В правительстве готовится проект федерального закона по этой проблеме
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации, гражданин России вправе вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу. Однако до сих пор федерального закона “Об альтернативной гражданской службе” в российском обществе нет.
Те кто сегодня отказывается служить по религиозным или пацифистским мотивам, направляются военкоматами в подразделения и части, где не предусмотрено использование оружия – в госпитали, строительные батальоны, железнодорожные войска и т.п. Однако даже здесь служба считается военной и действуют общевоинские уставы. Это, конечно, ограничение прав и свобод тех, чьи убеждения не соответствуют службе в армии. Вот почему принятие закона об альтернативной службе столь актуально и необходимо.
В Госдуме несколько раз предпринимались попытки подготовить такой документ. Скажем, еще самый первый ее состав 14 декабря 1994 года рассмотрел в первом чтении проект федерального закона “Об альтернативной гражданской службе”. Потом дважды – 24 мая и 8 декабря 1995 года – этот документ рассматривался Госдумой во втором чтении, но был отклонен как не учитывающий национальные особенности и интересы российского государства, его экономические возможности, а также обширную международную практику организации альтернативной гражданской службы.
Второй состав Госдумы в 1996-1998 годах продолжил рассмотрение законопроекта об альтернативной службе. Комитетом по обороне, другими комитетами и комиссиями нижней палаты парламента при участии представителей Минобороны был разработан новый проект федерального закона “Об альтернативной гражданской службе”, в котором были попытки учесть замечания и предложения органов исполнительной власти, отдельных депутатов и депутатских групп. Но в октябре 1998 года парламентарии отвергли и этот вариант.
С тех пор подготовкой закона “Об альтернативной гражданской службе” занято правительство, которое тоже имеет право законодательной инициативы. Как сообщили в Генштабе, сейчас в федеральных органах исполнительной власти находится такой законопроект. Планируется, что к началу 2000 года он будет доработан и предложен новому составу Государственной Думы на рассмотрение. Основные принципы, которые заложены в этот документ следующие:
– мотив для направления на альтернативную гражданскую службу – религиозные или пацифистские убеждения гражданина;
– доказательность при решении вопроса о замене гражданину военной службы на альтернативную гражданскую службу;
– возможность прохождения гражданами альтернативной гражданской службы на основе экстерриториального принципа в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в экологических, аварийно-спасательных формированиях, в государственных и муниципальных строительных, дорожных, ремонтно-строительных организациях, организациях медицинской и социальной сферы;
– установление дифференцированных сроков альтернативной гражданской службы – от 4 до 2 лет в зависимости от категорий граждан (с высшим образованием и остальные) и места прохождения службы (в составе организованных формирований, за пределами субъекта федерации, где проживает гражданин и в других случаях);
– Минобороны России не должно иметь какого-либо отношения к организации и контролю за порядком и процессом определения возможности прохождения гражданами альтернативной гражданской службы, т.к. это дело сугубо гражданских ведомств. Решать вопросы признания за гражданами права на замену военной службу на альтернативную гражданскую службу должен полностью независимый от военных структур орган (комиссия), создаваемый при органе местного самоуправления;
– оплата труда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, должна быть ограничена по сравнению с другими работниками производства, чтобы обеспечить этой службе самоокупаемость и компенсировать расходы на управленческий аппарат.
Как отмечают представители Генштаба, они преднамеренно отказались от того, чтобы при принятии решения о прохождении альтернативной гражданской службы, этим занимался военкомат. По существующему сейчас законопроекту таким правом планируется наделить специальную комиссию при местном органе самоуправления. Но предполагается, что в эту комиссию обязательно должны входить представители Минобороны и других силовых структур. Комиссия, согласно спущенной из правительства разнарядки, принимает решение о направлении того, или иного юноши, который по своим убеждениям не может служить в армии, на альтернативную гражданскую службу. Место этой службы планируется предоставлять подальше от места, где живет призывник. Экстерриториальный принцип альтернативной службы введен для того, чтобы, во-первых, организовать в государстве выполнение определенных сложных и непристижных работ (строительство в малонаселенных местностях, вредных производствах и т.п.), во-вторых, чтобы у местных органов власти не возникло соблазна оставить на альтернативную службу у себя в населенном пункте или городе побольше юношей.
Альтернативная служба действует в ряде цивилизованных стран Запада. Например в Германии. Кое-что наши разработчики здесь скопировали. Правда учтена “русская специфика” (введен принцип экстерриториальности, служба имеет большую продолжительность и носит федеральный характер).
Сейчас военные эксперты анализируют ситуацию, которая сложится, если будет введена альтернативная гражданская служба. Многие ли юноши захотят ее проходить? Не скажется ли это на количестве и качестве призывного состава в армию и на флот? Ответы на эти вопросы пытаются найти в Генштабе. Здесь отмечают, что если срок альтернативной гражданской службы будет в два раза длиннее, чем время, отведенное по закону на военную службу, то таких людей найдется немного – не более одного процента от призывного контингента. Однако законодатели могут изменить законопроект. Тогда возможно появится дополнительное количество желающих не служить в армии.
Между тем альтернативная служба будет несладкой. Альтернативщик, как и солдат срочной службы, ограничен в своих правах. Планируется, что он не будет иметь право на участие в забастовках, будет ограничен в свободе перемещения и по зарплате. За нарушение правил альтернативной гражданской службы предусмотрены административные или уголовные наказания.
Военные эксперты отмечают, что количество не желающих служить в армии может резко увеличиться в связи с политическими событиями. Скажем, война в Дагестане, потери среди военнослужащих оказали негативное влияние на семьи, где есть юноши, которые должны быть призваны в армию. До известного времени в “горячие точки” посылались только контрактники, Так, согласно первому пункту Указа Президента N 723 от 16 мая 1996 года ” О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях”, для выполнения боевых задач направлялись военнослужащие-контрактники. Однако с осени 1998 года количество категорий военнослужащих, могущих принимать участие в боевых действиях расширилось, как это требует закон “О воинской обязанности и военной службе”.
Согласно ему в “горячие точки” могут направляться и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, но исключительно на добровольной основе. Как действует на практике эта “добровольная основа” известно всем…
Страна в кризисе и на контрактников просто не хватает денег. Отправка в зоны конфликтов солдат-добровольцев не противоречит международным нормам и принципам социальной справедливости. Однако, зная российскую действительность, нетрудно предположить, что здесь могут быть и перегибы.
Так или иначе, но очевидно, что нестабильность и наличие “горячих точек” в РФ могут увеличить число желающих пойти вместо военной на альтернативную гражданскую службу. Принятие федерального закона “Об альтернативной гражданской службе” не за горами. Каким он будет, во многом зависит от тех, кого выберут в Госдуму.