О некоторых итогах военного строительства в России

0:00
0

Вступая в XXI век, государства, к сожалению, не смогли полностью исключить военный фактор из инструментария своей внутренней и внешней политики. Именно поэтому в новой редакции Концепции национальной безопасности (КНБ) РФ записано, что “национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации”.

Чтобы понять, почему именно так определено в документе, достаточно познакомиться с характером внутренних и внешних угроз, которые также изложены в КНБ. Вот некоторые, связанные с задачами обеспечения военной безопасности России, угрозы: территориальные проблемы в связи с отсутствием четкого правового оформления государственных границ; вмешательства во внутренние дела РФ, включая посягательства на государственное единство и территориальную целостность; попытки игнорировать (ущемлять) интересы РФ в решении проблем международной безопасности; возникновение и эскалация вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ РФ и ее союзников; создание (наращивание) группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ и ее союзников; расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ; действия, направленные на подрыв глобальной региональной стабильности, и т.п.

Эти угрозы не надуманы, и их реальность демонстрируют события, начавшиеся в августе 1999 года на Северном Кавказе. Именно применение значительного контингента Российской армии и других силовых структур страны позволяют сегодня установить в горячих точках Северного Кавказа конституционный строй.

Бандиты развязывают партизанскую войну. А это значит, что безопасность в Чечне еще долго будет зависеть от действий воинских федеральных сил и правоохранительных органов.

В сравнении с прошлой чеченской кампанией, успех войск в Чечне все же есть. И он во многом обусловлен конкретными шагами военной реформы в РФ, проведенной за последние несколько лет. С 1997 года сокращены до необходимых размеров Вооруженные силы, проведена оптимизация управленческих структур, что позволило сконцентрировать средства и создать части и соединения постоянной готовности, укомплектовать их до штатов военного времени и организовать их полноценную активную боевую учебу. Именно эти части и соединения действуют сегодня в Чечне.

Россия сумела создать определенный правовой задел военного строительства в РФ. В июне 1997 года президентом был утвержден Замысел реформирования ВС. Через месяц после утверждения Замысла была утверждена Концепция строительства Вооруженных Сил на период до 2005 года. Это программный документ, на основании которого развернулась крупномасштабное количественно-качественное преобразование структуры, состава Вооруженных Сил, сокращение их штатной численности.

В 1998 году утверждены Основы (концепция) государственной политики Российской Федерации по военному строительству. В этом документе впервые удалось достичь определенности в решении вопросов оптимизации, консолидации военной организации государства. В частности, укрупнены некоторые округа и им придан статус оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований Вооруженных Сил Российской Федерации на соответствующих стратегических направлениях. В соответствии с Федеральным законом “Об обороне”, на них возложены в пределах их границ функции оперативного руководства объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны.

Сейчас положение об оперативно-стратегическом командовании находит реальное воплощение на примере образования Объединенной группировки войск на Северном Кавказе (ОГВ на СК). В эту группировку входят части и соединения различных силовых структур. А возглавляет ее командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Виктор Казанцев. Эффективность управления ОГВ на СК очевидна, о чем свидетельствуют в основном успешные и слаженные действия в Чечне войск Минобороны, МВД РФ, пограничников, милиции.

Таким образом, необходимость и эффективность применения Вооруженных Сил в отражении локальной террористической агрессии и решении проблем внутренних конфликтов в стране доказана практикой. Между тем внешние угрозы требуют совершенствования и поддержания в необходимой боевой готовности и стратегических сил сдерживания. В них также были проведены масштабные преобразования в последние годы.

В 1997 году Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны Войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации были объединены в вид войск Ракетные войска стратегического назначения. Результатом интеграции явилось тридцатипроцентное сокращение численности управленческого аппарата и упразднение параллельных структур, при этом уровень боеготовности поднялся на 15-20 процентов, при значительной экономии средств на содержание сокращенной численности войск, оптимизации состава научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), серийных поставок, кооперации промышленности и т.п. В настоящий момент в РВСН на боевое дежурство заступили два новых полка “Тополь-М”.

В 1998 году Военно-Воздушные Силы и Войска противовоздушной обороны были преобразованы в вид Вооруженных Сил Российской Федерации – Военно-Воздушные Силы. За счет объединения управленческих структур двух видов войск штатная суммарная численность войск ПВО и ВВС уменьшилась на 30-40 процентов. Сейчас в ВВС укрупняется группировка дальней авиации. Существенную реорганизацию претерпел также Военно-морской флот. И он тоже пополнится в ближайшее время атомными подводными крейсерами.

Зачем это нужно России, говорить не приходится. В 1999 году Североатлантический Союз принял в свой состав 3-х новых членов – Чехию, Польшу и Венгрию. Можно предположить, что это не угрожает России, но, по мнению руководства Минобороны РФ сам факт присутствия у ее границ боевой техники, кораблей и авиации НАТО говорит о том, что порох надо держать сухим. Альянс уже продемонстрировал России свое “миролюбие”. Под видом миротворческой акции НАТО ввело свои войска на территорию Югославии. В Косово по-прежнему угнетается сербское православное население. И уже становится очевидным, что НАТО просто заняло стратегически важный плацдарм в центре Европы.

Именно выгодное географическое положение Югославии, находящейся на пересечении транспортных путей и интересов многих стран мира, предопределило место концентрации натовских сил.

Новая стратегическая концепция НАТО предусматривает расширение географии возможного применения военной силы далеко за пределы “зоны ответственности” альянса. И здесь настораживает не только усиление военно-политической активности на постсоветском пространстве, но и очевидные заявки на объявление этих регионов сферой интересов безопасности НАТО. Так, в зону интересов альянса входят теперь уже не только страны каспийского региона, но и Центральной Азии. Но свои интересы здесь есть и у России. Таким образом, сам факт столкновения этих интересов говорит о том, что Россия должна совершенствовать свою военную мощь.

Тем более что Вашингтон намерен выйти из Договора о противоракетной обороне от 1972 года. Решение об этом будет принято летом 2000 и есть большая вероятность, что запрещенная договором по ПРО система противоракетной обороны будет все же развернута. Выбор районов дислокации такой системы национальной ПРО (Аляска и авиабаза Гранд-Форкс, Северная Дакота) свидетельствует о ее направленности – для перехвата баллистических ракет, стартующих, в первую очередь, с территории России и Китая. В этих условиях Россия будет предпринимать ответные меры.

Россия сумеет защитить свой суверенитет. Постепенно налаживается экономическая жизнь в стране. Это ощущается по выполнению государством бюджетных обещаний перед Вооруженными силами. Фактически впервые за всю постсоветскую историю запланированные расходы на национальную оборону в 1999 году выполнены полностью. В 2000 году намечается в 1,5 раза увеличить оборонный заказ. Армия пополнится новыми современными видами вооружений. А это значит, что национальная безопасность России будет под надежной защитой.

Все это произойдет, если в России будет мир и согласие, и власть будет опираться на демократические принципы. Однако, на самом деле есть много факторов, которые могут помешать этому, в том числе и выборы нового главы государства. Никто не может доподлинно предсказать, как поведет себя Путин (как один из реальных претендентов на президентский пост), став главой государства. Между тем его стремление увеличить военный бюджет и усилить армию с одной стороны свидетельствуют о его заботе о государстве, с другой – дает предпосылки для формирования при известных обстоятельствах тирании и авторитарной власти в стране.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ