В ответ на расширение НАТО Россия активизирует военные маневры и заявляет о возможности в целях самообороны применять ядерное оружие

0:00
0

Главным военным событием минувших дней можно считать, прошедшие 15-19 марта, крупномасштабные военные маневры Военно-Воздушных Сил и Воздушно-десантных войск России. В учениях было задействовано боле 20 самолетов военно-транспортной авиации, полк ВДВ, дивизион противовоздушной обороны С-300 и другие подразделения. Комплексы С-300 на самолетах были доставлены на полигон “Ашулук” (Астраханская область), где из них производилась стрельба. Всего в учениях приняли участие 1.700 десантников и 180 единиц техники.

Летчики военно-транспортной авиации совершили на самолетах Ан-22, Ил-76 и Ан-12 более 25-ти вылетов для десантирования подразделений ВДВ и более 20-ти единиц боевой и специальной техники. В ходе воздушного и наземного прикрытия действий военно-транспортной авиации и десантников экипажи самолетов Су-27, МиГ-31, Су-24 и Су-25 выполняли пуски управляемых ракет “воздух-земля” и осуществляли бомбометания.

Хотя российским военным ведомством и отмечается, что учения ВВС и ВДВ были плановыми, их характер действий может быть связан с расширением НАТО, обострением обстановки в Чечне и возможными мероприятиями по уничтожению лагерей подготовки террористов, на территории республики. Отработка задач по доставке воздушным путем зенитно-ракетных комплексов С-300 также может быть предпринята в целях отработки вопросов по намечаемой переброске ЗРК в Армению и Грецию на остров Крит.

Таким образом, несмотря на слабое финансирование, российская армия демонстрирует боеспособность и умение организовывать боевую учебу в условиях ограниченных средств и жесткого бюджета. Конечно этого недостаточно, но что поделаешь… Скажем, в течение года, по планам боевой учебы в ВДВ необходимо проводить не менее 15 полковых учений. Однако в последние несколько лет из-за дефицита денежных средств десантники вынуждены ограничиваться только одним ежегодным показательным учением. (Предыдущее учение прошло в августе минувшего года в Пскове. В нем было задействовано около тысячи военнослужащих и 10 единиц боевой техники).

Надо отметить и другое неординарное событие, которое произошло на прошлой неделе. 15 марта президент России утвердил “Основные положения политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания”. В нем отмечается, что Россия рассматривает свои ядерные силы в качестве гаранта национальной безопасности и средства сдерживания вероятной агрессии против российского государства и его союзников. Главной целью политики России в области ядерного сдерживания, говорится в утвержденном главой государства документе, является обеспечение гарантированной защиты территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации и ее союзников, создания благоприятных условий для мирного развития России. Эта политика не направлена против каких-либо конкретных государств или союзов государств.

Рассматривая ядерное оружие как средство сдерживания агрессии, Россия допускает возможность его применения только в качестве вынужденной крайней меры пресечения критических угроз национальной безопасности страны и ее союзников, когда все другие меры не смогли эти угрозы устранить, подчеркивается в документе.

В нем также заявлено, что Россия выступает за решительное продолжение всеми ядерными государствами систематических последовательных усилий для сокращения ядерного оружия на глобальном уровне с конечной целью полной ликвидации этого оружия.

Заметим, что “Основные положения политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания” были обнародованы накануне официального вступления в НАТО новых членов (Польши, Чехии и Венгрии) и являются своеобразным ответом России на возможные, по ее мнению, угрозы со стороны Альянса. В документе не говорится, будет ли Россия применять первой ядерное оружие, а также применять его в адрес тех стран, которые им не располагают.

Между тем мы помним как в мае 1997 года экс-секретарь Совбеза Иван Рыбкин и его бывший заместитель Борис Березовский, разъясняя проект разрабатываемой тогда Концепции национальной безопасности, сказали, что в документе обусловливается возможность применить Россией первой ядерное оружие. Еще не видя документа, некоторые СМИ и общественные деятели предприняли попытку оспорить этот тезис. Мол, такая постановка вопроса – чуть ли не возвращение к временам “холодной войны”.

Возврата к “холодной войне” пока не наблюдается. В Концепции дословно записано, что “Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного государства”.

Как мы видим, о праве первого ядерного удара в Концепции напрямую не говорится, однако, несложно сделать вывод, что такой удар возможен, если со стороны других государств последует агрессия, угрожающая государственности РФ. Подобный тезис, но в более жестких формах исповедуют США, стремящиеся на единоличное первенство в мире. Скажем, в конце 1997 года за несколько недель до подписания Концепции национальной безопасности РФ президентом Соединенных штатов была подписана директива, определяющая применение этим государством ядерного оружия. Оно будет использовано против стран, которые могут применить химическое или биологическое оружие против американских войск. Как известно Россия имеет химическое оружие…

Российская Федерация сегодня остается великой державой благодаря своим ядерным силам. Именно они сегодня составляют основу военной мощи государства, что особо подчеркнуто в “Основных положениях политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания” и Концепции национальной безопасности. Между тем надо признать, что с принятием этих документов работа по созданию и структурированию механизма обеспечения национальных интересов страны практически только начинается. На их основе предстоит разработать и принять целый комплекс доктрин и программ, определяющих политику и стратегию государства в отдельных отраслях: военную доктрину, доктрины экономической, финансовой безопасности, социальной безопасности, продовольственной безопасности, информационной, экологической безопасности и некоторые другие.

Не исключено, что изменения баланса сил в мире, расширение НАТО на Восток подтолкнут Россию к разработке более жестких по содержанию документов, в которых будут отражены принципы обеспечения ею свой национальной безопасности. И об этом уже намекнули российские генералы.

16 марта, в день официального вступления Чехии, Венгрии и Польши в НАТО сразу два высокопоставленных представителя Минобороны сделали жесткие заявления. Первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов заявил, что “факт вступления новых членов в Североатлантический союз порождает опасность ремилитаризации всей системы международных отношений, разрушения действующей системы договоров в сфере разоружения и сокращения вооружений”.

А начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-полковник Леонид Ивашов сказал, что новую военную доктрину в России будут принимать только после того, как свою новую концепцию обороны утвердит Альянс. Таким образом не исключено, что в новом российском оборонном документе можно ожидать всего, в том числе и положений в духе “холодной войны”. Между тем жестких заявлений пока не делал министр обороны РФ Игорь Сергеев. Он занимает взвешенную позицию и обоснованно считает, что крупномасштабной войны вряд ли можно ожидать, так как фактором сдерживания и гарантом обеспечения безопасности страны будут стратегические ядерные силы. Таким образом увеличивать количество обычных войск и бряцать оружием России сегодня пока нет необходимости.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ