По данным Минобороны РФ, в Вооруженных Силах Российской Федерации обеспечением экологической безопасности Российской армии занимается, созданное в 1997 году Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. Управление является одним из самых “научных” управлений центрального аппарата Минобороны России. Более 15 % специалистов работающих в нем являются кандидатами наук. Одно из главных направлений их работы – организация и координация природоохранной деятельности в Вооруженных Силах.
Для этого в войсках созданы специальные подразделения (вплоть до дивизии включительно), которые призваны заниматься решением экологических проблем. Работа здесь проводится в следующих направлениях:
1. Выявление и контроль источников загрязнений;
2. Предотвращение загрязнений и защита личного состава;
3. Ликвидация загрязнений.
По всем перечисленным направлениям в Минобороны России запланированы и осуществляются конкретные мероприятия включающие: создание необходимой нормативно-правовой базы, разработку новых методик и технологий, а также проектирование и изготовление технических средств обеспечения экологической безопасности. Причем в настоящее время усилия военных экологами направляются на мероприятия, связанные с вопросами в большей степени не утилизации, а предотвращения разного рода загрязнений.
Надо сказать, что в России еще только развиваются подразделения экологической безопасности. По оценкам специалистов Минобороны РФ, не лучшим образом здесь обстоят дела в Вооруженных силах и структурах Минатома. Однако единой системы экологической безопасности в масштабах РФ еще не создано.
В чем причина неудовлетворительного состояния обеспечения экологической безопасности в РФ?
По мнению военных экологов, вопросами, связанными с экологической безопасностью и защитой окружающей природной среды, в государстве занимается более десятка различных ведомств. В соответствии с действующим законодательством, к числу специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся: Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Государственный земельный комитет Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды; Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству; Федеральная служба России по геодезии и картографии; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба лесного хозяйства России; а также другие министерства и ведомства и их территориальные органы, которые в соответствии с законодательством решают вопросы в области охраны окружающей среды.
Причем, к сожалению, в реальности основной задачей большинства перечисленных ведомств является не решение вопросов охраны окружающей среды, а взимание штрафов с субъектов для финансирования собственного ведомства. Здесь необходимо отметить ту роль, которую играют региональные органы Госкомэкологии. Основная их задача сводится к осуществлению только контроля и наложения штрафов. Причем, чем больше взыскано штрафов, тем лучше считается работа регионального подразделения.
Получается, что Госкомэкология не заинтересована в улучшении экологической ситуации на местах. Такой подход совершенно неприемлем для бюджетных организаций, в частности для Минобороны России. Если другие ведомства и производственные структуры в результате своей деятельности имеют определенный доход и могут осуществлять и финансировать природоохранную деятельность, то Вооруженные Силы могут проводить эти мероприятия только в рамках выделяемых финансовых средств. Однако, не для кого не является секретом, что в настоящее время в войсках денег хватает только на довольствие военнослужащим.
Непростая ситуация складывается при определении платы за природопользование, которая при отсутствии так называемого экологического паспорта возрастает в 25 раз. Например, если танковый полк не имеет паспорта, то плата за природопользование в год составит около 2 млн. рублей, и так ежегодно. В то же время экологические паспорта имеют сейчас не более 20 % объектов Вооруженных Сил. Если действовать по обычной схеме, то за каждый паспорт, например для танкового полка, необходимо заплатить примерно 100 тыс. рублей. Экологическая паспортизация только Московского военного округа обошлась бы более чем в 30 млн. рублей.
Между тем экологическая служба ВС РФ по мере сил и возможностей развивается. Для выявления и оценки загрязнения, экологического контроля в настоящее время разрабатывается ряд технических средств. Все разрабатываемые технические средства выявления состояния загрязнения информационно объединяются в рамках автоматизированной информационно управляющей системы обеспечения экологической безопасности ВС РФ (АИУС ОЭБ ВС РФ), создаваемой на основе существующих АСУВ.
Кроме того, в АИУС ОЭБ ВС РФ планируется использовать существующие средства аэрокосмического экологического мониторинга. В настоящее время в Экологическом центре МО РФ уже осуществляется экспериментальный прием информации о состоянии природной среды с космических аппаратов и ее обработка с целью получения оценки экологической обстановки в местах дислокации военных объектах, причем военные экологи готовы представлять полученную информацию всем региональным природоохранным органам.
Необходимо также отметить, что в стадии научно-технической разработки находится и вопрос экологической сертификации образцов вооружения и военной техники. В частности, уже разработан “Общевидовой нормативно технический документ системы общих технических требований к вооружению и военной технике по экологической безопасности”. В области создания технических средств исследуются вопросы эффективного внедрения в практику повседневной деятельности войск природосберегающих технологий.
Важным направлением деятельности управления, до недавнего времени, являлось участие в ряде программ международного сотрудничества. Наиболее успешно взаимодействие с зарубежными странами и их вооруженными силами осуществлялось в рамках программы сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды в Арктике (АМЕС).
СПРАВКА
В декабре 1996 г. Директоратом Программ АМЕС были утверждены следующие проекты:
1. “Определение передовых технологий для использования во временном хранилище твердых радиоактивных отходов (ТРО).
2. “Методы ликвидации последствий (ремедиации) выброса материалов на военных объектах а Арктике”.
3. “Разработка и изготовление прототипа транспортабельного контейнера временного хранения для дефектного и недефектного отработавшего ядерного топлива”.
4. “Проектирование и создание систем переработки твердых радиоактивных отходов, получаемых в результате утилизации подводных лодок”
5. “Проектирование и строительство судна для сброса и переработки отходов ВМФ”.
Однако, в связи агрессией, развязанной странами НАТО против суверенной Югославии, все контакты с вооруженными силами этих стран, и в частности, по экологическим вопросам, приостановлены.
Между тем, по данным Минобороны, ситуация с экологической безопасностью на многих объектах Вооруженных Сил непростая. Но если взять реальные факты, то на Вооруженные Силы приходиться не более 0.5% от всех загрязнений, имеющих место на территории России. Однако общая сумма штрафов, наложенных природоохранными органами на Вооруженные Силы, составляет более 40% от штрафов, налагаемых на всех других субъектов хозяйственной деятельности Российской Федерации. Так, в 1995 году эта сумма (в ценах 1998 года) составила 102,9 млн рублей, в 96 году – 102,8 млн рублей. Больше всего штрафов наложено на ВВС и ВМФ. В 1997 году усилиями созданной в Вооруженных Силах экологической службы сумму штрафов, выставленных Минобороны России, удалось снизить до 40,6 млн рублей, а 1998 году до 12,3 млн. рублей.
Одной из проблем для Вооруженных Сил является состояние природоохранных сооружений. Это вызвано тем, что на объектах Минобороны России до 20% сточных вод сбрасывается без очистки. Имеющиеся очистные сооружения в воинских частях, как правило, или отсутствуют, или требуют наладки или капитального ремонта. В 1997 году из средств, запланированных на строительство и реконструкцию природоохранных сооружений, было выделено и освоено всего 34,2%, а в 1998 году было освоено всего только около 6% от запланированных сумм. Чаще всего некоторые командиры и начальники считают эти средства чуть ли не своим резервом, забывая о том, что штрафы на порядок превышают суммы, вложенные в строительство. Другой проблемой, требующей комплексного решения, является передача высвобождающихся военных городков в государственную (муниципальную) собственность местных органов власти. В настоящее время в различной степени готовности к передаче находится около 300 военных городков. Там же, где войска полностью покидают городки, они подвергаются варварскому разграблению. Так, например, в результате несанкционированного снятия вентилей на складе ГСМ в Валдайском гарнизоне, произошел сброс мазута в одно из озер Валдайского национального парка. Необходимо отметить, что передача в хозяйственное использование территорий военных объектов, без проведения работ по восстановлению их экологического статуса приводит к значительному снижению стоимости военной инфраструктуры, а иногда и к полному обесцениванию объекта.
Существуют значительные площади загрязнений окружающей среды нефтепродуктами в местах дислокации войск, на базах хранения вооружения и военной техники, складах ГСМ. Так, на начало 1998 года площадь земель, загрязненных нефтепродуктами, составила около 664 га. Наиболее неблагоприятное положение в этом вопросе сложилось на аэродромах ВВС (Савватия, Энгельс, Березовка, Ейск, Каменск-Уральский), а также в объединенном Сибирском военном округе, Дальневосточном военном округе, Уральском военном округе. Не уменьшается загрязненность нефтепродуктами акваторий в пунктах базирования сил флота. Превышение предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в морской воде в настоящее время составляет в районах г. Владивостока – в 8 раз, г. Балтийска – в 12 раз, п. Фокино – в 4 раза, г. Севастополя – в 16 раз.
В целом, из общей площади 14,3 млн га земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил, нарушено и подлежит рекультивации около 56 тыс. га, или 0,4% от общей площади. Вместе с тем затраты на восстановление загрязненных территорий очень высоки. Так, чтобы ликвидировать только керосиновую линзу на аэродроме г. Энгельс, а ее размер около 47 га, необходимо около 150 млн. рублей. Всего для очистки только известных мест загрязнения нефтепродуктами потребовалось бы около 3 млрд. рублей.
Решить эту проблему можно только путем привлечения внебюджетного финансирования. И в настоящее время такой механизм Управлением начальника экологической безопасности отработан. Сложность его реализации заключалась в том, что на большинстве таких объектов откачка нефтепродуктов нерентабельна. Поэтому на конкурсной основе выбирается фирма, которой в нагрузку к одному рентабельному объекту дается 1-2 нерентабельных. Работы на этих условиях ведутся на аэродромах Энгельс, Чкаловский, Кубинка, Котлас и Псков.
Правда, зачастую организация природоохранной деятельности на аэродромах ВВС значительно лучше, чем на аналогичных аэродромах гражданской авиации. Однако большинство претензий предъявляется ВВС, так как коммерческая авиация, хотя имеет на своих аэродромах не меньшие, а часто даже большие загрязнения, используя финансовые средства, получаемые в качестве дохода, решает с их помощью проблемы, возникающие с природоохранными органами.
В ВС РФ имеются также серьезные экологические проблемы, связанные с утилизацией атомных подводных лодок (АПЛ). К концу 1998 года из эксплуатации было выведено около 150 АПЛ, из них только у части выгружены активные зоны реакторов, что требует сохранения на каждой лодке экипажей – около 40 военнослужащих на лодку и значительных финансовых затрат – 6 млн рублей (цены 1998 г.) на одну лодку в год.
Это связано с тем, что, подписав замечательные договоры и приступив к масштабному сокращению АПЛ, кто-то забыл выделить необходимые финансовые средства на создание необходимых объектов инфраструктуры, вследствие чего береговые технические базы в настоящее время не удовлетворяют потребностям флота по обеспечению утилизации АПЛ. Из-за ограниченности средств, выделяемых на выполнение Программы утилизации АПЛ, основные ее цели не достигнуты.
Остается также сложной экологическая обстановка в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей (ОЧРН). Из-за отсутствия финансирования (ежегодная потребность РВСН около 3.5 млн рублей) не завершены работы по обследованию и паспортизации районов падения ОЧРН, что приводит к срыву плановых пусков.
Однако, даже в этой ситуации положение на ракетных базах РФ значительно лучше, чем, например, на американских базах. Это связано с тем, что еще на этапах разработки ракет наши конструкторы заложили очень жесткие требования по экологической безопасности создаваемых образцов.