Российские войска – главный стабилизирующий фактор в Центральной Азии и Закавказье

0:00
0

Коллективные миротворческие силы в Таджикистане и Абхазии финансирует только Москва

Российские миротворцы действуют сегодня в различных точках бывшего СССР. Наибольшие контингенты их расположены в Закавказье (в основном, в Абхазии) и Таджикистане. Именно здесь от их присутствия зависит стабильность и мир в регионах. Хотя и предполагается, что миротворцы в горячих точках должны быть представлены контингентами из различных стран, основной костяк их все же – россияне. В Абхазии – 1600 военнослужащих, в Таджикистане – около 8 тысяч.

Как заявил 29 июля командующий Коллективными силами в Республике Таджикистан генерал-лейтенант Владимир Чилиндин, в настоящее время в структуре миротворческих сил доля граждан Таджикистана составляет около 10%, в основном, рядовой состав и прапорщики. Главная сила КМС представлена двумя батальонами 201-й российской мотострелковой дивизии, чьи подразделения дислоцируются в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе (юг республики). Узбекские и киргизские батальоны, несмотря на договоренности, в КМС не представлены. Эти страны также не финансируют свою долю (15 и 10 процентов соответственно) содержания миротворческих сил, которое обходится в месяц в сумму около 400 тыс российских рублей. Бремя расходов ложится на Россию и Таджикистан, отметил командующий.

Между тем затраты РФ на миротворчество оправданы. Как отмечают военные эксперты, с точки зрения долгосрочных стратегических интересов России, ее присутствие в регионах СНГ необходимо. Скажем, в Таджикистане это диктуется не только проблемами, связанными с войной в Афганистане, внутренней нестабильностью, но и сохраняющейся возможностью межэтнических и региональных конфликтов на территории сопредельных Узбекистана и Киргизии.

Ташкент сегодня крайне недоволен укреплением российско-таджикских связей. Между тем известно, что на территории Самаркандской и Бухарской областей большинство населения – этнические таджики, которых в 30-х годах записали узбеками. Здесь существует известная напряженность во взаимоотношениях населения с представителями власти. Напряженность сохраняется в областях Ферганской долины Узбекистана, где велико влияние идей ваххабизма.

Неспокойно может быть и в Ошской области в Киргизии, где велико противостояние между узбеками и киргизами. Для обеспечения внутреннего порядка президент Узбекистан Ислам Каримов за постсоветскую историю значительно увеличил в стране число оперативных соединений внутренних войск и милиции. По количеству больше, чем до распада СССР, стала и узбекская армия. Однако массовый исход офицеров славянской национальности из страны понизил дееспособность войск. Ташкент выходит из Договора о коллективной безопасности (ДКБ), тем самым, видимо, исключая возможность помощи стран СНГ при возникновении конфликтов в стране. А то, что они вероятны, свидетельствуют взрывы, прогремевшие в феврале в центре столицы Узбекистана.

Киргизия – союзник России по ДКБ. В случае каких-либо конфликтов в этой стране, Москва окажет ей помощь. Между тем пассивность Бишкека к проблемам миротворчества в Таджикистане настораживает. Не исключено, что это связано с желанием страны как можно меньше тратить деньги на эти цели, хотя известно, что скупой платит дважды. Граница Киргизии с Таджикистаном – самая протяженная.

Отношение к миротворцам в СНГ разное, однако все понимают, что они сейчас необходимы в “горячих точках”. “Основной вопрос – разоружение вооруженных формирований оппозиции в соответствии с Протоколом – остается пока открытым и вызывает серьезную озабоченность”, – такое заявление сделал 27 июля командующий Коллективными силами в Республике Таджикистан генерал-лейтенант Владимир Чилиндин.

“Если в мандат КМС будут внесены конкретные задачи, то мы можем оказать правительству Таджикистана и ОТО существенную помощь в разоружении вооруженных отрядов ОТО, с учетом того, что они уже начали реинтегрироваться в правительственные силовых структуры”, – отметил российский генерал.

Таким образом, несмотря на улучшение обстановки в Таджикистане, вопросы урегулирования и примирения противоборствующих сторон в стране по-прежнему актуальны. Руководство государства не в силах само справиться с ними.

“Задачи КМС в этой центральноазиатской республике – содействовать урегулированию всех спорных вопросов политическими методами, быть гарантом мира и безопасности, оказывать гуманитарную помощь населению, наблюдать за ходом выполнения мирных межтаджикских договоренностей, содействовать обеспечению прав человека, активно участвовать и контролировать разминирование территорий – по-прежнему остаются актуальными”, – подчеркнул генерал.

С 1992 года, после окончания гражданской войны в Таджикистане, КМС перевезли около 10 тыс беженцев, более 800 тонн гуманитарных грузов, разминировали 25 км дорог, ликвидировали 103 минных поля, обнаружили и уничтожили 141205 мин. По словам командующего, 28 июля по просьбе таджикского правительства военным самолетом КМС в Хорог доставлено 1,5 тонны гуманитарного груза, в основном продовольствия (час эксплуатации самолета Ан-26 и вертолета Ми-8 обходится КМС в 7 тыс российских рублей).

Генерал-лейтенант отметил, что в течение 1999 года продовольствие в труднодоступную Горно-Бадахшанскую автономную область доставлялось только авиацией КМС. В.Чилиндин высоко оценил достижения официального Душанбе и Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) по реализации Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Чилиндин подчеркнул, что одной из приоритетных задач миротворческих сил является укрепление второго эшелона охраны и обороны южной границы Содружества. Генерал-лейтенант отметил, что в последнее время “значительно окрепла армия Таджикистана”, в обучении и подготовке кадров которой активно содействуют КМС.

Как сообщил командир 201 мотострелковой дивизии (мсд) генерал-майор Валентин Орлов, подразделения 201 мсд прикрывают 11 направлений таджикско-афганской границы, задействованы на охране важных народохозяйственных объектов республики. Для выполнения этих мероприятий ежедневно задействуются более 1000 военнослужащих, несколько десятков единиц бронетехники, артиллерия и авиация.

По его словам, командование миротворческих сил “внимательно анализирует внутреннюю и внешнюю военно-политическую обстановку в Таджикистане”. В этой связи российских генерал считает, что военных действий в Таджикистане и на его внешних рубежах вестись не будет в силу ряда объективных и субъективных причин. “Однако миротворческие силы постоянно поддерживают свою боеспособность в отличном состоянии”, – подчеркнул В.Чилиндин.

Мандат пребывания КМС в Таджикистане истекает в августе 1999 года. В.Чилиндин выразил уверенность в том, что на совещании глав государств СНГ он будет вновь пролонгирован. В этом, по его словам, заинтересованы как правительство Таджикистана, так и оппозиция, о чем ее представители неоднократно заявляли командующему в ходе личных встреч. “Каких-либо официальных или неофициальных требований вывести КМС из Таджикистана ни одной из сторон никогда не высказывались”, – подчеркнул командующий.

Здесь следует вспомнить тот факт, что в апреле нынешнего года президенты России и Таджикистана подписали Договор о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана. Эта база создается на основе частей и подразделений 201 мотострелковой дивизии, которая как и сейчас будет оперативно подчинена Приволжскому военному округу. Ее существование планируется на срок до 5 лет с последующей пролонгацией, если стороны этого захотят. По данным из источников Минобороны РФ, подписание документа не означает расширения российского военного присутствия в регионе, однако юридически более четко обосновывает пребывание частей и подразделений ВС РФ в Таджикистане. При этом российской и таджикской стороной обосновывается оборонительный характер базы.

Таким образом военное присутствие России в Центральноазиатском регионе, как говорится, всерьез и надолго. Совершенно иная обстановка в Абхазии. Командующий воздушно-десантными войсками РФ генерал-полковник Георгий Шпак на пресс-конференции в Москве заявил, что определенные силы в Грузии противодействуют российским миротворцам. По его словам обстановка здесь пока остается “очень напряженной”.

В Абхазии продолжаются “минно-взрывная война на дорогах, обстрелы наших постов, бандитские вылазки нездоровых элементов”, – сказал Шпак. В качестве примера он напомнил, что неделю назад был обстрелян пост российских миротворцев на железнодорожной станции в Гудауте, в результате чего два солдата были тяжело ранены. Командующий ВДВ подчеркнул, что российские миротворцы выполняют в Абхазии “и особенно на линии соприкосновения колоссальную миротворческую задачу”. “Если мы оттуда уйдем, будет война. В этом нет никаких сомнений и это признают все”, – заявил Г.Шпак. Он подчеркнул также, что российские миротворцы должны продолжать выполнять свою задачу в Абхазии “несмотря на некоторое противостояние со стороны Грузии”. Таким образом военное руководство понимает необходимость продолжения миротворческих операций в “горячих точках” Содружества. Россия здесь является не только стабилизирующей силой, но и фактором отстаивания своих интересов на постсоветском пространстве.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ