Вслед за делимитацией границы и наращиванием военной инфраструктуры будет введен визовый режим поездок по странам этого региона
В центральноазиатских республиках начат новый процесс размежевания. Вслед за Туркменией визовый режим для граждан СНГ намерен ввести и Узбекистан. Как сообщил 10 февраля посол Казахстана в Узбекистане Умарзак Узбеков, его внешнеполитическим ведомством 14 января получена официальная нота министерства иностранных дел Узбекистана, в которой сообщается, что правительство республики рассматривает вопрос о прекращении действий соглашения о безвизовом продвижении граждан СНГ по территории его участников, подписанного в Бишкеке 9 октября 1992 года.
В этой связи МИД Узбекистана направил для рассмотрения казахской стороне проект соглашения между правительствами двух стран о взаимных поездках граждан обоих государств. Одновременно Ташкент предложил обсудить будущий визовой режим, порядок въезда и выезда граждан обоих государств.
Одновременно подобные документы и согласования направлены и другим государствам СНГ. Трудно сказать, насколько обосновано такое решение Узбекистана, однако не исключено, что оно связано с недавними террористическими актами в республике и тем, что визовый режим намерена ввести Россия. Правда сообщалось, что такое решение Москвой принято только пока в отношении Грузии и Азербайджана.
Между тем решение “отгородиться” от своих соседей, особенно от Казахстана Узбекистану будет трудно. Граница между Узбекистаном и Казахстаном составляет около 2 тыс. км. В Узбекистане в настоящее время проживает порядка 1 млн казахов, большинство из которых является гражданами Узбекистана. Так или иначе, проблемы между Ташкентом и Астаной начинают обостряться.
Как сообщили агентству “Интерфакс-Казахстан” в пресс-службе МИД Казахстана, согласно решению правительства с 1 февраля 2000 года иностранные граждане, имеющие визы стран-участников соглашения о взаимном признании виз государств СНГ, смогут осуществлять проезд через территорию Казахстана только при наличии казахстанских транзитных виз.
По информации пресс-службы, данный шаг является временной мерой, направленной, в первую очередь, на приостановление фактов нелегальной миграции на территорию Казахстана, а также для предотвращения использования казахстанской территории в целях незаконного проникновения в сопредельные государства. Наблюдающийся в последнее рост незаконной миграции представляет собой “серьезную угрозу” национальной безопасности республики, подчеркивается в сообщении пресс-службы.
Существующая с сопредельными государствами прозрачность границ, отмечает пресс-служба, используется преступными элементами в качестве “транзитного коридора” для контрабанды оружия и наркотиков, что в свою очередь способствует осложнению криминогенной обстановки на всем пространстве СНГ и, в частности, в Казахстане. В пресс-службе напомнили, что с 1 и 15 января 2000 года действие соглашения о взаимном признании виз стран СНГ приостановили соответственно Узбекистан и Россия.
Прозрачность границ хочет ликвидировать и Узбекистан. Однако делает это своеобразным способом. По сообщению агентства “Интерфакс-Казахстан” в пресс-службе ГУВД Южно-Казахстанской области (ЮКО), 26 января группа из восьми узбекских граждан, в том числе четверых военных, двое из которых были вооружены автоматами, используя БТР, проводили разметку границы между государствами. При этом разметка в виде вбитых в землю кольев проводилась на административной территории ЮКО.
27 января МИД Казахстан выразил “жесткую” ноту протеста официальному Ташкенту по поводу этого инцидента. Об этом министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов в тот же день сообщил журналистам. По словам Е.Идрисова, он встречался в минувшую среду в Москве со своим узбекским коллегой и проинформировал его “о недопустимости таких незаконных действий”.
Е.Идрисов отметил, что “есть нормальный, цивилизованный способ определения границы”. По его словам, в настоящее время существует административная госграница, которая была определены между Казахской и Узбекской ССР еще при Советском Союзе. “В данном случае я не хотел бы давать комментариев”, – сказал министр. Он подчеркнул, что казахстанская сторона “внимательно отслеживает” данную ситуацию. Идрисов отметил, что договорился с узбекской стороной “об ускорении процесса переговоров” по делимитации” казахстанско-узбекской госграницы.
Между тем уже 28 января министр обороны Казахстана Сат Токпакбаев сообщил, что весной к южным границам Казахстана дополнительно будет передислоцировано несколько военных гарнизонов и работы по их перемещению уже начались. По его словам, это делается для того, чтобы укрепить южные рубежи республики “в связи с прошлогодними событиями на юге Киргизии и Узбекистане”. В первую очередь будут укреплены границы с Киргизией, сказал министр. В целом же, по его мнению, необходимо менять географию расположения воинских частей на территории Казахстана.
Может это совпадение, но складывается впечатление, что Казахстан больше озабочен не столько участком границы с Киргизией, сколько с Узбекистаном. По крайне мере, именно в приграничную с Узбекистаном Южно-Казахстанскую область и совершил недавно поездку министр обороны Казахстана.
8 февраля он посетил военные гарнизоны, расположенные в Сарыагашском районе на границе с Узбекистаном. По информации “Интерфакса”, Токпакбаев посетил также ряд военных частей, дислоцированных в Чимкенте (административный центр ЮКО). Кроме того побывал в городе Арысь, где расположены крупные склады боеприпасов министерства обороны республики. 16 февраля в Ташкенте был завершен первый раунд казахстанско-узбекских переговоров по делимитации госграницы. Они прошли за закрытыми дверями. Однако, по некоторым источникам, договоренности не достигнуты. Как сообщил помощник президента по национальной безопасности Казахстана, секретарь совета безопасности Марат Тажин, процесс делимитации границ длительный, однако работы по нему будут активизированы.
Почему Казахстан и Узбекистан стремятся отделиться друг от друга с одной стороны ясно – прочные границы нужны для заслона от террористов. Однако страны ждут большие проблемы. Ташкентский район, близ которого произошел инцидент на границе, имеет очень сильную плотность населения. Многие семьи живут на казахстанской территории, а ездят на работу в узбекскую столицу. После распада СССР и совершенных в Ташкенте терактов это сопряжено с трудностями, поскольку проезд автобусов из Ташкента в сторону Казахстана и обратно происходит только до границы. После нее жители пересаживаются уже на другие маршрутные средства.
Надо сказать, что подобными кордонами Узбекистан оградился по всему периметру своих границ. Особенно с Таджикистаном. В Узбекистан не пропускаются ни таджикские, ни туркменские машины. И вот настала очередь Казахстана. Сегодня Ташкент и Астана соревнуются, кто влиятельнее в Центральной Азии. Но от их соревнования пока никто не выигрывает, а у населения создаются трудности. При этом у двух среднеазиатских республик присутствует синдром недоверия друг к другу.
Скажем, в подписанной 10 февраля новой военной доктрине Казахстана сказано, что “…в качестве основных внешних угроз Казахстану рассматриваются: существующие и потенциальные очаги военных конфликтов в непосредственной близости от границ республики, возможность проникновения в республику бандформирований экстремистов и террористов, чрезмерное наращивание некоторыми странами региона военной мощи”. В доктрине не говорится, какие это страны, хотя понятно, что речь идет об Узбекистане, увеличившим в два раза численность войск, которые были на его территории. Между тем квоты вооружений России близ западных границ Казахстана небольшие.
Узбекская армия самая боеспособная. При этом она делает осторожные шаги в отношении дружбы с Россией. Казахстан – наоборот. Он участник Договора о коллективной безопасности. Узбекистан же из него вышел и вошел в созданное под патронажем НАТО объединение республик ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Активно поддерживает отношения со странами НАТО и США.
Так, 8 февраля в Ташкенте состоялась Научно-практическая конференция “Вооруженные конфликты в Центральноазиатском регионе и их влияние на развитие военного искусства”. Как сообщили в пресс-службе Минобороны Узбекистана, в работе конференции приняли участие высший офицерский состав всех силовых министерств страны, представители министерств иностранных дел, макроэкономики и статистики и других ведомств, а также представители штаба по координации военного сотрудничества государств СНГ, военные атташе США, ФРГ, Франции, Турции, Украины, Китая и России. Заметим, что о присутствии конкретных представителей центральноазиатских республик на конференции не сообщалось. Их не было, или их не назвали?
Между тем очевидно, что тема конференции – региональная и международная. Как отмечалось на ней, центральноазиатский регион в настоящее время “стал объектом преступных устремлений радикально настроенных экстремистских сил и диверсионно-подрывных центров, стремящихся осуществить экспансию международного терроризма, религиозного экстремизма и фанатизма”. В этих условиях важнейшей задачей государств региона становится создание мобильных самодостаточных и хорошо оснащенных вооруженных сил… Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Казахстан их создают. Милитаризация региона нарастает.
Однако неизвестно к чему приведет создание более плотных кордонов по разъединению людей, некогда живших на одной территории и объединенных общими целями.