Материалы пресс-конференции начальника вооружения ВС РФ генерал-полковника А.П.Ситнова в МО РФ 28 сентября 1999 г.
В 1996 году была утверждена Государственная программа вооружения на 1996-2005 годы (ГПВ), главная цель которой повышение качественных показателей системы вооружения ВС РФ. Предполагалось, что уровень оснащения войск современным вооружением за программный период существенно не изменится, однако типаж производимых основных классов вооружения к 2003 году обновится на 70%, обеспечив в дальнейшем возможность перевооружения Вооруженных Сил.
Такая концепция и ее выполнение позволила бы России иметь современную мобильную армию с достаточным ядерным потенциалом, боеспособную группировку сухопутных войск и морских сил, и в конечном итоге, позволила бы демонстрировать свою мощь и силу на континенте, воздушно-космической среде и на море.
К сожалению практика последних пяти лет финансирования ВС РФ по остаточному принципу привела к срыву выполнения ГПВ и, как следствие, к снижению технической готовности ВВТ ВС РФ и старению парка вооружений.
Отсутствие достаточного уровня финансирования, вынудило Минобороны России расходовать неприкосновенные запасы, накопленные в советское время, которые сейчас уже израсходованы на 30-40%, что существенно снижает возможности России по ведению длительной военной компании.
Прогноз возможного финансирования Вооруженных Сил и, особенно объемов ассигнований, которые могут быть выделены на развитие системы вооружения в последующие десять лет, также не позволяют надеяться на достижение требуемых темпов производства современного вооружения.
Уменьшение влияния этого фактора мы видим в создании задела в разработке современных образцов ВВТ и их широкой модернизации. При этом предусматриваем сокращение типажа вооружения и военной техники, перевода ряда работ требующих больших объемов ассигнований из стадии ОКР в НИР. Основные усилия при разработке ВВТ планируется сосредоточить на создании многофункциональных интегрированных систем и комплексов, позволяющих одновременно решать широкий круг различных боевых задач.
Недостаточное финансирование негативно сказалось на оборонно-промышленном комплексе страны. Состояние производственно-технологического потенциала оборонной промышленности характеризуется как кризисное.
Низкая востребованность его для реализации Государственного оборонного заказа (15-30% в зависимости от отрасли), неопределенность с перспективой оборонных заказов и неритмичное финансирование привели к банкротству многих промышленных предприятий, разрушению кооперационных связей, утрате части передовых технологий и потере высококвалифицированных специалистов.
Для восстановления боеспособности ВС РФ и наращивания оборонного потенциала необходимо принятие чрезвычайных мер по этим вопросам.
Необходимо определять оптимальные направления использования бюджетных средств в рамках выделяемых объемов.
Одним из таких направлений является создание единой системы технического обеспечения всех силовых структур и оптимизация системы заказов на основе централизации руководства и персональной ответственности с верху до низу за весь жизненный цикл образца вооружения.
Централизация позволит оптимизировать структуру расходов федерального бюджета, даст возможность согласованно определять приоритеты и концентрировать финансовые и материальные ресурсы.
С целью недопущения дальнейшей деградации и снижения оснащенности ВС РФ до недопустимого уровня необходимо скорректировать приоритеты финансирования с учетом уточнения взглядов на характер войн и военных конфликтов, задач, места, роли каждого вида Вооруженных Сил в их выполнении.
Таковы в основном наши взгляды на достижение главной цели военно-экономического обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Вопрос. Анатолий Петрович, не могли бы Вы, хотя бы в общих чертах, дать оценку состояния вооружения и военной техники Российской Армии, степени ее соответствия современным условиям?
А.Ситнов: Вооруженные силы РФ основными видами вооружения и военной техники практически оснащены на 60-100%.
Несмотря на сложное экономическое положение страны, мы изыскиваем возможности вести разработку и заказывать в промышленности новейшие виды оружия, которые отвечают требованиям завтрашнего дня.
Часть вооружения и военной техники по своим тактико-техническим характеристикам не уступают своим зарубежным аналогам и находятся на уровне современных требований.
Однако сокращение ассигнований на закупку, содержание, эксплуатацию и ремонт вооружения и военной техники привело к накоплению в войсках и на складах неисправного вооружения, ракет и боеприпасов требующего различных видов ремонта. Только за последние четыре года их количество увеличилось более чем на 25%.
Серьезной проблемой для нас является и продолжающейся рост в войсках количества вооружения и военной техники требующей проведения различных видов регламентных работ, сервисного обслуживания, проведения работ по консервации ВВТ. Ощущается нехватка квалифицированного технического персонала.
Вопрос. Вы сказали, что наряду с новейшими образцами вооружения и военной техники, в войсках имеется определенное количество и устаревших образцов. А каково между ними соотношение и какие меры предпринимаются Минобороны для насыщения войск современным оружием?
А.Ситнов: Да действительно, наряду с современным вооружением, соответствующим всем требованиям сегодняшнего дня, имеется большое количество вооружения и техники поступившей в армию и на флот в 80-х – начале 90-х годов, а по ряду номенклатур и ранее. Вся эта техника находится в удовлетворительном техническом состоянии и готова к боевому применению.
Надо признать, что по совокупной доле современных образцов ВВТ по основной номенклатуре мы заметно уступаем армиям передовых стран мира.
Справка
Технический уровень нового российского вооружения и военной техники составляет 80-95% от уровня аналогичных систем и образцов США. При этом по 3-5% созданных новых образцов ВВТ Россия обладает абсолютным приоритетом, по 50-80% – имеет примерное равенство с лучшими зарубежными аналогами, а по 10-15% – отставание от мирового уровня.
А.Ситнов: Хочу сразу предостеречь вас от ошибок. Устаревшее – это еще не значит плохое. Здесь уместно напомнить опыт операции сил НАТО в Югославии. Новейшие самолеты невидимки F-117 были сбиты нашими ЗРК принятыми на вооружение в советской армии в начале 60-х годов. Думается в руках хорошо подготовленных экипажей и расчетов эта “устаревшая техника” в состоянии обеспечить решение войсками самых сложных боевых задач.
Решение задачи обеспечения армии и флота современным вооружением и техникой осуществляется по следующим направлениям:
– Создание новых образцов в промышленности. Однако в условиях ограниченного финансирования это возможно только по отдельно взятым направлениям: средства связи, управления, разведки и т.д. Кроме того и по этим направлениям выделяются приоритеты, финансируемые в первоочередном порядке.
– Модернизация ВВТ находящегося в войсках путем улучшения их ТТХ. Замена на образцах ВВТ узлов и агрегатов, созданных на новых физических принципах, на новой элементной базе, из новых композиционных материалов.
Промышленная модернизация предполагает те же самые мероприятия, но в процессе серийного производства и на более высоком уровне.
Вопрос. Финансирование ВС одна из важнейших проблем. Каким образом в Минобороны осуществляется распределение выделяемых на вооружение денежных средств?
А.Ситнов: Распределение выделенных денежных средств в Минобороны России осуществляется исходя из тех целей, задач и принципов, которые были заложены при формировании гособоронзаказа на текущий год.
Кратко можно сказать, что все ассигнования на ВВТ распределяются, скажем по опыту этого года, следующим образом:
– на проведение НИОКР – 35,4%;
– на закупки ВВТ – 52,6%;
– на ремонт и изготовление ВВТ и имущества – 9,8%;
– на утилизацию и ликвидацию ВВТ – 2,2%.
Если, например, более конкретно посмотреть на закупки ВВТ по видам ВС РФ, то их доля составляет :
для РВСН – 27%;
для ВВС – 11%;
для ВМФ – 11%;
для СВ и др. – 51%.
Из этих цифр наглядно видно, что домыслы некоторых СМИ о том, что подавляющая часть выделяемых ассигнований идет на поддержание “ядерного щита” абсолютно не состоятельны.
Вопрос. Не могли бы Вы несколько слов сказать об основных направлениях дальнейшего развития вооружения и военной техники Российской Армии? Что нового получит наша армия в ближайшее время и в дальнейшей перспективе?
А.Ситнов: При определении приоритетов и основных направлений военно-технической политики России, которая является преимущественно сухопутной державой, будем исходить из трех следующих “нет”.
Во-первых, у России нет необходимости распространять “зоны ответственности” своих ВС не только на нефтяные источники Техаса, но даже Аляски. Перед нею стоит гораздо менее престижная, но не менее значимая задача: обеспечить надежную защиту своего государственного суверенитета и территориальной целостности.
Во-вторых, у России для решения этой задачи нет принципиальной необходимости добиваться количественно-качественного паритета со своими конкурентами во всех видах стратегических и обычных вооружений, за исключением средств противодействия в возможной информационной войне.
В-третьих, у России нет средств для содержания многочисленных ВС, тем более оснащения их только новейшими образцами ВВТ за счет отказа от этапа модернизации уже имеющихся запасов и соблюдения принципа преемственности развития поколений систем вооружений.
Таким образом, кроме сил стратегического сдерживания ядерной или крупномасштабной “обычной” агрессии, России необходимо иметь мобильные силы общего назначения, обеспечивающие:
возможность оперативного наращивания группировок войск (сил) при возникновении военных конфликтов меньшей интенсивности на континентальных театрах военных действий (ТВД);
защиту национальных интересов страны на океанских ТВД.
Добиваясь гарантированного решения первой задачи на основе ядерного сдерживания, основные усилия в техническом оснащении ВС следует сконцентрировать на их подготовке к решению задач преимущественно на континентальных ТВД. При этом силы и средства стратегического сдерживания по боевому составу и численности должны быть максимально минимизированы с тем, чтобы при общем сокращении ВС получить возможность модернизации и поддержания на должном уровне Сил общего назначения и военной инфраструктуры страны. Тем более что модернизационные возможности этих Сил, особенно в части использования интегрального эффекта от функционального объединения разнородных сил и средств в общих контурах боевого управления, далеко не исчерпаны.
В условиях расширения спектра задач по защите национальных интересов России на море не обойтись и без аналогичной интеграции сил и средств Флота и других силовых структур, особенно в части охраны ее водных рубежей, морских экономических зон и коммуникаций.
Ключевым направлением военно-технической политики России на данный момент является комплексное развитие систем управления и информационного обеспечения во всех звеньях ВС.
Наивысший приоритет имеет также создание современных средств информационного противоборства, учитывая стратегическую важность аналогичных систем для потенциальных противников и, главное, высокую уязвимость информационных технологий для различных “асимметричных” угроз.
Прежде чем говорить о качественно новых видах оружия, под которым часто понимается оружие на так называемых “новых физических принципах” (НФП), полагаю необходимым отметить следующее.
Мир находится еще только на начальной стадии очередной революции в военном деле, поэтому основные виды традиционных стратегических и обычных вооружений еще рано списывать со счетов.
Теперь об оружии на НФП, появление которого, особенно на стратегическом и оперативном уровне, означает очередной качественный скачок в изменении содержания и развитии форм и способов вооруженной борьбы на рубеже двух столетий.
У России в обозримой исторической перспективе существует единственная возможность стать полноправным обладателем новых видов оружия: создавать их самостоятельно. Необходимый для этого научно-технический и технологический задел, а также вполне работоспособные научные и производственные коллективы в стране имеются.
Даже по сегодняшним меркам требуются достаточно скромные средства, чтобы Россия уже в ближайшие годы могла продемонстрировать опытные образцы новых образцов ВВТ. В том числе и для того, чтобы показать, например, всю бесперспективность создания США национальной системы ПРО для нейтрализации стратегического ядерного потенциала России.