К вопросу об утилизации атомных подводных лодок

0:00
0

С 1 января 1999 года этим делом занимается Минатом

Вот уже три месяца как Минатом России занимается утилизацией атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации ВМФ РФ. Вся оргработа по передаче этой функции от Министерства обороны Министерству по атомной энергии, согласно постановлению правительство РФ от 28 мая 1998 года “О мерах по ускорению утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенными из состава ВМФ”, была завершена к 1 января 1999 года. “Мы в состоянии осуществлять утилизацию подлодок”, – не раз заявлял министр РФ по атомной энергии Евгений Адамов. По его словам, теперь Минатом в полной мере отвечает за судьбу всех атомных подводных лодок после их вывода из боевого состава, содержит экипажи подлодок до их передачи для разделки на заводы.

Выполнение функций государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью при проведении работ на выведенных из состава ВМФ АПЛ возложено на управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны России. Минатом же определен государственным заказчиком-координатором комплекса этих работ. По официальным данным Минатома, сейчас в России выведены из эксплуатации 157 атомных субмарин, 95 из них – на Северном флоте. Однако отработавшее ядерное топливо выгружено только из 65 северных подлодок, количество ядерных отходов составляет порядка 100 тонн. По оценкам экспертов, чтобы разрешить проблему радиационной опасности старых субмарин на Северном и Тихоокеанском флотах, необходимо вложить 1-1,5 млрд долларов. Даже при таких затратах первоочередные работы займут около 10 лет, а дальнейшая реабилитация регионов потребует еще несколько лет.

По словам Евгения Адамова, опыт и технологии Минатома позволят резко усилить радиационную безопасность и разрешат проблемы утилизации. При этом изменится сама концепция обращения отработанных ядерных материалов. Сейчас их пытаются вывозить для переработки на предприятие “Маяк”, при этом списанные подводные лодки годами стоят с неразгруженными реакторами. Минатом же предлагает, в первую очередь, разгрузить подлодки, вырезать из корпусов субмарин активные зоны и разместить радиоактивные материалы в специальных контейнерах, в которых они могут безопасно хранится 50-60 лет. Что касается переработки, то Россия, считает министр, умеет лучше других в мире утилизировать радиоактивные отходы (РАО), они полностью “пережигаются” в специальных реакторах на быстрых нейтронах.

Единственная проблема, мешающая Минатому в ликвидации радиоактивных отходов, – отсутствие денег. По данным Минатома “ни в 1997 году, ни в 1998 году из бюджета не было получено ни копейки” на строительство перерабатывающих установок и хранилищ.

Евгений Адамов считает, что госбюджетных денег на утилизацию атомных лодок будет по-прежнему не хватать – “кардинально ситуация вряд ли улучшится”. Поэтому он рассчитывает на “самостоятельно заработанные деньги”, в частности, от переработки отработанного ядерного топлива с зарубежных АЭС.

“Это достаточно выгодный бизнес, что доказывает активность Англии и Франции”, – сказал как-то Адамов. Он отметил, что российский Минатом “поработал с цифрами” и посчитал, что денег от переработки топлива хватит на зарплаты, совершенствование технологии и на экологическую программу – утилизацию подлодок.

Кроме этого у России в вопросах утилизации АПЛ большая надежда на иностранную помощь. На данный момент зарубежные инвестиции в программу утилизации РАО почти в три раза превышают российские. “Нам помогают США, Норвегия, Япония, вот-вот подключатся Швеция, Финляндия и ЕС”, – сказал на одной из пресс-конференций представитель Евгения Адамова, добавив, что подписанное в мае 1998 года российско-норвежское соглашение предусматривает выделение 30 млн на различные мероприятия по утилизации отходов.

Они включают разгрузку и закрытие старого и переполненного хранилища для твердых отходов в Андреевой губе (Мурманская область) и строительство там же нового временного хранилища. Кроме того, на комбинате “Маяк” в Челябинской области должно быть построено хранилище для отработанного ядерного топлива с подлодок. Предусмотрено строительство специального судна для перевозки контейнеров с отходами и четырех специальных железнодорожных вагонов. Планируется модернизация промежуточного хранилища для жидких радиоактивных отходов в Архангельской области, сообщил начальник управления по информации Минатома Виталий Насонов.

В целом общая сумма привлекаемых для утилизации АПЛ внебюджетных средств на сегодняшний день превышает, по его словам, 200 миллионов долларов. (Норвегия дает около 30 миллионов долларов, Нидерланды – около 10, Япония – около 30 миллионов долларов. Плюс помощь США, ЕС и т.п.)

Другим способом привлечения средств, считает представитель Минатома, может быть создание фонда “Радиоактивные отходы” под управлением Ассоциации “Северо-Запад”, а также развитие системы страхования от ядерного ущерба и радиационной опасности.

Минатом расценивает ситуацию с радиоактивными отходами в России как очень острую, особенно на Северном и Тихоокеанском флотах и на производственном объединении “Маяк”. Однако сбрасывать отходы в море “никто не собирается”, отмечают российские специалисты.

Ранее СССР сбрасывал радиоактивные отходы в основном в Карское и Баренцево моря недалеко от полигона на Новой Земле. Только крупных мест захоронения контейнеров с твердыми радиоактивными отходами там было семь. Однако в последнее время Россия отказалась от захоронения отходов в море и присоединилась к Лондонской конвенции 1972 года по предотвращению загрязнения морей. Единственным нарушением был скандально известный слив жидких отходов в Японское море активностью в 0,31 Кюри в октябре 1993 года. Эти действия были вызваны катастрофической ситуацией: танкеры-хранилища были до предела заполнены и грозили аварией.

С тех пор положение с отходами практически не изменилось. Ежегодно на Северном и Тихоокеанском флоте образуется порядка 18-20 тысяч кубических метров жидких отходов и 6-7 тысяч кубических метров твердых отходов. Хранилища для твердых отходов, построенные в 1960-62 годах, эксплуатируются до сих пор, но уже практически полностью заполнены. Жидкие отходы перерабатываются, но в недостаточных количествах.

Минатом разработал план неотложных действий по исправлению ситуации, который включает скорейшую выгрузку отработанных ядерных отходов не только из субмарин, но и из береговых технических хранилищ, которая должна завершиться к 2005 году.

Замминистра по атомной энергетике Николай Егоров подчеркнул, что из-за нехватки средств специалисты решили не сразу отправлять ОЯТ на переработку на комбинат “Маяк” (Челябинская область), как это делалось до сих пор, а сначала создать металло-бетонные контейнеры и новые береговые комплексы для хранения радиоактивных материалов. Дело в том, что в распоряжении Минатома пока лишь единственный специальный железнодорожный эшелон, который может совершать не более 10 рейсов в год, каждый раз вывозя отработанное ядерное топливо от одной субмарины. Хотя на комбинате “Маяк” мощности позволяют принимать по 10-12 составов.

Модернизировать “Маяк” предполагают американцы. США обязались инвестировать средства в строительство хранилища отходов от действующих и демонтируемых атомных подводных лодок, которое намерен оборудовать при комбинате “Маяк”. Американские эксперты, побывавшие летом 1998 года в Челябинской области, одобрили применяемую уже несколько десятилетий российскую схему обращения с отходами, когда они транспортируются с Северного и Тихоокеанского флотов, перерабатываются и складываются на хранение. Создание нового хранилища, по мнению экспертов, необходимо, чтобы “ускорить выгрузку” радиоактивных материалов с атомных подлодок и “разрядить обстановку” в районах баз флотов. Эта работа оценивается в 20-30 млн долларов.

Кроме этого на Дальнем Востоке на заводе “Звезда” готовится к пуску установка по утилизации жидких радиоактивных отходов после утилизации атомных подлодок. В 1999 году завод планирует вдвое увеличить количество подлежащих утилизации атомных субмарин: до четырех в год. Это стало возможным в связи с передачей функций заказчика (и, соответственно, и обязанностей финансирования) по “разделке” лодок от Минобороны к Минатому РФ. Осуществляется это в рамках недавно вышедшего постановления правительства номер 518, предусматривающего перевод работ по утилизации атомных подводных и надводных судов непосредственно представителям промышленности. “Финансовые отчисления на утилизацию подлодок среди всех статей на разоружение самые большие, – говорит директор “Звезды”, – поэтому здесь всегда самый высокий процент недофинансирования. В таких же сложных условиях до сих пор работали и северные “коллеги” “Звезды “- оборонные предприятия “Звездочка” и “Нерпа”.

Также в рамках постановления на баланс завода будут переданы все списанные подводные лодки Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке с соответствующей заменой флотских экипажей, следящих за их безопасностью. Изменение источника финансирования и увеличение объема работ позволит вдвое увеличить и число рабочих мест на градообразующем заводе до 1000-1200. При этом модернизация “Звезды”, рассчитанная до 2003 года и финансируемая в рамках конверсионной программы американской стороной, позволит начать развитие новых направлений, ориентированных на ремонт и строительство судов.

Таким образом проблема утилизации выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок постепенно начинает сдвигаться с мертвой точки. Однако до окончательного ее решения еще очень и очень далеко.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ