Москва формирует в Югославии собственную зону безопасности
Итак, события вокруг Югославии вступают в новую стадию, которая заключается в строительстве мира на территории Косово. Подписана резолюция ООН о начале миротворческой операции в Косово. Сербская армия и полиция, а также мирные сербы уходят из зоны конфликта. Албанские же беженцы готовятся вернуться домой, чтобы жить там в безопасности, которую должны обеспечить им международные миротворческие силы. На территории сербского края предполагается разместить до 50 тысяч миротворцев почти из 30 стран. “Наши европейские партнеры, – сказал президент США, – выделят большинство из них, Америка предоставит около 7 тысяч”. Международный воинский контингент, подчеркнул Клинтон, “будет находиться под командованием и контролем НАТО”, и всем его подразделениям предстоит следовать “правилам взаимодействия”, установленным альянсом.
Между тем Россия с этим не согласна. “Мы уверены, что принятие резолюции ООН внесет существенный вклад в мирное, справедливое и долгосрочное урегулирование косовского кризиса под эгидой ООН, – сказал один из российских военных экспертов, – поэтому Москва будет действовать в Косово по собственным планам”. Он отметил, что “США и НАТО должны понять, что Россия играет и может играть в дальнейшем существенную роль в урегулировании обстановки в Косово и в СРЮ в целом”. При этом она как по политическим, так и по моральным причинам “не пойдет на то, чтобы подчинить свой контингент в Косово натовскому командованию”. Компромисс, который “будет найден”, “должен прежде всего учитывать российские интересы” – вот мнение россиян-военных.
10 июня в Министерстве иностранных дел российская военная делегация под руководством начальника Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-полковника Леонида Ивашова начала переговоры с прибывшими в Москву представителями военного ведомства США по вопросу роли и места российского военного контингента в предстоящей миротворческой операции в Косово. Как заявил накануне переговоров генерал Ивашов, переговоры будут трудными, поскольку имеются полярные взгляды НАТО и России на этот вопрос.
Между тем у американцев другой сценарий, и они, как отмечают российские военные эксперты, к сожалению, отталкиваются от тех договоренностей, которые были достигнуты со спецпредставителем Президента РФ на переговорах с НАТО и США по урегулированию ситуации на Балканах. Виктор Черномырдин согласился с предложениями американцев о едином командовании в зоне конфликта и заключении между Россией и НАТО соглашения об участии российской стороны в миротворческом процессе. Таким образом уже перед началом переговоров Россия получила от НАТО своеобразный ультиматум, по которому она не имеет никакой самостоятельной зоны ответственности и вопрос ставится так: либо Москва участвует в операции в Косово под командованием НАТО, либо не участвует вообще.
По мнению экспертов Минобороны, именно исправлениями ошибок Черномырдина и занимались 10 июня военные эксперты России на переговорах с американцами. Вот почему это проходило в здании МИДа и за закрытыми дверями.
После известия о принятии ООН резолюции о том, что она возвращает косовское урегулирование в политическое русло при центральной роли Организации объединенных наций, отношение России к вопросам участия ее в зоне конфликта на Балканах резко изменилась. “Мы не намерены упрашивать американскую сторону о предоставлении России соответствующего сектора в Косово. Мы заявим о своем секторе и согласуем этот вопрос с югославской стороной”. Об этом заявил 11 июня перед началом второго раунда переговоров российских и американских военных экспертов начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ Леонид Ивашов. Вместе с тем, подчеркнул он, сегодня группы экспертов продолжат согласовывать размещение контингента миротворческих сил в Косово. Но если согласие по российским предложением не будет достигнуто, “упрашивать американскую сторону мы не намерены”, повторил Л. Ивашов.
Отвечая на вопросы о том, какие задачи будет решать российская миротворческая группировка в Косово, где она будет размещена и т.п., генерал Ивашов сказал, что решать задачи в зоне конфликта мы будем те, которые определены мандатом ООН. И, по нему, Россия имеет, как и все другие страны, входящие в ООН, право участвовать в миротворческой операции. Мы не намерены упрашивать американскую сторону о предоставлении России соответствующего сектора в Косово. Мы заявим о своем секторе и согласуем этот вопрос с югославской стороной.
Ивашов подчеркнул, что для начала ввода в Косово войск необходимо политическое решение и утверждение этого решения Советом Федерации. Но, по его мнению, затяжки с этим вопросом не будет. “Вводить войска в Косово мы будем с того момента, когда это начнут делать другие страны. Войска уже готовятся к миротворческой операции на Балканах. Предполагается, что сектор для наших россиян – это будет север и северо-запад Косова. Численность группировки войск там будет окончательно утверждена президентом страны, это будет от 2,5 тыс. до 10 тыс. военнослужащих.
Между тем в ночь с 11 на 12 июня российские десантники из Боснии, совершив 500-километровый марш, вошли в Косово и заняли позиции вокруг аэродрома близ Приштины. Тем самым было продемонстрировано, что российская сторона готова действовать в зоне конфликта самостоятельно. Сейчас решается вопрос переброски войск в Косово из России.
10 тысяч военнослужащих – это воинский контингент соответствующий мотострелковой дивизии. Между тем, вряд ли в Косово будет переброшена действующее соединение из состава сил постоянной боевой готовности. Скорее всего группировка будет состоять из 2-3 бригад, одна из которых, уже доподлинно известно, будет воздушно-десантной.
Как сообщил командующий Военно-десантными войсками РФ Георгий Шпак распоряжение о подготовке десантников к выполнению миротворческих задач в Косово уже имеется. Их количественный состав – около 2,5 тыс. человек. Это соответствует усиленной воздушно-десантной бригаде 3-батальонного состава со средствами боевого обеспечения. Не исключено, что кроме десантников к участию в миротворческой миссии в Косово будут привлечены 1-2 мотострелковые бригады, а также отдельные инженерно-саперные роты для ликвидации многочисленных минно-взрывных заграждений, установленных во время боевых действий противоборствующими сторонами.
Участие российских военнослужащих в “горячих точках” – дело добровольное. Таким образом, все участники косовских событий должны быть контрактниками. Вполне понятно, что “зеленых юнцов” туда не пошлют. Возможен будет набор в военкоматах на военную службу по контракту дополнительного контингента людей дефицитных воинских специальностей.
Помимо сухопутных подразделений в Генштабе планируется применение авиации. В основном это будут боевые и военно-транспортные вертолеты. По составу это будет скорее всего смешанная авиационная эскадрилья из 10-15 вертолетов.
Российская сторона считает возможным размещение в ее секторе контингентов нейтральных государств и стран СНГ. Возможно также присутствие в нашем секторе Греции, а также некоторых мусульманских стран” – уточнил начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России.
Он также заметил, что Россия намерена взаимодействовать в Косово с НАТО. “Без этого не решить задач, которые определены мандатом ООН. Будет определен механизм взаимодействия, который сейчас определяется. Но прямого подчинения альянсу мы не допустим. Нам предстоит в Косово большая совместная работа. Американцы разделяют нашу озабоченность тем, что разоружение формирований Армии освобождения Косово будет одной из основных проблем многонациональной группировки войск в Югославии” – такова позиция генерала Ивашова.
Таким образом, массовый ввод российских войск в Косово – дело ближайшего времени. Это обойдется России в значительную сумму. В Минобороны не исключают, что финансирование группировки российских миротворцев в Косово будет сама Россия. На это указывает и тот факт, что, выступая в Госдуме Сергей Степашин сказал, что данная акция потребует до 150 млн долларов. Это сумма достаточно значительная. Она составляет почти 5 процентов от запланированных расходов на оборону. Откуда будут изысканы эти средства – не понятно. Но военные финансисты не исключают того обстоятельства, что основное бремя расходов, как уже было не раз, ляжет на Минобороны РФ, и потраченные деньги не будут возвращены.
Источники в Минобороны РФ не исключают, что на российско-американских переговорах будет достигнут компромисс. В Косово, возможно, будет использован опыт руководства миротворческой операции в Боснии, когда Россия уже имела опыт “неподчинения” командованию НАТО: в штабе альянса со своей управленческой группой находился наш представитель обговаривал с руководством альянса задачи, проблемы, и затем непосредственно ставил их российским войскам. Не исключено, что американцы пойдут на уступки и закрепят за Россией и другими странами, не участвующими в агрессии, зону ответственности. При этом будет создана своеобразная “ширма” децентрализованного руководства этой группировкой. Скажем, спецпредставителя СБ ООН со своим аппаратом посадят в штабе НАТО, и все директивы будут отдаваться ему, а он их потом будет их “ретранслировать” россиянам.
В любом случае российская зона будет самой “горячей”. Албанские боевики уже заявили о том, что после ввода миротворческих сил России в Косово не прекратят против них боевых действий, поскольку они являются союзниками сербов.