Активность России в Центральной Азии будет нарастать

0:00
0

Начало лета на постсоветском пространстве совпало с активизацией деструктивных сил в Афганистане. Движение “Талибан” одержало новые победы над силами антиталибской коалиции и практически концентрируют свои войска на южных рубежах Содружества. Если таджикско-афганская граница контролируется антиталибскими силами, то на узбекском направлении (Северный Афганистан) сосредоточены войска талибов. При этом концентрация войск идет в стратегически важных районах.

Скажем, бронетехника и средства противовоздушной обороны талибов сосредоточены в речном порту Хайратон, расположенном в 15 км западнее узбекского приграничного города Термез. По данным из региона, в непосредственной близости от афганско-узбекской границы в районе пограничного железнодорожного моста, связывающего Афганистан и Узбекистан, сосредоточено до 12 танков, три бронетранспортера, крупнокалиберные пулеметы, несколько зенитных установок, в том числе до 15 переносных зенитно-ракетных комплексов “Стингер”.

По одной из версий, концентрация боевой техники талибов на этом участке связана с подготовкой наступления на позиции антиталибской коалиции в районе северных афганских провинций Кундуз и Баглан. Но есть и другие версии причин концентрации талибов у границ СНГ. В частности, предполагают, что это связано с высказываниями некоторых российских политиков о возможном нанесении превентивных ударов по подразделениям террористов в Афганистане.

Таким образом, ситуация в Центральной Азии сложная. По этому поводу министр обороны Таджикистана Ширали Хайруллоев сказал, что “если талибы разделаются с Ахмадшахом Масудом (лидер антиталибской коалиции), то после этого у них будут развязаны руки против центрально-азиатских республик”. По его словам, Афганистан как государство практически превратился в центр подготовки террористов. Глава военного ведомства Таджикистана также отметил, что из Афганистана “идет большой поток наркотиков не только в Таджикистан, но и другие центрально-азиатские республики и далее в Россию и в Европу”.

Хайруллоев отметил, что “талибы уже сейчас открыто заявляют, что если Россией будут предприняты какие-то превентивные меры против них, то они нанесут удары по Таджикистану и Узбекистану”.

На этом фоне кажется непонятным решение глав государств СНГ, связанное с закрытием миссии коллективных миротворческих сил (КМС) в Таджикистане. По этому поводу высказался директор Федеральной пограничной службы РФ Константин Тоцкий, который сомневается в целесообразности постановки в ближайшее время вопроса о расформировании миротворческих сил в Таджикистане. Об этом он заявил, отвечая на вопрос “Интерфакса” 21 июня в Санкт-Петербурге.

По признанию Тоцкого, он “пока не в курсе, по каким причинам сейчас поднимается этот вопрос”. Однако Тоцкий выразил сомнение, что миротворцы будут выведены из Таджикистана до тех пор, пока обстановка в республике полностью не нормализуется. При том глава ФПС РФ указал на “продолжающуюся концентрацию талибов близ границ центрально-азиатских республик”. Глава ФПС РФ подтвердил, что “фаза военного противостояния на территории республики в значительной мере завершена, в первую очередь благодаря политическому диалогу с оппозицией и возвращению беженцев из соседнего Афганистана”.

Вместе с тем Тоцкий напомнил о вооруженных столкновениях на границе, которые происходят “достаточно часто”. Отметив, что в большинстве нарушителями таджикско-афганской границы являются наркокурьеры, он подчеркнул однако, что “особо дестабилизирующим фактором является то, что все они или вооружены сами, или идут с группой вооруженного сопровождения”.

Пока, уверен Тоцкий, пограничники “способны самостоятельно противостоять вооруженным нарушителям”. “Если ситуация будет осложняться, – добавил он, – будем задействовать резерв пограничных войск в Таджикистане и войск других направлений”.

Действительно иностранные войска в Таджикистане остаются. Пограничникам помогают не только россияне, но и войска Киргизии и Казахстана, которые не входили в КМС. После расформирования коллективных миротворческих сил в Таджикистане российская 201-я мотострелковая дивизия должна стать военной базой. Как сообщил начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов, этот свой статус дивизия приобретет после ратификации Госдумой соответствующего соглашения.

Он также подчеркнул, что главы государств СНГ на прошедшем в Москве саммите “дали высокую оценку коллективным усилиям по проведению миротворческой операции в Таджикистане, назвав ее уникальной, не имеющей аналогов в мире”. По словам Ивашова, лидеры стран Содружества подчеркнули, что миротворческие контингенты государств-участников операции полностью выполнили поставленные задачи и в течение трех месяцев должны быть расформированы. “Особенно высокую оценку действиям коллективных миротворческих сил дали президенты Таджикистана Эмомали Рахмонов и Узбекистана Ислам Каримов. Их оценку поддержал председатель Совета глав государств СНГ президент России Владимир Путин”, – отметил представитель Минобороны.

Действительно, руководители центрально-азиатских стран и РФ были единодушны в оценке роли КМС в Таджикистане. Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия намерена и дальше активно способствовать сохранению мира и стабильности в регионе. Он выразил уверенность в правильности принятого решения о завершении миротворческой операции СНГ в Таджикистане. По его словам, все проблемы, которые могут быть связаны с интересами России в этом регионе, будут решаться с Таджикистаном на двусторонней основе.

В свою очередь, Эмомали Рахмонов пояснил, что в Таджикистане началась новая фаза процесса мирного урегулирования и в республике “нет больше сил, чтобы разрушить то, что завоевано общими усилиями”. Кроме того, “статус российских войск в Таджикистане переходит на новую основу”, сказал он. Рахмонов объяснил это заключением договора с Россией о создании военных баз на территории Таджикистана.

Президент Таджикистана отметил также, что в систему коллективных миротворческих сил не входила полностью 201-я российская дивизия и пограничные силы. Сейчас, учитывая договор о создании военных баз России, эти вопросы решены, сказал Э.Рахмонов. Подчеркнув еще раз, что в Таджикистане нет сил, способных нарушить мирный процесс, Э.Рахмонов признал, что вместе с тем “существует внешняя опасность, исходящая из Афганистана”.

Президент Узбекистана Ислам Каримов отметил большую роль России в установлении мира в Таджикистане и заявил, что необходимо всем “открыто признать долгосрочные интересы России в этом регионе”. Вместе с тем он выразил пожелание, чтобы Россия уделяла больше внимания центрально-азиатскому региону. Со своей стороны, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул при этом, что страны СНГ не просто приняли решение о завершении миротворческой операции, но также определили все “наши действия в необходимом случае”.

Главы государств подчеркнули, что решение проблем Таджикистана является примером того, как страны СНГ при желании могут сконцентрировать свои силы и решить другие конфликты на постсоветском пространстве.

Таким образом, несмотря на вывод части войск из Таджикистана, роль России в Центральной Азии укрепляется.

При этом надо отметить следующее:

1. Интересы РФ и других центрально-азиатских стран в регионе не по всем стратегическим вопросам совпадают. Таджикистан как одно из самых бедных государств региона заинтересован в крепкой и долгосрочной дружбе с Россией. Ему необходима военная поддержка, поскольку напряженность на таджикско-афганской границе усиливается. По причине угроз со стороны талибов заинтересован в военной поддержке и Узбекистан. Однако, Ташкент заинтересован в открытии альтернативных путей транспортировки имеющихся у него в избытке углеводородов. Известно, что часть из них сейчас транспортируется через территорию России. Но Узбекистану это не во всем выгодно. И Ташкент считает, что один из таких альтернативных маршрутов должен быть проложен через Афганистан в пакистанский порт Карачи.

В связи с этим 12 июня Президент Узбекистана Ислам Каримов призвал Пакистан способствовать прекращению войны в Афганистане между Северным альянсом и талибами. Как сообщил пресс-секретарь И.Каримова Азамат Зие, глава Узбекистана обратился с таким призывом к главе военной администрации Пакистана Первезу Мушаррафу в ходе встречи с ним в рамках проходившего 10 июня в Иране саммита Организации экономического сотрудничества (ЭКО).

На саммите было отмечено, что Узбекистан не скрывает своей заинтересованности в экономическом благополучии Афганистана, в выходе через его территорию к пакистанскому порту Карачи. По словам пресс-секретаря, в Ташкенте уверены, что Исламабад также заинтересован в этом. Но в еще большей степени это отвечало бы интересам самого Афганистана, на территории которого могла бы быть проложена сеть крупных транснациональных коммуникаций.

2. Существуют противоречия между центрально-азиатскими странами. Скажем, есть приграничные проблемы между Узбекистаном и Казахстаном, а также между Узбекистаном и Киргизией. К примеру, 9 июня руководство министерства внутренних дел Киргизии обратилось в Совет безопасности республики с просьбой ускорить работу межправительственной киргизско-узбекской комиссии по определению межгосударственной границы.

Как сообщили источники в правоохранительных органах Киргизии, за последнее время увеличилось количество инцидентов на участках киргизско-узбекской границы, протяженность которых составляет более 500 км. По словам источников, только в июне было зафиксировано несколько случаев неправомерных действий узбекских пограничников в отношении граждан Киргизии в Баткенской области на юге страны. Два раза узбекские пограничники задерживали автомобили с нефтепродуктами и гражданами Киргизии на территории республики. Как отметил источник, один раз узбекские пограничники открыли огонь из автоматов по грузовому автомобилю ГАЗ-53, в котором находились два гражданина Киргизии. Кроме этого, узбекские военнослужащие обстреляли из автомата и задержали сержанта милиции Баткенского РУВД Киргизии. Только оперативное вмешательство киргизских пограничников, а также руководства УВД Баткенской области предотвратило арест и переправку на узбекскую территорию киргизского милиционера, отметил источник. Аналогичные факты зафиксированы на казахско-узбекской границе.

3. Состав сил, намеревающихся действовать из Афганистана против центрально-азиатских республик СНГ, разнороден. Специалисты предлагают различать движение “Талибан”, которое сейчас официально находится у власти в Афганистане и другие находящиеся в этой стране религиозные экстремистские организации. Такие, например, как Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Именно ИДУ, а не талибы планируют свое проникновение на территорию Содружества. В их целях лежит стремление создать на территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии мусульманское государство (халифат), подобное тому, что создали талибы в Афганистане. Таким образом ИДУ угрожает сразу трем республикам ЦА Содружества и РФ (фактор Чечни). Борьба с ИДУ на сегодняшний день является главной для этих стран Содружества.

Создание в Москве международного антитеррористического центра поэтому и поддержано странами СНГ, поскольку они поняли необходимость объединения усилий для борьбы с религиозными экстремистами и террористами. Таким образом объективно, роль России в Центральной Азии будет возрастать, поскольку стабильность в этом регионе будет во многом определять и стабильность в РФ.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ