономики… Таких, например, как оборонно-промышленный комплекс. Стратегические важные отрасли будут находиться под постоянным вниманием государства”. Говоря о необходимости укрепления федерации, Путин сказал, что Чечня “стала плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма… Чечня-99 напомнила о ранее совершенных ошибках. И лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России, профессиональные военные помогли сохранить достоинство и целостность государства. Низкий им поклон! Но какой ценой…”
В словах президента отражены проблемы обеспечения военной безопасности страны, но нет и намека на то, каким образом он намерен осуществлять военное строительство в России. А то, что это необходимо, ни у кого не вызывает сомнения. Публикации Центрального органа Минобороны РФ и других средств массовой информации, в которых отражена точка зрения российского генералитета, военных политиков, говорят о необходимости продолжения реформ в армии и на флоте, а также в других силовых структурах страны.
Судя по публикациям, в военном ведомстве вновь начинается противостояние между ракетчиками и генштабистами по поводу реформирования системы управления ядерной триадой страны.
Как известно, недавно президентским указом главкому РВСН Владимиру Яковлеву было присвоено звание генерала армии. Событие на первый взгляд ординарное. Однако звание главкому присвоено тогда, когда еще полностью не утверждены кандидатуры генералитета на должности руководящего состава Российской армии (генералы ушли в отставку после инаугурации нового Президента РФ) и в то же время тогда, когда активизировались разговоры о начале в ближайшее время радикальной реформы в армии и на флоте.
Эти разговоры инициированы самим Яковлевым и это тоже немаловажный факт. На выпуске в Академии Петра Великого главком РВСН заявил, что идея сосредоточения управления всей ядерной триадой страны в одном центре будет востребована после завершения чеченской кампании. (По отзывам военных, завершение кампании не за горами). Одновременно активизировались действия Кремля и Минобороны, связанные с противодействием намерению США развернуть на своей территории национальную противоракетную обороны.
Так или иначе, но ракетная тема вновь востребована в российском обществе. А это значит, что позиции, так называемого, “ракетного лобби” в лице министра обороны Игоря Сергеева и Главкома РВСН Владимира Яковлева в соревновании с противниками этой идеи (генштабистами) укрепились. Поговаривают, что ракетчики женаты на родных сестрах, и именно “родной” тандем является одним из побудительных мотивов объединить все ядерные силы (то есть РВСН, атомный подводный флот и стратегические бомбардировщики) под единым командованием в ранге замминистра. Поскольку ракетные войска в ядерной триаде являются основными, то пост зама по замыслу “лобби” должен быть отдан Яковлеву.
Министерство обороны официально не раз опровергало подобного рода сообщения. Отмечалось, что никаких радикальных противостояний между МО и ГШ ВС РФ не было и нет. Между тем материалы СМИ говорят об обратном: противостояние было и остается. Полтора года назад идея Сергеева-Яковлева была предложена тогдашнему президенту РФ Борису Ельцину, ее обсуждали, но она все же не была поддержана в Кремле: у начальника Генштаба Анатолия Квашнина там было мощное покровительство в лице Татьяны Дьяченко, Волошина, Степашина. Квашнин убедил Кремль, что на реализацию идеи объединения ядерной триады надо истратить много средств. (РВСН в то время и так финансировались почти на 80 % от всех военных расходов бюджета – не запланированных, а реальных – за этот перекос Сергеева сильно критиковали).
Но теперь у руководства страны Владимир Путин. Как он поведет себя и чью сторону примет? Аналитики в Генштабе пока спокойны. По их мнению, радикальных реформ управления стратегическими ядерными силами пока не будет. Во-первых, идея единого руководства ядерной триадой сейчас объективно похоронена в связи с продолжением пока (хотя и в меньших масштабах) чеченской кампании. И пока не наступит стабильность и оттуда не будут выведены войска к идее триады вряд ли вернутся.
Во-вторых, вряд ли радикальные изменения начнутся в армии в ближайшие месяцы, поскольку Путину надо ходя бы разобраться с гражданской вертикалью власти. Если он начнет трогать военных, его позиции ослабнут – среди генералитета появятся недовольные. Это он понимает, и Анатолий Квашнин совсем недавно был введен в состав Совбеза еще, видимо, и потому, чтобы сохранить баланс разнородных сил (групп влияний) в военном ведомстве и не показывать явное расположение (это под вопросом) Сергееву.
В-третьих, у Сергеева в вопросах отстаивания идеи единого руководства ядерной триадой есть оппоненты и среди главкомов ВМФ и ВВС, которые не хотят выводить из своего подчинения ядерные составляющие сил и средств, которыми они руководят. О поддержке главкомов ВМФ и ВВС говорит тот факт, что они остались на своих должностях после состоявшихся после инаугурации некоторых назначений руководящего состава МО и ГШ (в частности главкомов и командующих военными округами и флотами).
Между тем военные источники сообщают, что в случае улучшения политической обстановки внутри России и стабилизации ее на Северном Кавказе, Кремль может перейти к началу проведения радикальной военной реформы в стране. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, продолжающимися экономическими проблемами. Во-вторых, необходимостью сокращения военных расходов и переводом армии на качественные параметры.
Александр Гольц в одном из последних номеров журнала “Итоги” утверждает, что генштабисты, в лице начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина предлагают вести речь не о совершенствовании управления ядерной триадой, а о радикальном ее сокращении. В прессу просочилась информация о наличии нескольких концепций дальнейшего реформирования армии и флота. 5 июля в “Известиях” Владимир Ермолин (бывший корр. “Красной звезды”) написал о том, что одна из концепций предлагает уменьшить РВСН до 500 единиц, а все средства направить на развитие сил общего назначения. Другая концепция – совершенствовать ядерную триаду.
Комментируя в “Известиях” ситуацию, главком РВСН генерал армии Владимир Яковлев косвенно подтвердил наличие двух концепций реформирования вооруженных сил РФ. Отвечая на вопрос, каким в перспективе может быть реформирование РВСН, он сказал, что “судьбу РВСН определит политическое решение”. При этом он заметил, что РФ и так предлагает уменьшить количество ракет по обсуждаемому сейчас Договору СНВ-3 до 1500 ед.
Таким образом, слухи о грядущем возможном радикальном реформировании армии и флота, видимо, имеют под собой реальную основу. Очевидно, что Кремль решает каким образом это предстоит сделать. Но ясно одно, что последнее слово будет здесь не за генералами, а сами реформы силовых структур страны будут, во-первых, направлены на уменьшение доли расходов в бюджете на личный состав (то есть сокращение количества офицеров и прапорщиков в войсках), во-вторых, на то, чтобы ускорить модернизацию имеющихся вооружений. Анализ имеющейся открытой информации позволяет сделать вывод о том, что тенденция на сокращение РВСН будет продолжена, однако, войска РВСН не исчезнут как вид Вооруженных сил, при этом часть средств, полученных от их сокращения, будет направлена на развитие сил общего назначения.