Войска наращивают свою группировку в Чечне

0:00
0

Однако остается под вопросом, проведут ли военные операцию на всей ее территории

Действия федерального центра на Северном Кавказе становятся все более решительными. В воскресенье, 10 октября, глава правительства Владимир Путин заявил, что зона безопасности на территории Чеченской республики будет создаваться не только в той части, где сейчас находятся войска, но и “на других направлениях”. По его словам, сейчас ясно определена позиция российских властей в отношении Чечни. Она, в частности, предполагает, в конечном счете, “ликвидировать бандформирования, и не только ликвидировать бандформирования, но абсолютно устранить те условия, при которых они могли бы там возродиться”.

“Наши Вооруженные силы на территории своей собственной страны могут передвигаться так, как они захотят, как это будет согласовано политическим руководством и правительством РФ”, – сказал Путин, выступая в воскресной программе РТР “Зеркало”. При этом он еще раз подчеркнул, что Чечня является территорией Российской Федерации. Как сказал премьер-министр, на ведение боевых операций на территории Чеченской республики, несомненно потребуется выделение дополнительных ресурсов, причем эти ресурсы обязательно будут изысканы за счет дополнительных доходов, в частности, в связи с подъемом экономики. В.Путин заявил также, что выделение дополнительных ресурсов на боевые операции в Чечне никак не скажется на развитии сил ядерного сдерживания, которым по-прежнему отдано приоритетное значение.

Говоря о способах давления на Грозный, премьер подчеркнул, что для достижения поставленных целей мы будем использовать все способы, “и военные, и политические”.

Однако очевидно, что в ближайшем будущем Москва будет ориентироваться на силовой сценарий развития событий. “Если чеченцы попросят помочь освободить Грозный от бандитов, мы это сделаем”, – сказал 10 октября тоже участвующий в телеинтервью телекомпании РТР министр обороны Игорь Сергеев. Министр обороны заметил, что значительная часть потерь в войсках, до 40 процентов, связана с “нашими безалаберными действиями, необученностью механиков-водителей”, а не обусловлена боевыми ситуациями.

Возникает вопрос: а добьются успеха федеральные силы при таких условиях? Сухопутной операции будут предшествовать авиаудары и артподготовка. Конечно, здесь в основном будут действовать офицеры (лучше подготовленные, чем солдаты), а значит, потерь будет меньше и успех очевиден. Но, к сожалению, боевые действия редко проходят без потерь, и даже среди кадровых военнослужащих они есть.

Федеральные силы продолжают поиск летчиков штурмовика Су-25 и фронтового бомбардировщика Су-24, которые потерпели катастрофу – разбились в Чечне 3 и 4 октября. Как сообщили в штабе российской группировки, для поиска летчиков созданы специальные наземные команды. Кроме того, поиск ведется с воздуха самолетами-разведчиками. Однако пока никаких данных о судьбе пилотов не поступало.

Российские военные сообщили, что 10 – 11 октября авиация выполнила семь боевых вылетов в Чечню. Самолеты Су-25 и Су-24 нанесли удары по пунктам дислокации бандформирований, коммуникациям, мостам. Уничтожено несколько грузовиков, на которых перемещались боевики. Помимо этого, были совершены три вылета для проведения воздушной разведки и поиска пропавших летчиков.

В штабе группировки сообщили, что с начала боевых действий на Северном Кавказе самолеты ВВС совершили более двух тысяч вылетов для нанесения ударов по позициям боевиков, разведки местности и минированию территории.

Между тем, по сообщениям чеченских источников, федеральные силы предпринимают попытки действовать и в сухопутной операции. 10 октября они предприняли попытку с боем продвинуться в глубь Чечни по линии Горагорский – Калаус (15 км северо-западнее Грозного). Об этом сообщил Интерфаксу начальник “оперативного управления вооруженных сил Чечни” Мумади Сайдаев.

Согласно его утверждению, “атака в результате четырехчасового боя практически отбита”. М. Сайдаев утверждает также, что с обеих сторон имеются убитые и раненые. В Шелковском районе Чечни начиная с субботнего вечера периодически возобновляются боевые действия, имеющие характер “контактных сражений”, сообщил начальник штаба “восточного фронта” Саид Чупалаев.

По его словам, “наиболее интенсивные стычки имели место на станции Червленная-Узловая и у самой станицы Червленная”. Чупалаев утверждает, что чеченские “ополченцы” подбили один танк, одну БМП и две бронированные разведывательно-десантные машины. Чупалаев заявляет, что “ополченцы в настоящее время продолжают контролировать подступы к железнодорожной станции и окраины станицы Червленная”. По его словам, дислоцированные в этом районе танковые подразделения и артиллерия федеральных войск ведут обстрел правого берега реки Терек.

С другой стороны, начальник пресс-центра так называемого “оперативного управления” Ваха Ибрагимов сообщил, что российская авиация в течение последних суток наносит самые интенсивные за последнее время ракетно-бомбовые удары по территории Чечни. Наибольшее количество бомб сброшено на Грозненский, Надтеречный, Урус-Мартановский и Ачхой-Мартановский районы, говорит В. Ибрагимов. Дальнобойная артиллерия федеральных войск ведет обстрел приграничных с Дагестаном объектов Ножай-Юртовского и Веденского районов.

Подтверждений чеченской информации из независимых источников нет, а значит, не исключено, что данные о потерях федеральных сил – очередная дезинформация Грозного. (Хотя недавние заявления премьера и министра обороны о возможности штурма Грозного могут служить косвенным подтверждением о подготовке широкомасштабных наступательных действий федералов.)

В ближайшее время ожидается изменение в худшую сторону погодных условий, а следовательно, благоприятных для боев дней остается немного. Если в ближайшие недели наступление не начнется, возможно, федералы перенесут его на весну. А за это время полностью измотают боевиков, оставшихся в Чечне. Чечня уже отключена от подачи электроэнергии. Санитарный кордон исключит провоз в районы, удерживаемые боевиками, продовольствия.

Между тем изоляция Чечни может обернуться новым всплеском терроризма на территории России, несмотря на заявления Аслана Масхадова, прозвучавшие на пресс-конференции 10 октября, о том, что переноса военных действий на территорию России и совершения там диверсий не планируется. “Мы этого не делали в период минувшей войны, когда были загнаны в горы, и не намерены воевать против мирных граждан России и на этот раз”, – заявил он. В то же время Масхадов сказал, что, если “чеченский народ замкнут в банку и будут бомбить беспрерывно, банка может взорваться и ситуация стать неуправляемой”.

Он подчеркнул, что “не производил никаких назначений на высшие командные должности Шамиля Басаева или кого-либо другого”. “Басаев, как и все другие, воюет добровольно и воюет неплохо”, – сказал он. А. Масхадов добавил, что “Хаттаб также принимает участие в отражении агрессии по собственной инициативе, хотя большую часть времени проводит в Дагестане со своими родственниками”.

Президент Чечни считает, что на этот раз “война будет носить совсем другой характер, так как тысячи и тысячи людей, оставшихся без родных и близких, по своей инициативе вливаются в ряды добровольцев”. Он утверждал, что с момента начала военных действий “не убит ни один террорист, так как их в Чечне нет”.

Чеченские власти говорят о том, что число “добровольцев”, записавшихся в ряды ополчения, составило 65 тысяч человек. Вице-премьер чеченского правительства Казбек Махашев заявил 10 октября, что “этих людей никто не агитирует, так как из-за отсутствия электроэнергии практически все население лишено возможности смотреть телепередачи и слушать радио”.

По словам Махашева, “среди ополченцев большинство составляют те, кто во время минувшей войны и нынешних ракетно-бомбовых ударов лишился родных, близких, имущества и жилья”. К. Махашев утверждал, что с начала сентября в Чечне погибло свыше одной тысячи человек, а более 40 населенных пунктов прекратили свое существование”. Несмотря на все это, президент Чечни Аслан Масхадов выразил готовность в любой момент сесть за стол переговоров, так как убежден, что проблему можно решить только политическими методами. Между тем остаются большие сомнения в том, что какие-то федеральные структуры пойдут сегодня на переговоры с президентом Чечни.

Таким образом, начало новой войны в Чечне – очевидный факт. Как долго будет она длиться, зависит от решительности федеральной власти. Однако очевидно и то, что проблему сепаратизма на Северном Кавказе с помощью одних пушек не решить. Только восстановление разрушенного, экономическая помощь и крепкая власть смогут возродить желание народа Чечни остаться в составе России, а вместе с ним исчезнет и сама причина возникновения чеченского терроризма.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ