Противоречия между Москвой и Тбилиси обостряются

0:00
0

Стремление Грузии в НАТО встречает жесткое противодействие со стороны России

5 ноября российский МИД официально предложил Грузии и Азербайджану начать переговоры о введении визового режима пересечения границ этих стран с Россией. Как известно, распоряжение о начале переговоров по введению визового режима с Грузией и Азербайджаном дал премьер-министр РФ Владимир Путин 4 ноября. При этом предполагается также установить жесткий контроль за передвижением финансовых средств в эти два государства Закавказья.

Как сообщил журналистам один из участников заседания правительства, состоявшегося 4 ноября, в ходе его премьер Владимир Путин поручил Центральному банку РФ, Минфину и Госкомсвязи РФ разработать систему мер проверки перевода денежных средств с территории России в Грузию и Азербайджан. “Должен быть установлен контроль не только за передвижением криминальных лиц, но и криминальных денег”, – процитировал источник высказывание на этот счет В.Путина. Путин подчеркнул, что эти меры должны быть “взвешенными и временными”, введены на период проведения спецоперации на Северном Кавказе. Одновременно эти меры не должны навредить двусторонним отношениям России с Грузией и Азербайджаном, подчеркнул премьер. По некоторым данным, сообщил участник заседания правительства, ежемесячно из России только в Азербайджан переводится до 1,5 млн долларов.

Понятно, что ужесточение финансового контроля и введения визового пересечения границы не сиюминутное дело. Поэтому в целях уменьшения возможности проникновения на Северный Кавказ террористов из дальнего зарубежья 4 ноября Правительство РФ приняло ряд конкретных мер по организации нового порядка пропуска граждан через государственную границу РФ в пределах Северокавказского района. Постановление правительства РФ N 1223 по данному вопросу подписал председатель правительства РФ Владимир Путин.

Таким образом Москва в целях обеспечения контртеррористической операции в Чечне организовала относительную изоляцию Азербайджана и Грузии от юга России. Понятно, что это объективные шаги и они вызваны не какими-то антидружественными, предвзятыми шагами Москвы по отношению к этим государствам. Между тем именно в это время, когда усилилась работа по ужесточению мер, связанных с противодействием проникновения в Россию с территории Азербайджана и Грузии боевиков и оружия, в этих государствах усилилась антироссийские риторика и действия.

Выступая на пресс-конференции 8 ноября в Тбилиси и отвечая на вопрос о намерении России ввести с Грузией и Азербайджаном визовый режим, Э.Шеварднадзе назвал эту идею “не до конца продуманной”. Он заявил, однако, что несмотря на то, что эта инициатива “противоречит соглашению стран СНГ о свободном безвизовом перемещении”, Грузия готова начать по данному вопросу переговоры с Россией.

Между тем Грузия в жесткой форме отказала Москве разместить на чечено-грузинской границе российских пограничников. Также Тбилиси отказал Москве в использовании Группы российских войск в Закавказье для уничтожения боевиков со стороны Главного Кавказского хребта с юга вдоль Аргунсткого ущелья.

Это важное стратегическое направление сегодня контролируется РФ только с помощью авиации. Как заявили на днях представители российских спецслужб, чеченские боевики считают “стратегически важной” дорогу Итум-Кале-Шатили, которая проходит через чеченский участок российско-грузинской государственной границы. По их словам, самолеты военно-воздушных сил РФ регулярно бомбят эту дорогу для создания на ней завалов. Однако боевики ежедневно проводят работы по расчистке образовавшихся заграждений. “Именно здесь проходит в Чечню основное количество наемников, в том числе арабов и косовских албанцев, а также оружия и боеприпасов”, – утверждают представители силовых структур.

Кроме этого, продолжили они, “имеются сведения о том, что из Грузию в Чечню оружие и наемники до сих пор доставляются на вертолетах и легких самолетах”. Со ссылкой на оперативные данные в силовых структурах РФ сообщили, что на территории Грузии чеченские боевики намерены создать несколько лагерей по подготовке террористов и также баз на случай, если федеральные силы их “выдавят” из Чечни. По мнению представителей этих структур, грузинская сторона сегодня не в состоянии самостоятельно обеспечить охрану чеченского участка границы с Россией. “В этой связи отказ грузинской стороны от совместной охраны границы явно на руку бандформированиям”, – заявили они.

Также Минобороны РФ распространило информацию о том, что, якобы, в Тбилиси достигнута договоренность с чеченским руководством о размещении в Грузии правительства Чечни в изгнании. МИД Грузии сразу же отреагировал, назвав такое заявление “клеветническими и лишенными всяких оснований”.

Министр обороны Грузии Давид Тевзадзе в беседе с журналистами 10 ноября также назвал абсурдными утверждения о возможном размещении в Грузии чеченского правительства в изгнании. По мнению Д.Тевзадзе, подобные обвинения в адрес Грузии можно рассматривать как “шантаж”.

Понять грузинских политиков можно. Пока нет доказательств того, что официальный Тбилиси помогает чеченским террористам. Однако, понимая, что грузинская пограничная служба только налаживает свою деятельность, совершенно очевидно, что она не полностью контролирует ситуацию на юге своей республики и существует реальная возможность прохода через границу боевиков и террористов.

Между тем на фоне отказов России о совместном контроле чечено-грузинской границы, Тбилиси в открытую делает заявления о своих намерениях вступить в НАТО и выказывает недовольство российским военным присутствием в стране.

3 ноября советник президента Грузии по международным вопросам Шалва Пичхадзе заявил, что превышение Россией на южном фланге на длительное время квот на вооружения, установленных Договором об обычных вооруженных силах в Европе, подтолкнет Тбилиси в будущем к более активным действиям по вступлению в НАТО.

Как сказал Пичхадзе, страны НАТО, согласно информации СМИ, “не могут быть уверены в том, что Россия не использует чеченскую проблему для увеличения своего военного присутствия на Кавказе”. Отметив, что чеченская проблема, безусловно, является внутренним делом России, Пичхадзе сообщил о мнении Тбилиси, согласно которому возможная эскалация конфликта может затронуть интересы национальной безопасности государств Южного Кавказа.

О том, что Грузия к 2005 году будет готова подать заявку на вступление в НАТО, заявил 10 ноября также заместитель министра обороны страны Григол Катамадзе. При этом, заверил он, “этот шаг нельзя рассматривать как враждебный по отношению к России”, к стратегическому партнерству с которой, в том числе в военной сфере, Грузия по-прежнему готова. Заместитель министра обороны напомнил, что обоюдное стремление к стратегическому партнерству декларировано в подписанном в 1994 году главами двух государств договоре о дружбе и сотрудничестве между Россией и Грузией.

Г.Катамадзе признал, что в настоящее время во взаимоотношениях в военной области между Грузией и Россией имеется ряд противоречий, которые проявились в ходе состоявшихся на минувшей неделе в Москве переговоров экспертов военных ведомств двух стран. В первую очередь речь идет об отказе грузинской стороны на просьбу Москвы использовать российские военные базы в связи с событиями в Чечне. “Несмотря на наличие противоречий, мы готовы к конструктивному диалогу с российскими коллегами”, – сказал Г.Катамадзе. Замминистра назвал безосновательными обвинения некоторых российских политиков и военных в адрес Тбилиси в том, что своим активным сотрудничеством в военной сфере с США и НАТО Грузия наносит урон интересам России на Кавказе. Как заявил в связи с этим Г.Катамадзе, “Грузия в межгосударственных отношениях руководствуется исключительно собственными национальными интересами и обеспечивает их с прагматических позиций”. “Мы не раз обращались к России за помощью в строительстве вооруженных сил, но помощи не было. Она поступила от США и стран НАТО”, – добавил Г.Катамадзе.

Как заявил на днях глава Грузинского государства Эдуард Шеварднадзе, Грузия “постучится в двери НАТО” к 2005 году, если он будет переизбран на пост президента. По его словам, Грузия рассматривает вступление в североатлантический альянс как “стратегический курс на относительно отдаленную перспективу”.

Не вызывает сомнения, что усиление влияния НАТО на Кавказе затрагивает интересы России. Нынешнее грузинское руководство не во всем идет на уступки Москве в вопросах обеспечения безопасности в Северо-Кавказском регионе. Таким образом все это может быть основой для развития новых противоречий между Москвой и Тбилиси, а значит не будет способствовать укреплению мер доверия и дружбы между странами.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ