Военные успехи в Чечне отягощены сложной экологической обстановкой

0:00
0

Официальные военные органы и специалисты заявляют, что решение гуманитарных проблем Чечни потребуют значительных капиталовложений, которых попросту нет

Войска заканчивают контртеррористическую операцию на равнине Чечни и направляют свои усилия в горы. Представителями военного ведомства официально объявлено о начале сокращения группировки войск в Чечне. Инициатива, видимо, скоро перейдет от армейских сил к внутренним войскам и милиции, начнется более интенсивно налаживаться мирная жизнь – возвращение беженцев, восстановление хозяйственных объектов и жилья. Эта мирная жизнь еще долго будет иметь полувоенную окраску, поскольку основу власти в республике составляют военные комендатуры, финансы текут через полевые учреждения Госбанка РФ, а в администрации полномочного представителя правительства РФ в Чечне, вице-премьера России генерала Николая Кошмана работают офицеры. И такая политика вполне закономерна. Для переходного периода от войны к миру нужны переходные органы власти.

Выполняя боевые задачи, войска МО РФ решают и гуманитарные проблемы. Одна из них – экологическая. 9 февраля в интервью газете “Время MN” начальник Управления экологической безопасности Вооруженных сил РФ генерал-майор Борис Алексеев заявил, что экологическая безопасность в Чечне достигла крайней точки. Генерал Алексеев подчеркнул, что ликвидацией последствий экологических катастроф в гражданской инфраструктуре войска не занимаются. Значит очаги заражений в Чечне будут ликвидированы не скоро. На это, по данным военных экологов, нет денег.

Между тем масштабы загрязнений на Северном Кавказе огромны. О многих экологических проблемах свидетельствует и пресс-релиз, выпущенный на днях пресс-службой Минобороны РФ. По ее данным, к началу контртеррористической операции на Северном Кавказе в Чечне появилось большое количество частных мини-нефтезаводов и нефтеперегонных установок, число которых летом 1999 года составляло более 1500. Их деятельность к настоящему времени привела к формированию мощных очагов загрязнения нефтепродуктами подземных вод, зоны аэрации и почвы. Если в 1995 году более 30% территории Чечни характеризовалась как “зона экологического бедствия”, а еще около 40% территории республики имели статус зоны с особо неблагоприятной экологической обстановкой, то сейчас такие зоны составляют почти половину территории республики.

К примеру, в Грозном в результате многолетних аварийных утечек нефтепродуктов из коммуникаций и хранилищ в зоне аэрации и грунтовом горизонте скопилось более 2 млн тонн нефтепродуктов. В пределах этой территории (30 кв. км) сформирован грунтовый нефтеводоносный горизонт с верхним плавающим слоем нефтепродуктов, выходящий на отдельных участках долины реки Сунжа на поверхность путем открытого просачивания.

Средняя глубина проникновения нефтепродуктов в почву достигает более 2-х метров. Концентрация нефтепродуктов в почвах вблизи источников загрязнения превышает естественную в 10 и более раз.

Оценивая загрязнение подземных вод, военные экологи утверждают, что они загрязнены нефтепродуктами, фенолами, аммиаком, органическими веществами, сульфатами и пестицидами. Наиболее загрязненными нефтепродуктами и фенолом являются районы г. Грозного, села Сары-Су и особенно села Карголинское, где концентрация указанных загрязнителей в воде превышает предельно допустимую (ПДК) в 100-1000 раз. Эти районы характеризуются как зоны “экологического бедствия”.

Наземные водные бассейны в Чечне также загрязнены. Из рек, протекающих по территории Чеченской Республики, наиболее экологически опасными являются реки Терек, Сунжа, Аргун и Белка. Основными загрязнителями в них являются органические вещества (нефтепродукты), тяжелые металлы (медь, цинк, свинец). Качество воды в реке Сунжа низкое, по комплексным оценкам она характеризуется как грязная.

По последним данным, загрязнение в реке Аргун, в результате работы кустарных заводов и установок по переработке нефти, по нефтепродуктам в отдельных местах превышает 1000 ПДК. Аналогичная ситуация отмечается и по загрязнениям рек Белка и Терек. Угроза экологической катастрофы нависла над Каспийским морем и его уникальными рыбными запасами. Данные факты нельзя расценивать иначе, как проявление “экологического терроризма” по отношению к местному населению и окружающей природной среде.

Существует определенная опасность радиационного заражения местности. На территории Чеченской Республики с 60-х годов расположен спецкомбинат “Радон” (г. Грозный) – предприятие, основной задачей которого являлось транспортирование и захоронение радиоактивных отходов (РАО) малой и средней мощности. До 1990 года спецкомбинат функционировал и обслуживал республики Северного Кавказа, в настоящее время он прекратил прием РАО.

В марте 1995 года, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23.02.95 г., межведомственной комиссией было проведено обследование мест временного хранения и складирования источников ионизирующего излучения на объектах города Грозного. Согласно акту обследования, технологические помещения и оборудование ПЗРО находились в неработоспособном состоянии, учетная документация на источники ионизирующего излучения отсутствовала, места их хранения не были обеспечены охраной и не соответствовали требованиям радиационной безопасности. В настоящее время объекты ПЗРО взяты федеральными войсками под надежную охрану.

Поступают все новые данные о находках взрывчатых веществ. 9 февраля в СМИ прошло сообщение, что 250 кг взрывчатого вещества гексоген обнаружили в Чечне сотрудники недавно созданного республиканского оперативного управления по борьбе с организованной преступностью.

Пробы гексогена переданы криминалистам для их сравнительного анализа со взрывчатым веществом, который использовался при проведении терактов в Москве, Волгодонске и Буйнакске.

Между тем совершенно ясно, что находка гексогена будет не последней в Чечне. Спецслужбы утверждают, что готовятся новые теракты. А значит возможно образование новых разрушений и зон экологической опасности. Однако средств на их ликвидацию будет выделено мало. Вице-премьер Кошман сказал, что в 2000 году на обустройство Чечни будет истрачено 2-3 млрд. рублей. При этом на восстановление Грозного (в городе не уцелело ни одного дома) средств не предусмотрено. А на военную инфраструктуру будет истрачено почти 900 млн рублей, т.е. будет потрачен каждый третий рубль из запланированных. А это еще раз подтверждает, что именно с военным фактором связывает сегодня Кремль возрождение непокорного субъекта Федерации.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ