Объективные данные Минобороны РФ свидетельствуют о том, что в последние годы финансирование Вооруженных Сил осуществляется в недостаточных объемах. Минфин, по мнению военного ведомства, игнорирует требования Кремля по стабильному финансированию расходов на оборону.
Так, Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 июня 1998 года , минимальные расходы федерального бюджета по разделу “Национальная оборона” закреплены на уровне 3,5 процента от ВВП. На основе базовых показателей бюджетного финансирования – 3,5 процента от ВВП были разработаны планы строительства и развития Вооруженных Сил. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию расходы по разделу “Национальная оборона” объявляются приоритетными.
Какова же реальная картина? Начиная с 1994 года сложилась устойчивая тенденция уменьшения доли законодательно утверждаемых расходов на национальную оборону по отношению к валовому внутреннему продукту. За этот период она сократилась с 6,2 процента в 1994 году до 2,3 процента в 1999 году. Темпы снижения расходов на национальную оборону превышают средние темпы сокращения объемов ВВП и расходной части федерального бюджета.
Объемы реального финансирования Министерства обороны все эти годы были ниже законодательно установленных. С 1994 года суммарное недофинансирование Министерства обороны из федерального бюджета составило 87,4 млрд рублей, т.е. сумму, превышающую годовой военный бюджет 1998 года. Не срабатывают попытки исправления ситуации с финансированием Вооруженных Сил за счет законодательного утверждения различных бюджетных фондов и дополнительных источников. Создается лишь видимость благополучия на стадии принятия закона о федеральном бюджете на текущий год.
Потребности обороны в законодательном порядке обеспечиваются не более чем на 60 процентов. К сожалению, даже то, что утверждается законами о федеральном бюджете, в реальной жизни в полном объеме не выделяется. Например, исполнение бюджета в части национальной обороны в 1997 году составило менее 70 процентов, в 1998 году менее 80 процентов. Более того, большая часть средств выделяется, как правило, в четвертом квартале, что резко снижает эффективность планомерного их использования. С 1992 года размеры расходов на национальную оборону в сопоставимых ценах снизились в 5 раз.
На своей пресс-конференции, состоявшейся в конце сентября 1999 года, начальник Главного управления военного бюджета и финансирования генерал-полковник Георгий Олейник сказал, что в 1999 году ситуация с финансированием несколько улучшилась, однако остается сложной. Хотя лимиты финансирования выполняются, Министерство обороны получило менее 63 процентов от утвержденных на год объемов. Особенно недостаточно в последние годы выделяется средств на закупки вооружения и военной техники, НИОКР, капитальное строительство.
Справочно по данным МО РФ: на закупки ВиВТ в 1997 году выделено от законодательно утвержденной суммы чуть более 25 процентов, в 1998 году около 50 процентов, за девять месяцев 1999 года – 45 процентов. Капитальное строительство профинансировано соответственно в 1997 -1998 гг. и за девять месяцев 1999 года не более чем на 50 процентов; НИОКР – соответственно 34, 20 и 50 процентов. Долги Министерства на 1 сентября 1999 года составляют почти 52 миллиарда рублей, из них: по квартирно-эксплуатационным расходам – 14 млрд рублей; за услуги транспорта и связи – около 3 млрд рублей; полученные материальные ценности – около 18 млрд рублей.
Не лучше обстоит дело с обеспечением денежных выплат личному составу Вооруженных Сил. В результате недостаточности средств, предусматриваемых на эти цели в бюджетах на 1995 – 1999 годы, существует постоянная задолженность перед личным составом (один-два месяца) по основному денежному довольствию и год и более по социальным выплатам, единовременным пособиям и компенсациям На 20 сентября т.г. около 10 млрд рублей). Данная проблема решается путем внесения в Государственную Думу поправок к Закону “О федеральном бюджете на 1999 год”.
Несмотря на состоявшиеся в текущем году решения о повышении уровня оплаты труда военнослужащих, их денежное содержание остается невысоким и отстает от оплаты труда многих категорий государственных служащих и других граждан. Более того, денежное содержание офицеров войскового звена в ряде случаев ниже уровня прожиточного минимума их семей. Так, ежемесячное денежное довольствие рядового, проходящего военную службу по контракту, составляет 881 рубль, командира взвода, лейтенанта – 1354 рубля, командира батальона, подполковника – 2135 рублей. Прожиточный минимум семьи из трех человек составляет в зависимости от региона составляет от 2,6 до 4,6 тыс. рублей.
МО РФ усиленно ведется работа по приведению уровня денежного довольствия военнослужащих к уровню оплаты труда госслужащих.
Справочно: Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 июля 1999 г. N 485 Министерством обороны Российской Федерации был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий приведение окладов по воинским должностям военнослужащих в соответствие с размерами должностных окладов федеральных государственных служащих. Однако Минфином России ассигнования на эти цели в проекте федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год” не предусматриваются, что ставит под сомнение решение этого социально важного вопроса.
В настоящее время (начало октября 1999 г.) в войсках будут завершены выплаты денежного довольствия за август месяц; не выплачена заработная платы гражданскому персоналу бюджетных воинских частей и учреждений за август. Также не произведена в полном объеме доплата заработной платы в связи с увеличением ее размера с 1 апреля т.г.
До настоящего времени у министерства обороны нет достаточных средств для выплаты единовременных пособий по итогам 1998 года (такие выплаты должны были быть произведены еще в 1 полугодии 1999г.).
Заморожены выплаты ссуд на первоначальное обзаведение военнослужащим, заключившим свой первый контракт.
Нет средств для погашения задолженности за 1998 и текущий годы по выплатам военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка (требуется около 5,0 млрд. рублей).
Министерство обороны на протяжении трех лет неоднократно прорабатывало вопросы по сокращению объема и ликвидации задолженности по выплате компенсации взамен продовольственного пайка. В 1998 году была достигнуто принципиальное согласие со Сбербанком России об открытии вкладов военнослужащим на сумму задолженности, однако события 17 августа сделать это не позволили. В проекте бюджета на 2000 год Правительством Российской Федерации предлагается в составе расходов на продовольственное обеспечение Вооруженных Сил на выплату компенсации выделить целевым назначением 1,469 млрд рублей.
Затягивается решение вопроса о погашении задолженности, образовавшейся по расчетам с предприятиями-исполнителями государственных оборонных заказов 1997 – 1998 годов согласно статье 115 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год”. В результате этого авансы, перечисляемые предприятиям для выполнения государственного оборонного заказа на 1999 год, списываются кредиторами в погашение долгов прошлых лет, а работы текущего года не финансируются. Более того, если по долгам по оборонной промышленности (по гособоронзаказу) в последнее время имеются подвижки – принято постановление Правительства Российской Федерации, то по другим долгам (услуги связи, ремонт ВВТ, транспортные, коммунальные расходы) вопрос пока не решен. Все упирается в деньги.
Министерство обороны совместно с Минэкономики и Минфином прорабатывает варианты погашения долгов, однако эта задача уже вышла за пределы министерства. Да и привлекаемые средства для этого ограничены, так как национальная оборона в соответствии с законодательством должна финансироваться не спонсорами, а исключительно из федерального бюджета. Основной причиной образования долгов является недостаточное выделение средств Министерству на протяжении ряда последних лет. Проблема погашения задолженности частично решается в рамках принятого постановления Правительства по этому вопросу. Выработка механизма такого погашения близка к завершению.
В то же время МО РФ отмечает, что в РФ пока удается финансировать в приоритетном порядке особо важные направления, такие как средства ядерного сдерживания, индивидуальной защиты военнослужащих, участвующих в локальных конфликтах, закупку медикаментов и прочее. Переходящая задолженность перед поставщиками и разработчиками вооружений и военной техники по прошлым годам погашена только в части заработной платы. В настоящее время разрабатывается механизм погашения оставшейся задолженности. Соответствующее постановление Правительства по данному вопросу принято в июне с.г.
Между тем в будущем имеется угроза еще большего ухудшения социального положения военнослужащих. В проекте Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год” предусматривается приостановление действия ряда статей Федерального закона “О статусе военнослужащих”.
Статья 76 ограничивает контингент военнослужащих, имеющих право на получение продовольственного пайка за счет государства, а также устанавливает размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка не в размере его реальной стоимости (28 руб. 71 коп.), а исходя из расчетной нормы Минфина России, используемой при формировании бюджета (20 руб. 00 коп.); статья 77 уменьшает размер премий, подлежащих выплате военнослужащим до 1,5 окладов денежного содержания (действующим законодательством предусмотрено до 3-х окладов денежного содержания). Необходимо найти возможность выделения дополнительных средств (2,8 млрд рублей), чтобы обеспечить военнослужащих всем необходимым в строгом соответствии с законом.
В условиях недостаточности средств Министерство обороны вынуждено выделять приоритеты, оперативно реагировать на изменение ситуации и лавировать крайне ограниченными средствами. Основными приоритетами, кроме выплат денежного довольствия, являются: продовольственное обеспечение, заготовка овощей; завоз материальных ресурсов в районы Крайнего севера и Дальнего востока; подготовка к зиме, особенно в зоне действия группировки войск на Северном Кавказе. В части денежных выплат приоритет отдается военнослужащим, проходящим службу в горячих точках, находящимся на боевом дежурстве.