Уступчивость Москвы вызывает недовольство в общественных кругах России
Итак, по официальной информации, после трехмесячного перерыва 19 июня в Хельсинки Россия и НАТО договорились, что вновь станут партнерами. Согласно подписанному соглашению Россия будет вместе с альянсом участвовать в миротворческой операции в Косово. Она здесь разместит 3600 своих миротворцев, получит зоны ответственности в американском, французском и германском секторах, будет нести ответственность за функционирование аэродрома в Приштине и будет представлена в командных структурах всех звеньев. Политический и военный контроль над российским контингентом закрепляется за российским командованием. 28 июня в Брюссель в штаб-квартиру НАТО уже вылетела представительная группа офицеров для планирования совместной миротворческой операции в зоне конфликта. 5 июля начинается массовая переброска российских войск в Косово. Предусматривается возможность изменения дислокации российских подразделений в зависимости от обстоятельств и с согласия сторон. Российский министр обороны сказал: “Найден вариант, который позволяет активно участвовать в миротворческой операции, эффективно управлять контингентом и взаимодействовать с соседями”. Он подчеркнул, что удалось найти “развязки вопроса по секторам”.
Между тем тезис о том, что Россия сможет активно участвовать в миротворческом процессе, уже оспаривается в российском обществе. Непредвзятый анализ ситуации показывает, что, по сути, ни одно из принципиальных требований Москвы по Косово не удовлетворено, а достигнутые компромиссы по размещению российских войск и руководству ими в зоне конфликта могут привести при обострении ситуации к жертвам и потере управления войсками.
По хельсинкскому же соглашению войска будут расположены в труднодоступной горно-лесистой сельской местности, большинство населения которой составляют албанцы. ОАК уже сообщала о том, что не прекратит боевых действий против российских войск, поскольку они являются союзниками сербов. Таким образом, против российских войск в Косово не исключены провокации, а значит, и жертвы. И что самое главное – удаление российских миротворцев от границ с Сербией лишает войска стратегической инициативы и взаимодействия с сербскими вооруженными силами.
Предполагалось, что российские войска в Косово, что называется, будут в кулаке. Теперь же 3600 своих миротворцев получат зоны ответственности. Распыленность российских миротворцев затруднит руководство ими. Тем более, это будет большим препятствием в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (нападении боевиков, массовых беспорядков среди населения и т.п.). По соглашению России и США, изменение места дислокации российских войск возможно, но только с согласия руководства НАТО.
Руководители РФ успокаивают, что наши войска будут находиться под политическим и военным контролем Москвы. Однако на самом деле в Косово будет реанимирована боснийская модель руководства многонациональными силами в зоне конфликта. То есть кому-то из российских военачальников руководителем НАТО будет ставиться задача, затем этот руководитель будет дублировать ее как бы от своего имени всему российскому миротворческому контингенту. Правда, раздробленность войск по зонам предполагает, что таких представителей от России будет в каждом сектральном штабе. Согласно достигнутым в Хельсинки договоренностям, российские представители будут находиться практически “во всей вертикали” структур командования КФОР. Таким образом, то, что наши миротворцы будут находиться под политическим и военным контролем России, надо понимать с известными оговорками.
Вместе с тем дипломаты настроены оптимистично. Министр иностранных дел Игорь Иванов отметил, что с подписанием договоренностей “все мы вступаем в очень ответственный этап урегулирования косовской проблемы”. Найденное решение он охарактеризовал как полностью соответствующее тем указаниям, которые делегация РФ получила от президента Бориса Ельцина.
Отвечая на вопрос о том, что будет дальше с замороженными отношениями России и НАТО, Игорь Иванов сказал, что, во-первых, сохраняются отношения со странами, входящими в НАТО, а во-вторых, после полного окончания НАТО военных действий появляются основания для пересмотра российской позиции.
Пока решения о полноценном взаимодействии с НАТО не принято. Как подчеркнул И.Иванов, в Москве сейчас рассматривают вопрос о том, в каком объеме могут быть восстановлены отношения с альянсом. И если решение по этому вопросу будет принято, подчеркнул глава МИД, “то, естественно, будут контакты с тем руководством, которое в это время будет находиться во главе данной организации.
Между тем известно, что ряд политических групп и общественных деятелей РФ против возобновления отношений с НАТО. Известно, что межфракционная группа депутатов Госдумы РФ протестует “против геноцида сербского населения Косово в результате грубого нарушения НАТО договоренностей по косовскому урегулированию”. Как подчеркивается в распространенном заявлении группы, подписанном ее председателем, вице-спикером Думы Сергеем Бабуриным, геноцид сербского населения Косово и Метохии начался “при попустительстве, а зачастую и явном соучастии оккупационных войск НАТО”.
Все это, утверждают депутаты, “стало результатом преднамеренного грубого нарушения НАТО договоренностей о разоружении Армии освобождения Косово (АОК) и беспрепятственного пропуска ее крупных отрядов, располагающих тяжелым вооружением и боевой техникой, через контролируемые альянсом границы Югославии”. АОК действует по схеме, подготовленной НАТО, утверждают в Думе. Эта схема в изложении группы “АнтиНАТО” представляет из себя блокирование АОК дорог, захват сербских беженцев и их убийство в покинутых албанских селах и других местах.
“Тела убитых, – считают парламентарии, – будут затем представлены наблюдателям ООН и журналистам в качестве албанцев, убитых якобы сербами перед отходом югославской армии”. Очевидно, полагают члены группы “АнтиНАТО”, договоренность об экстренном отводе югославских частей, не позволившим эвакуировать все гражданское население, отказ НАТО от разоружения АОК и существенная задержка ввода войск НАТО явились “элементами единого плана”.
Этот план, считают авторы заявления, предусматривает “подготовку пропагандистской и юридической основы для одностороннего пересмотра достигнутых соглашений по Косово, оккупации всей территории Югославии и вынесение Гаагским трибуналом ООН смертных приговоров руководству Югославии”.
Насколько право “АнтиНАТО” сказать трудно. Однако с некоторыми выводами российских депутатов можно согласиться. Скажем, по-прежнему не начат массовый ввод российских войск в Косово – столь ожидаемый после заседания 25 июня Совета Федерации РФ, он не состоялся. Оказалось, что охраняемый российскими десантниками из Боснии аэродром в Слатине не полностью готов к интенсивной эксплуатации. Это выглядит несколько странно, поскольку, во-первых, туда уже садились самолеты, а во-вторых, если он не был готов к эксплуатации, то его можно было бы заранее отремонтировать.
Дело, по всей видимости, в том, что НАТО пока не выгодно иметь на территории российскую инфраструктуру, поскольку альянс занят вводом собственных войск. Между тем военные интернациональные коллективы авиаспециалистов должны за несколько дней подготовить аэродром к сертификации по международным стандартам, и лишь 5 июля планируется начало массового прилета наших войск на Балканы. Натовцы считают, что общее руководство аэродромом в Слатине должен осуществлять представитель альянса. Это тоже провоцирует недовольство российских военных, но они, как не раз заявлял министр обороны Игорь Сергеев, еще надеются на то, что будут установлены добросовестные отношения.
Насколько будут искренними отношения Россия – НАТО, сказать трудно. Многие достигнутые договоренности по партнерству стороны воспринимают по-разному. Между тем Генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана надеется, что Североатлантический альянс и Россия “могут сейчас открыть новую главу в двусторонних отношениях и возродить активное сотрудничество через Совместный постоянный совет РФ – НАТО”. Об этом он заявил в конце июня в Будапеште на организованном НАТО международном семинаре.
В своем выступлении Солана подчеркнул, что Россия “играет значительную роль в усилиях международного сообщества по обеспечению длительного мира в Косово”. Россия, сказал генсек НАТО, “была ключевым игроком в дипломатическом процессе” косовского урегулирования, в том числе “посредством усилий” спецпредставителя президента РФ Виктора Черномырдина.
Хавьер Солана особо отметил, что “народ Сербии должен иметь возможность в полной мере пользоваться преимуществами интеграции в евроатлантическое сообщество”. Но для этого сербы “должны встать на путь демократии и терпимости”, чего “не произойдет, пока Слободан Милошевич находится у власти”, подчеркнул генсек НАТО. По его словам, С.Милошевичу “нет места в Европе завтрашнего дня”.
Солана говорит правильно. Однако на деле партнерских отношений России с НАТО не получается. Россия не заявляла, что считает Милошевича преступником. Но и не комментирует устами официальных лиц свое отношение к деятельности нынешнего президента Югославии. Только начальник главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов заявил, что Россия без согласования с руководством страны не будет задерживать югославских военнослужащих и политиков, которые якобы считаются преступниками.
Таким образом, Москва постепенно начинает устанавливать с НАТО контакты. Контакты эти осторожные, робкие. Эта робость усиливается вторичной ролью РФ в урегулировании косовского конфликта. Вполне понятно, что накануне выборов – это мощный козырь для оппозиции, рьяно критикующей сейчас нынешнее руководство России.