После падения Грозного и разгрома основных бандформирований в горах война из партизанской (когда, используя помощь запуганного населения, боевики скрытно нападали на гарнизоны и колонны федералов) плавно переросла в террористическую. В бой вступили одиночки-камикадзе.
Ставку на смертников сделали лидеры экстремистов Хаттаб и Басаев. В воскресенье в Чечне было совершено 14 нападений, в том числе пять крупных террористических актов против федеральных сил. Используя автомобили, начиненные взрывчаткой, смертники пытались прорваться к месту дислокации федеральных сил и путем подрыва, нанести им урон. Серия терактов произошла в Гудермесе, Урус-Мартане и Аргуне 2-3 июля. Однако из 5-ти случаев крупных нападений боевиков, реализовать им свои планы удалось только в Аргуне.
Обращает на себя внимание тот факт, что во всех случаях нападения на гарнизоны боевики сознательно планировали гибель своих камикадзе. После взрывов автомобилей на пораженные объекты обрушивался шквальный огонь из стрелкового и легкого артиллерийского вооружения (минометов и гранатометов). Во всех случаях целью для террористов служили здания военных комендатур и административные здания. Это говорит о том, что мероприятия тщательно планировались.
Между тем вряд ли можно полностью согласиться с версией, что теракты в Чечне связаны с назначением муфтия Кадырова на пост главы временной администрации республики. Об этом сказал бывший и.о. главы администрации Чечни Якуб Дениев. По его словам, боевики решили показать, что все заявления о разгроме бандформирований – блеф и у них есть силы для сопротивления. Кроме того, по мнению Дениева, последние теракты являются акциями устрашения людей, верящих федеральным властям. Бывший и.о. главы администрации Чечни считает, что теракты будут продолжаться, и он не удивится, если подобные акции будут распространены на города в других российских регионах. “Фанатиков, готовых отдать свою жизнь за идеи ваххабизма, среди боевиков предостаточно. В основном это молодежь, прошедшая подготовку в лагерях Хаттаба и в центрах ваххабизма за рубежом”.
Первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник Валерий Манилов не согласен с Дениевым. Он считает, что прошедшая 2-3 июля серия терактов в Чечне напрямую не связана с деятельностью Ахмада Кадырова в должности главы чеченской администрации. По словам Манилова, теракты начали планироваться давно, не менее четырех месяцев назад, когда речь о назначении Кадырова на пост главы администрации республики даже не шла.
С мнением Манилова можно согласиться. Во-первых, подобного рода теракты требуют тщательной и долговременной подготовки, в том числе накопления сил и средств, подбора смертников, готовых ради гибели большого количества федералов на собственную смерть и т.п. Во-вторых, Кадыров лишь одна из возникших политических фигур в Чечне, открыто вступившая в борьбу с террористами и религиозными экстремистами. Между тем ваххабиты ведут борьбу не с личностями, а с системой. Их главная цель – привлечь на свою сторону как можно больше сторонников радикальной ветви ислама и сформировать на Северном Кавказе религиозное государство.
Кадыров, приверженец традиционных ветвей ислама, конечно, против ваххабитов. И в этой связи многие действия террористов направлены именно против него. Скажем, в минувшее воскресенье был обстрелян дом, в котором он должен был находиться. Как сообщили в мобильном отряде МВД России в городе Моздоке, огонь велся 2 июля вечером боевиками, находившимися в двух “Жигулях” шестой модели. Сотрудники милиции начали преследование машин, но те на большой скорости скрылись, выкинув по пути два автомата.
Обстановка в Чечне – далека от мирной. Хотя незаконные вооруженные формирования неспособны вести организованные широкомасштабные боевые действия. Это обстоятельство, однако, не мешает боевикам наносить значительный урон федералам.
22 июня первый замначальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Валерий Манилов сообщил, что общие потери федеральных сил за время проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе составили 2405 убитыми и 7005 ранеными. То есть среднесуточные потери составляют за весь период второй чеченской кампании около 7 военнослужащих.
По словам министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева, последние теракты в Чечне – “акты отчаяния боевиков”. Отвечая на вопрос журналистов о том, какими средствами федеральные силы намерены противостоять тактике террористических актов, которую избрали боевики, Игорь Сергеев заявил, что он “видит выход в завершении поставленных задач в рамках контртеррористической операции в Чечне”. Глава российского военного ведомства высказался за “повышение дисциплины и исполнительности в рядах федеральных сил”. Он также заявил о необходимости “активизации работы” в населенных пунктах Чечни, в том числе, путем создания местных правоохранительных органов. “Это позволит взять ситуацию в Чечне под контроль и исключить возможность террористических актов”.
Вряд ли можно согласиться, что действия боевиков – “акты отчаяния”. На стороне бандитов сейчас воюют наемники и фанатики. Значит у тех и других есть вполне реальные цели, связанные с дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе. О наличии у боевиков крепкого морального духа и настроя на дальнейшие боевые действия свидетельствует, скажем, появившаяся в ряде населенных пунктов Чечни видеокассета с записью выступления лидера сепаратистов Аслана Масхадова, в котором содержатся резкие заявления в адрес главы администрации республики Ахмада Кадырова, российских властей и военных. В своем выступлении Масхадов прогнозирует окончание военных действий и вывод федералов из Чечни не позднее чем “через два-три месяца”. По его утверждению, избранная боевиками “тактика минной войны не оставляет российским войскам шансов на установление контроля в Чечне”. Лидер сепаратистов также высказывает убеждение, что руководству России именно с ним “придется вести переговоры” об условиях прекращения войны и восстановления мира.
Федералы, конечно, не уйдут из Чечни. Они размещаются в республике, как говорится, всерьез и надолго. А это значит, что война с фанатиками и наемниками здесь будет продолжаться. Федералы усилят бдительность, а введение режима свободного перемещения в республике всех граждан и отмена комендантского часа, как это было накануне терактов, покажется для многих ошибкой, за которую заплачены десятки жизни российских солдат и милиционеров.