Москва пытается усилить свой оборонный потенциал
В период с 21 по 26 июня в соответствии с планом подготовки ВС РФ под руководством министра обороны маршала Игоря Сергеева в России проведено стратегическое командно-штабное учение (СКШУ) “Запад-99”.
Это крупнейшее за последние 10 лет учение на территории России. В СКШУ приняли участие штабы и органы управления пяти военных округов ( Ленинградского, Московского, Северокавказского, Приволжского и Уральского) и трех флотов (Северного, Балтийского и Черноморского), а также около двадцати органов управления объединений видов вооруженных сил, командование и органы управления трех соединений воздушно-десантных войск.
В СКШУ были задействованы российские ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и планировалось применение ядерного оружия.
В целом в учениях было задействовано: личного состава – около 50 тыс. военнослужащих, танков и другой бронетехники – более 1 тысячи, боевых самолетов и вертолетов – более 100, боевых кораблей и катеров – более 50, полевых узлов связи – около 1000.
В учении приняла участие оперативная группа министерства обороны Белоруссии. В качестве наблюдателей присутствовали представители ВС Казахстана.
Как говорится в сообщении пресс-службы министерства обороны РФ, основными целями учения было “совершенствование методов работы командного и оперативного состава объединений видов Вооруженных Сил Западного региона в управлении войсками (силами) в условиях обострения военно-политической обстановки, возникновения вооруженных конфликтов и их перерастания в региональную войну”.
Учения прошли в три этапа. На первом этапе (21-22 июня) был осуществлен перевод Вооруженных Сил, других воинских формирований и органов Западного региона в высшие степени боевой готовности. При этом в полную боевую готовность приведены войска Ленинградского военного округа. На втором этапе (23-25 июня) отработаны задачи по подготовке и применению группировок вооруженных сил РФ, союзных государств, других войск “при отражении агрессии на Западе”. Отработаны совместные действия с белорусским военным командованием с участием региональной группировки войск.
На третьем этапе (26 июня) отработаны вопросы по “нанесению поражения агрессору и восстановление территориальной целостности РФ и союзных государств”. Подведены итоги СКШУ.
В ходе учения органы управления, соединения и части Вооруженных Сил РФ совместно с другими войсками и воинскими формированиями закрепили также навыки совместной организации охраны важных государственных и военных объектов, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий.
По заявлению начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал-полковника Юрия Балуевского, который исполнял обязанности начальника штаба проводимых учений, все запланированные задачи выполнены. Цели достигнуты. При этом совершенства в боевой работе добились не только штабы, но и реальные войска. В ходе СКШУ были проведены десятки ротных и батальонных учений с боевой стрельбой, сбор-походы кораблей трех флотов, организованы стрельбы расчетов ПВО и авиационные бои с реальным бомбометанием и т.п.
Обращает на себя внимание тот факт, что активное участие в учениях принимал министр обороны РФ Игорь Сергеев.
21 июня он побывал в Санкт-Петербурге. В аэропорту города Игорь Сергеев заявил, что эти учения “очень важные”, поскольку “за прошедшее с начала реформирования Вооруженных Сил время произошли крупные структурные изменения, и сейчас необходимо отладить управление, возобновить навыки оперативного состава”. Это, подчеркнул министр, является первоочередной задачей.
В свою очередь начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Владислав Путилин заявил, что учения “Запад-99” являются плановыми и не могут рассматриваться как реакция на проводившуюся НАТО операцию против Югославии. По его словам, решение о проведении учений было принято в конце прошлого года, и “говорить об их направленности против каких-либо действий Североатлантического альянса неправомерно”.
“Проведение учений именно в западном регионе было также предусмотрено планом оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил России”, – сказал В.Путилин. В восточном регионе страны подобные учения проводились в 1997 году, отметил он.
В свою очередь начальник ГОУ Генштаба генерал Юрий Балуевский на вопрос, учитывался ли в ходе отработки задач на учениях опыт боевых действий НАТО на Балканах, ответил, что учитывался. Однако, заметил, что проводимые учения не стоит считать “демонстрацией мускулов” перед НАТО. Войска занимались плановой боевой учебой.
22 июня Министр обороны России Игорь Сергеев прибыл в Мурманск. Здесь он проверил готовность морских штабов к руководству флотом в боевых условиях. В учениях на Северном флоте были задействованы тяжелый ракетный крейсер “Петр Великий”, большой десантный корабль и корабли сопровождения 7-й оперативной эскадры, а также части ПВО и ВВС.
На Севере министр также сделал несколько важных заявлений. “Необходимо безусловно выполнять решения президента России Бориса Ельцина об устойчивом финансировании военной реформы, иначе реформы как таковой не будет”, – заявил И.Сергеев.
Президент, по словам министра, определил, что на нужды обороны должно выделяться 3,5% от ВВП. Сергеев надеется, что Совет Федерации и Государственная Дума пойдут на это и уделят конкретное внимание реформе Вооруженных Сил. Тем более, отметил маршал, что “обстановка, которую мы пережили в Европе, может повториться”.
Министр не вполне удовлетворен работой законодателей по вопросу о поддержке и реформированию Вооруженных Сил. В частности, отметил он, в Министерстве обороны наработано много документов и требуется динамичная деятельность законодателей по принятию соответствующих законов. И.Сергеев, в частности, посетовал на то, что до сих пор в стране нет закона о Вооруженных Силах.
23 и 24 июня министр обороны был в Московском регионе. 23 июня он вместе со своим белорусским коллегой присутствовал на центральном командном пункте Московского округа ВВС и ПВО, затем наблюдал за проведением бомбометания самолетами на полигоне Кушалино (Тверская область).
24 июня министры Белоруссии и России побывали на фронтовом командном пункте в одном из подмосковных селений, а 25 июня Сергеев был уже в Калининграде, где инспектировал подготовку войск и сил флота Калининградского особого района. Здесь он также наблюдал за действиями войск на тактических учениях с боевой стрельбой. 26 июня учениям дан отбой и подведены его итоги.
Здесь надо учесть и то обстоятельство, что Северо-Кавказскому округу оперативно подчиняется Каспийская флотилия, а также группа Российских войск в Закавказье. Хотя не сообщалось о проводимых там мероприятиях, нельзя исключать того факта, что на Каспии, а также в Армении и Грузии наши войска также отрабатывали оперативно-стратегические задачи. По крайне мере, на одной из своих пресс-конференций Юрий Балуевский не исключил такого варианта событий. Приволжскому округу оперативно подчинена 201 мотострелковая дивизия, значит и здесь могли проходить КШУ.
Таким образом мы видим, что многие вопросы теории военного строительства переводятся сегодня в России в практическую плоскость. Несмотря на финансовые проблемы, Кремль демонстрирует готовность по наращиванию боевой мощи и ратной выучки армии и флота.
Однако после СКШУ финансирование боевой подготовки войск может прекратиться, поскольку средств на эти цели в военном бюджете выделено очень мало – 2,6 процента от валового внутреннего продукта. Если не будут увеличены военные расходы, то может случиться так, что прошедшие на этой неделе маневры окажутся последними в этом году.
Одновременно с Россией и Белоруссией в Центральной Азии начал маневры Узбекистан. Командно-штабные учения Вооруженных сил Узбекистана прошли с 22 по 26 июня в Ташкенте и Ташкентской области. Как сообщили в министерстве обороны Узбекистана, в ходе учений отработаны вопросы взаимодействия Минобороны с другими министерствами и ведомствами по обеспечению безопасности в столице республики, обороны наиболее важных народнохозяйственных объектов и коммуникаций, повышения боеспособности соединений и частей в рамках реформирования Вооруженных Сил. О каком-либо взаимодействии узбекских вооруженных сил с российскими не сообщается. Однако КШУ в Ташкентской области могут рассматриваться как реакция Узбекистана на военную активность России в Таджикистане.