Однако восстановить военный потенциал будет сложно
Похоже, что агрессия НАТО против Югославии побуждает руководство России усилить внимание к проблемам армии. Свою озабоченность состоянием обороноспособности страны в своем ежегодном послании Федеральному собранию высказал 30 марта Президент России. В президентском документе указывается на то, что “повышения качественных параметров Вооруженных Сил из-за снижения ассигнований так и не произошло, что поставило под угрозу обороноспособность страны и проведение всей военной реформы”. Между тем нельзя не заметить того факта, что в последнее время, особенно после событий на Балканах, относительно четче стало финансирование войск, активизировалась боевая учеба, масштабнее и солиднее стали проводиться военные маневры.
Скажем, на Дальнем Востоке прошли стратегические командно-штабные учения. Хотя и сообщалось, что они проводились в соответствии с планом подготовки Вооруженных Сил РФ и никоим образом не связаны с событиями на Балканах, представители военного ведомства РФ не отрицали того факта, что штабы отрабатывали учебно-боевые задачи с учетом опыта боевых действий НАТО против Югославии. Здесь следует заметить, что проведенные на Дальнем Востоке маневры не имеют аналогов в постсоветской истории, поскольку были комплексными и в них участвовали различные виды ВС РФ и других силовых структур.
Агрессия НАТО против Югославии активизировала споры о дальнейшем направлении военной реформы в стране. Так, агентство “Интерфакс” 27 марта распространило сообщение о том, что боевые действия на Балканах могут ускорить принятие российским руководством решения о реформировании стратегических ядерных сил (СЯС) страны. Такое мнение высказали в российском военном ведомстве. Было отмечено, что “военные эксперты считают, что существенного улучшения системы боевого управления СЯС и повышения их эффективности можно добиться прежде всего за счет создания Объединенного оперативного главного командования стратегических сил сдерживания”.
Такого рода сообщения противоречат тому, что высказал после закрытых слушаний в Госдуме РФ 31 марта начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин. Он утверждал, что до 2005 года вопрос о создании объединенного командования стратегических сил сдерживания решен не будет. По его словам, данная идея прорабатывается в качестве перспективной при выработке облика Вооруженных Сил после 2005 года.
Между тем известны высказывания министра обороны Игоря Сергеева о своем позитивном отношении к созданию Объединенного главного командования стратегических сил сдерживания (ОГК ССС). Как известно, И.Сергеев предлагает создать ОГК ССС на основе ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В оперативное подчинение ОГК ССС должны войти, по предложению маршала, РВСН, атомный подводный ракетный флот и стратегические бомбардировщики.
О том, что проблема ОКГ ССС существует, говорит и тот факт, что в постановлении Госдумы РФ, принятом за основу после заслушивания на закрытом заседании начальника Генштаба Анатолия Квашнина, говорится о необходимости “рекомендовать президенту приостановить решение о создании Объединенного главного командования Стратегических сил сдерживания и о переподчинении оперативного управления морских и авиационных сил ядерного сдерживания Ракетным войскам стратегического назначения”. По мнению Думы, эти меры следует приостановить вплоть до особого решения Федерального Собрания. Подобное заявление, подписанное председателем Комитета по обороне Госдумы Романом Попковичем, от имени комитета было направлено Борису Ельцину еще до секретных слушаний в Думе. Как было подчеркнуто в заявлении, большая работа комитета по обороне по анализу идеи создания ОГК ССС позволяет заявить, что на данном этапе проработки эта идея “требует дальнейшего углубленного изучения и конкретизации решений”. В документе подчеркивается, что с учетом ситуации в стране и состояния сил общего назначения, ускорение работ в указанном направлении приведет только к отвлечению сил и средств от решения насущных задач повышения боевых возможностей вооруженных сил. “Попытки форсированной реализации этой идеи и особенно в данный момент могут быть только на руку недоброжелателям России”, – утверждается в заявлении. Таким образом в спорах по проблемам, связанным с управлением СЯС, Госдума заняла сторону Генштаба.
Между тем парламентарии отмечают и другие неотложные задачи, связанные с реформированием армии и построением доктринальных положений. После обсуждения 31 марта вопроса “О состоянии Вооруженных Сил РФ и первостепенных мерах по повышению их боевых возможностей” депутаты предложили Президенту РФ провести в апреле заседание Совбеза, на котором рассмотреть вопрос о соответствии военной доктрины России “новым военно-политическим реалиям в мире”. В постановлении отмечается, что в мире произошло резкое изменение геополитической обстановки, обусловленное “неспособностью ООН эффективно противостоять расширению функций НАТО и усилению военного диктата этого блока”.
Парламентарии высказали озабоченность ситуацией, а один из инициаторов слушаний, глава думского комитета по обороне Роман Попкович, предложил увеличить финансирование оборонного бюджета до 5,5 % от валового внутреннего продукта РФ (в настоящее время он составляет 2,6 % от ВВП). Если это произойдет, то это будет самый высокий уровень военных расходов в Европе.
Выступая 31 марта на пресс-конференции в Госдуме РФ после состоявшихся там секретных слушаний, посвященных проблемам Вооруженных Сил России, Анатолий Квашнин, сказал, что, несмотря на все трудности, российская армия в течение ближайших 10-15 лет способна обеспечить полную безопасность российского государства.
“Россия ни к кому не имеет никаких территориальных притязаний, внешних захватнических, агрессивных факторов”. Россия, сказал он, самодостаточное государство: она имеет не менее 50 процентов всех запасов природных богатств: сырьевых, топливно-энергетических. “В этом плане нам ничего не грозит”, – добавил он, отметив при этом, что в 1997 году был подписан Основополагающий акт НАТО-Россия. В этом международном нормативно-правовом документе, сказано, что Россия и НАТО должны строить все системы мировой и региональной безопасности на взаимной проработке. “Но однозначно, что если это не соблюдается и если против России будет применен такой прием, как сейчас на Югославию, – подчеркнул Анатолий Квашнин, – то для этого ей нужны все вооруженных силы и все ее военные структуры, в том числе и стратегические ядерные силы, чтобы дать ответ на это и защитить территориальную целостность и суверенитет России”. В этой связи начальник генштаба не исключает и применение ядерного оружия.
С выводами Начальника Генштаба о возможностях ВС РФ по отражению агрессии трудно не согласиться. Военный потенциал России, несмотря на социально-экономический кризис, по прежнему остается одним из самых высоких в мире. Россия обладает большим количеством ядерных боеголовок.
По официальным данным, которые соответствуют параметрам Договора СНВ-1, по состоянию на сегодняшний день РФ имеет не менее 700 межконтинентальных баллистических ракет (около 3000 боезарядов), 75 стратегических бомбардировщиков (около 800 боезарядов) и более 300 баллистических ракет подводных лодок (почти 1500 боезарядов). Этот потенциал сопоставим лишь с ядерным потенциалом США и его хватит, чтобы в считанные минуты уничтожить жизнь на планете.
Между тем следует признать, что оставшееся после распада СССР его военное наследство по своему объему гораздо больше того, что может содержать РФ. Оружие стареет и уже через 7-8 лет начнется массовый вывод межконтинентальных баллистических ракет из боевого состава РВСН, стареют атомные подводные лодки и стратегические бомбардировщики и т.п., на оборону пока тратится очень мало.
Таким образом, если сейчас руководство страны не повернется лицом к армии, то дальнейшее снижение боеспособности ВС РФ неизбежно.