9 октября в газете “Красная звезда” был опубликован для обсуждения проект Военной доктрины (ВД). Факт сам по себе знаменательный, поскольку в новейшей истории такого еще не было. Однако обсуждение это оказалось бутафорным. На него отвели всего 10 дней! Уже 20 октября первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов провел пресс-конференцию, рассказав о проекте ВД как о законченном документе. Позже в этот же день в Министерстве обороны РФ под руководством министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева состоялось заседание редакционной комиссии по доработке проекта Военной доктрины. Как отмечает пресс-служба министерства обороны РФ в работе заседания приняли участие руководители министерств и ведомств РФ, члены Коллегии Минобороны России, начальники главных и центральных управлений военного ведомства. Как видно, обсуждение было представительное. Однако складывается впечатление, что это обсуждение, по всей видимости, последнее.
Выступая с докладом перед собравшимися, первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ Валерий Манилов дал оценку поступившим в ходе обсуждения проекта предложения, рекомендациям членов редакционной комиссии, руководителей министерств и ведомств, учреждений и организаций, ученых, а также предложения, которые были отражены в некоторых средствах массовой информации. В процессе обсуждения принято решение окончательно доработать текст проекта ВД и представить его на рассмотрение Совета Безопасности РФ.
Как заявил представитель Генштаба Валерий Манилов, по указу президента обсуждение проекта ВД в Совете безопасности должно состояться в ноябре. Однако он уточнил, что скорее всего принятие документа и подписание его президентом произойдет после того, как будет уточнена и обсуждена на Совбезе Концепция национальной безопасности, которая также сейчас готовится соответствующими исполнительными органами РФ. Между тем актуальность принятия новой военной доктрины налицо.
Предшественник нового проекта ВД – “Основные положения военной доктрины Российской Федерации” – был подготовлен келейно и введен Указом N 1833 Президента РФ Бориса Ельцина 2 ноября 1993 года в период так называемого “вакуума власти”. Месяцем раньше до его принятия (как известно, в октябре) был разогнан Верховный Совет России, в это время только готовился проект Конституции и намечались выборы Госдумы.
Между тем спустя несколько лет, у России, в связи с расширением НАТО и появлением тенденции формирования однополярного мира, усилением экстремизма и терроризма на Северном Кавказе, возникли новые внешние и внутренние угрозы. В связи с этим в проекте ВД уточнен ряд положений. Так, в нем говорится, что “ряд потенциальных внешних и внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в том числе крупномасштабных, сохраняется, а на ряде направлений усиливается”. Это новое положение. Оно контрастирует с тем, что было записано в предшествующем документе, определявшем, что широкомасштабной агрессии против России в ближайшем будущем не предвидится. Такую постановку вопроса в существующей доктрине в свое время критиковал экс-министр обороны Игорь Родионов и другие высокопоставленные генералы.
Не называя напрямую НАТО, авторы проекта ВД, пишут о том, что внешними для России угрозами являются “попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении вопросов международной безопасности”, “создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущих к нарушению баланса сил”, “расширение военных блоков и союзов” и т.п. И это тоже звучит убедительно.
Россия “может применить ядерное оружие, когда под угрозу будут поставлены существование государства, его независимость и территориальная целостность”. Это тоже впервые четко прописано в проекте ВД. По словам первого заместителя начальника Генерального штаба РФ генерал-полковника Валерия Манилова, такая позиция в вопросе о возможном применении ядерного оружия “касается любых – ядерных, неядерных, – каких угодно государств”.
Характеризуя новый документ, генерал отметил, что в настоящее время “практически до минимума сократилась угроза ядерной глобальной войны”, однако для России складываются новые угрозы. “После распада Варшавского договора казалось, что НАТО теряет смысл существования. Но этого не произошло. Наоборот, появилась новая, очень серьезная угроза – расширение НАТО на Восток”, – говорит В.Манилов. По его словам, “фактически распространение военной структуры НАТО и втягивание в нее новых стран означает создание новых разделительных линий в Европе”. “А это объективно представляет собой потенциальную угрозу России, так как эти линии приближаются к нам вплотную”, – подчеркнул генерал.
При всей важности сделанных в ВД выводов, ряд ее статей все же вызывает вопросы. На это обратила внимание “Независимая газета” и “Независимое военное обозрение”, которые опубликовали материалы Андрея Корбута по данной проблеме. Автор указывает на то обстоятельство, что в документе – в главе “Военно-политические основы” – имеется раздел, в котором прописаны функции Президента, Правительства, Минобороны, Генштаба по руководству обеспечением военной безопасности. Но, как правильно замечает автор, все эти функции уже прописаны в Конституции РФ, законах России. Зачем повторяться?
В проекте ВД сказано, что “деятельность по обеспечению военной безопасности РФ возглавляет Президент”. Правительство же “руководит этой деятельностью”. Между тем в Конституции РФ определено, что Правительство “осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности”. Руководить деятельностью оно вправе на основе полномочий, определенных законами и указами Президента. Этого уточнения в проекте ВД нет.
По мнению журналистов, очень странным выглядит тот момент, что документ готовили не политики, а военные. Проект ВД широко не обсуждался, между тем его, по Конституции, должен подписывать Президент страны. Согласится ли он с формулировками, сделанными представителями Минобороны?
Появление проекта Военной доктрины – своевременный шаг, отмечается в “НВО”. Однако в преамбуле этого документа записано, что он “конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности (КНБ) РФ”. Но, как известно, новая редакция КНБ пока не принята, а только обсуждена Советом безопасности и в ближайшее время будет представлена на рассмотрение Государственной Думы и Совета Федерации. Очевидно, что Военная доктрина должна опираться на новую концепцию национальной безопасности и, естественно, принятие ее состоится уже после того, как выйдет в свет Концепция национальной безопасности РФ, о чем уже заявил генерал Манилов, по всей видимости, согласившийся с критикой газеты.
Таким образом, в России в условиях политической и социально-экономической нестабильности готовится документ, который должен укрепить безопасность государства. В целом выдвинутые в проекте ВД положения носят конструктивный характер и соответствуют объективным реалиям.