Ратификация Госдумой РФ договоров СНВ-2 и “О запрещении испытаний ядерного оружия” с новой силой высветила проблему утилизации оружия массового поражения. Достаточно сказать, что Договором СНВ-2 предусматривается сократить к 31 декабря 2002 года суммарное количество боезарядов на развернутых межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), баллистических ракетах на подводных лодках (БРПЛ), тяжелых бомбардировщиках (ТБ) до 3000-3500 единиц, ликвидировать к этому сроку все МБР с разделяющимися головными частями (РГЧ), сократить количество боезарядов, числившихся за развернутыми БРПЛ, до уровня 1700-1750 единиц. То есть за несколько лет России необходимо будет уничтожить (утилизировать) несколько сот ракет и около 3000 тыс. ядерных боеголовок.
Между тем, по оценке Минобороны РФ, экономические условия не позволят России поддерживать после 2005 года – на уровне Договора СНВ-2 – 3000-3500 боезарядов. Поэтому, по мнению военных, необходимо безотлагательно приступить к подготовке проекта Договора СНВ-3 и довести суммарный уровень боезарядов до 1500 ед. Таким образом, утилизировать придется уже не менее 4000-4500 ядерных боеголовок.
Утилизация каждой МБР требует не менее 1 млн долларов США. Другая статья расходов – утилизация ядерных боеприпасов (ЯБП). Здесь тоже высокие расценки и большие затраты ресурсов. Американцы готовы покупать у России высокообогащенный уран и преобразовывать его в низкообогащенный. Ежегодный доход Минатома от этого около 400 млн долларов США. Но эти деньги почему-то не идут на дальнейшую утилизацию оружия массового поражения (ОМП), а служат для других целей государства.
К тому же серьезную экологическую и социально-экономическую проблему создают атомные подводные лодки (АПЛ), выведенные из боевого состава ВМФ РФ. Ежегодно на Северном и Тихоокеанском флотах образуется порядка 18-20 тысяч кубических метров жидких отходов и 6-7 тысяч кубических метров твердых отходов. Хранилища для твердых отходов, построенные в 1960-1962 годах, эксплуатируются до сих пор, но уже практически полностью заполнены. Жидкие отходы перерабатываются, но в недостаточных количествах.
На сегодняшний день из эксплуатации ВМФ выведено не менее 150 атомных субмарин (более 90 из них – на Северном флоте). Однако отработавшее ядерное топливо выгружено меньше чем из половины этих лодок. По оценкам экспертов, чтобы решить проблему радиационной безопасности старых субмарин на Северном и Тихоокеанском флотах, необходимо вложить 1-1,5 млрд долларов. Даже при таких затратах первоочередные работы займут около 10 лет, а дальнейшая реабилитация регионов потребует еще несколько лет. Полностью программа утилизации АПЛ стоит около 7-8 млрд долларов США.
Россия еще не приступала к уничтожения химического оружия. Программа по его уничтожению опаздывает на 4 года. По официальным данным, суммарное количество химического оружия по весу отравляющих веществ составляет в России около 40 тысяч тонн, то есть почти половину мировых запасов.
По словам начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны РФ генерал-полковника Станислава Петрова, с 1993 года по настоящее время на уничтожение химического оружия выделено 1,6 млрд рублей в ценах текущего года, что составляет 1,4 % от общей стоимости всей программы утилизации химоружия или 43 % от стоимости строительства первой очереди предприятия по уничтожению ХО в поселке Горный Саратовской области. Представитель Минобороны отметил, что подобная тенденция остается и в нынешнем году. Он сказал, что вместо 10,5 млрд рублей, предусмотренных программой, в бюджете выделено на эти цели всего 0,5 млрд рублей.
По мнению генерала, чтобы исправить существующее положение дел необходимо сконцентрировать все усилия на строительстве предприятий по уничтожению химоружия в поселке Горный Саратовской области (построен только наполовину) и поселке Щучье Курганской области (только в планах строительства). Кроме того, по словам генерала, необходимо существенно увеличить бюджетные ассигнования, предусмотрев выделение в 2001 году около 6 млрд рублей, 2002 и 2003 гг. – по 13 млрд руб., 2004 г. – около 12 млрд руб. В 2005-2013 гг. ежегодные затраты на эти цели в текущих ценах могут составить 6-7 млрд руб.
В целом же, по прогнозам военных экспертов, на реализацию Договора СНВ-2, утилизацию АПЛ и ОМП необходимо будет затратить несколько десятков миллиардов долларов США. Таких денег у России нет. Скажем, весь ее военный бюджет в 2000 году составляет всего около 5 млрд долларов. Для сравнения: начиная с 1992 года, американское правительство в общей сложности затратило не менее 9 млрд долларов на помощь России. То есть не менее 2-х оборонных годовых бюджетов нашей страны или по 12,5 % ежегодно.
Военный бюджет на 2000 год засекречен. Но несложный анализ открытой информации по проблемам ОМП в России говорит о том, что расходы на утилизацию химического и ядерного оружия незначительны. Так, по данным доклада Национального исследовательского совета Академии наук США, за последние три года ситуация с обеспечением безопасности ядерных материалов в России ухудшилась, а продолжающийся в стране финансово-экономический кризис еще больше обострил данную проблему. В связи с этим, делается вывод, министерство энергетики США должно увеличить помощь РФ в деле нераспространения расщепляющихся материалов, создания надежных систем их учета, контроля, хранения и физической защиты.
Как утверждают эксперты США, в настоящее время в России на 400 объектах содержатся около 75 тонн плутония и 600 тонн высокообогащенного урана, пригодных для создания ядерных вооружений. Москва и Вашингтон условились постепенно сокращать имеющиеся у них излишки радиоактивных материалов, однако на это уйдет не один год. Пока же правительство РФ испытывает острую нехватку средств, которые могли бы быть использованы для обеспечения их безопасного и надежного хранения, а также предотвращения утечки и контрабанды в другие страны. Чтобы не допустить этого, администрацией США выдвинута так называемая “Расширенная инициатива по содействию в ослаблению угрозы”.
В рамках этой инициативы президент США Билл Клинтон в апреле 2000 года предложил американскому конгрессу увеличить в 2001 финансовом году почти до 1 млрд долларов расходы на программы сотрудничества с Россией и другими бывшими советскими республиками в деле сокращения вооружений и нераспространения ядерных материалов и технологий. Клинтон предполагает выделить РФ и другим странам СНГ ассигнования в размере 4,52 млрд долларов в течение пяти лет. В текущем бюджете США на нее выделено 889 миллионов. По замыслам администрации, в новом финансовом году, который начнется в стране 1 октября, примерно половину из 974 млн долларов, запрошенных в рамках инициативы, получит министерство обороны США. Пентагон должен израсходовать 469 миллионов в основном на известную программу Нанна-Лугара, которая была разработана для оказания содействия России в демонтаже ее стратегических вооружений, сокращаемых по Договору СНВ-1, а также химического оружия.
По линии двух других ведомств, принимающих участие в реализации “Расширенной инициативы”, – министерства энергетики и госдепартамента – планируется затратить соответственно 364 млн и 141 млн долларов. Минэнерго США осуществляет сотрудничество с Минатомом РФ в обеспечении защиты и учета ядерных материалов, утилизации излишков оружейного плутония и урана, конверсии военного производства в российских “атомных городах”, повышении безопасности АЭС.
В свою очередь, внешнеполитическое ведомство США оказывает финансовую и техническую поддержку Центру науки и технологий в Москве, который обеспечивает временной работой специалистов из стран СНГ, трудившихся ранее на предприятиях “оборонки”. Отдельная программа госдепартамента нацелена на оказание содействия в выводе российских войск и вооружений с территории Грузии и из района Приднестровья в Молдавии.
Таким образом, хочет того Москва или нет, но ее разоруженческие инициативы в значительной степени будут оплачивать американские налогоплательщики. В США общественность не в восторге от такой ситуации, но там понимают, что за годы “холодной войны” на вооружения затрачено было куда больше – около 4,5 трлн долларов. Поэтому усилить безопасность на земле и в России янки, видимо, считают своим святым делом. Американская помощь не во всем, конечно, отвечает интересам России. Однако РФ еще пока слаба, чтобы от нее отказываться.