Противоречия между государствами Центральной Азии укрепляют позиции России в регионе

0:00
0

Визит Сергея Ястржембского в Ташкент, слухи о возможном приезде в столицу Узбекистана президента РФ Владимира Путина, прошедшие в конце марта – начале апреля командно-штабные учения центральноазиатских стран и России при наблюдателях из Армении и Белоруссии говорят о том, что Москва предпринимает попытку реанимировать полноценное сотрудничество с постсоветскими южными республиками бывшего СССР. Если взаимоотношения России с кавказскими государствами СНГ складываются не самым благоприятным образом, то отношения с центральноазиатскими странами гораздо лучше. Проблемы существуют между самими государствами региона и они, к сожалению, обостряются. Скажем, есть пограничные противоречия между Узбекистаном и Казахстаном. Казахстан на границе с Узбекистаном в районе Ташкентской области наращивает военную группировку. Между республиками почти полностью прекращено транспортное сообщение. Непростые отношения между Ташкентом и Душанбе. (Не исключено, что именно это обстоятельство не дало возможность присутствовать узбекскому воинскому контингенту на учениях в Таджикистане и ташкентскому руководству и пришлось организовывать параллельные маневры в Термезе.) В трудном положении Киргизия, которая находится в экономической зависимости от Узбекистана и Казахстана. Отгородился от своих соседей Туркменистан.

У Москвы же, как никогда, сейчас теплые отношения со всеми среднеазиатскими республиками. И объединительным стержнем служит необходимость обеспечения их внутренней безопасности, борьбы с терроризмом и международным экстремизмом. Вопрос этот актуальный, поскольку в каждой из стран СНГ существуют “горячие точки”, которые напрямую связаны с угрозами роста сепаратизма, дальнейшего распространения нестабильности, религиозного экстремизма, попытками массового захвата заложников, изменения существующих границ, смены власти.

Очевидно, что война в Чечне, античеловеческие действия ваххабитов в городах России, Центральной Азии и на Северном Кавказе, проблемы Приднестровья, Абхазии, Нагорного Карабаха, сепаратистские организации в Восточном Казахстане (сторонники создания так называемой “российской республики”), Крыму (ультраправые националисты, крымско-татарский общественный центр), Таджикистане (ваххабиты, сторонники присоединения Ленинабадской области к Узбекистану, а Горно-Бадахшанской области к России), состоявшиеся в постсоветские годы попытки покушения на президентов Азербайджана, Грузии, Узбекистана, угрозы и.о. президента РФ Владимиру Путину – все это формулирует актуальность задачи для объединения постсоветских республик в рамках общей системы безопасности.

Как известно, импульсом создания такой системы послужил состоявшийся в Москве 24-25 января саммит руководителей государств-участниц Содружества независимых государств, наметивший реальные шаги в этой области. Представители органов безопасности, военной контрразведки, внутренних дел, оборонных ведомств практически всех государств Содружества в феврале-начале марта обсуждали проект “Целевой программы борьбы с международным терроризмом и экстремизмом” и одобрили ее.

Теперь эта программа будет рассматриваться на заседании Совета министров иностранных дел государств СНГ, намеченном на май, а затем будет отправлена на обсуждение в правительства стран СНГ и утверждение главами государств.

Параллельно с этим приняты другие документы. Так, утверждено положение об антитеррористическом центре Содружества, который будет действовать в постоянном режиме в Москве, а его организующую основу составят элитные спецподразделения ФСБ России.

Главы силовых структур СНГ приняли решение начать подготовку многостороннего межведомственного соглашения по борьбе с терроризмом. Кроме того, намечено проведение ряда согласованных оперативно-розыскных мероприятий, в первую очередь специальной операции “Граница-заслон” для установления и привлечения к ответственности лиц, причастных к деятельности террористических групп, а также незаконному обороту наркотиков, оружия и боеприпасов.

Также принято решение осуществлять на постоянной основе обмен информацией о террористических и иных экстремистских организациях, действующих на территории государств Содружества. Намечено провести совместные учения спецподразделений по борьбе с терроризмом, оказание взаимного содействия в подготовке кадров для антитеррористических организаций, ряд других мер.

По этому поводу 16 марта состоялся Совет министров обороны СНГ. На этот саммит прибыли военные делегации всех республик СНГ за исключением Туркменистана, который традиционно отказывается от многосторонних контактов и переговоров в рамках Содружества и предпочитает двусторонние отношения. При этом обращает на себя тот факт, что делегации центральноазиатских стран были самыми представительными и возглавлялись министрами обороны. Узбекистан представлял генерал-лейтенант Юрий Агзамов, Казахстан – генерал-лейтенант Сат Токпакбаев, Киргизию – генерал-лейтенант Эсен Топоев и Таджикистан – генерал-полковник Шерали Хайруллоев.

Так было не всегда. На прошлый саммит, который состоялся накануне Нового года не прибыл казахский министр обороны, до определенного времени в 1993-1998 гг. практически игнорировал коллективные военные органы стран СНГ Узбекистан. Но на этот раз узбекское руководство прибыло в Штаб по координации военного сотрудничества с большой группой офицеров, которая должна будет начать на постоянной основе работать в нем. Возглавлять эту группу будет бывший министр обороны Узбекистана Хекматулла Турсунов.

“Причины активизации военных контактов стран Содружества понятны. За последнее время напряженность и нестабильность в некоторых странах СНГ усилилась. И появился общий враг – ваххабиты. А это и побуждает нас объединить усилия и противодействовать нестабильности”, – говорит Секретарь Совета министров обороны СНГ генерал-лейтенант Александр Синайский.

В качестве примера он приводит итоги недавнего совместного антитеррористического учения “Южный щит Содружества – 2000”, направленного на создание практической системы противодействия проникновению ваххабитов из Афганистана на территорию центральноазиатских государств. Маневры, как известно, начались 24 марта в Таджикистане. Руководил ими первый заместитель начальника штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ генерал-лейтенант Леонид Мальцев.

Задачи на них решались не только путем многосторонних контактов оборонных ведомств, но и при самой активной, планирующей и определяющей роли надгосударственных военных структур – секретариата Совета министров обороны и Штаба по координации военного сотрудничества государств -участниц СНГ (ШКВС).

Учения показали свою полезность, о чем и заявил 2 апреля министр обороны РФ, делая их разбор. При этом был вскрыт ряд недостатков и серьезных материальных, социальных, политических и юридических проблем, связанных с обеспечением войск. Представители ШКВС отмечают, что решать учебно-боевые задачи было бы гораздо легче, если бы войска стран СНГ представляли бы собой не временную коллективную систему, а действующую на постоянной основе коалиционную группировку сил и средств, то есть составляли общее боевое формирование, находились под единым командованием и обеспечивались из общего тыла. Создание таких формирований в планах Штаба по координации военного сотрудничества государств СНГ.

Между тем Россия сейчас уменьшает свое военное присутствие в Центральной Азии. По данным СМИ, сокращается и превращается в военную базу расквартированная в Таджикистане российская 201 мотострелковая дивизия.

“С точки зрения долгосрочных стратегических интересов России военная база нужна в регионе. Ее присутствие диктуется не только проблемами, связанными с непрекращающейся войной в Афганистане, внутренней нестабильностью, действиями террористов и ваххабитов, но и сохраняющейся возможностью межэтнических и региональных конфликтов”, – говорит Александр Синайский. Он подчеркивает то, что Россия сейчас переходит к новому направлению своей внешней военной политики. Физическое военное присутствие РФ за рубежом уменьшается, при этом главный упор делается на оказание долгосрочной военной помощи государствам: советниками, поставками боевой техники, вооружений и боеприпасов. Формируются военные базы, которые при меньших затратах со стороны государства способны отстаивать интересы России за рубежом. Одна из таких баз и создается сегодня в Таджикистане, сказал Синайский.

Таким образом, Россия и центральноазиатские страны СНГ объединяют свои усилия в борьбе с общим врагом – международным терроризмом и экстремизмом. По мнению военных экспертов, это является реальной основой, которая может сплотить постсоветские республики и даст импульс для дальнейшей интеграции их в политико-военной и экономической области.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ