В классическом определении военный электорат – это круг избирателей, голосующих на выборах за военного кандидата. Между тем в последнее время исследователями введена несколько иная трактовка этого понятия. В состав “военного электората” аналитики сегодня включают людей с так называемым устоявшимся оборонным сознанием, которые проголосуют за одного или нескольких кандидатов, имеющих сходные, отвечающие их военно-патриотическим запросам, предвыборные программы.
Таким образом “военный электорат” – это военнослужащие (не только представители ВС РФ, но и проходящие службу в МВД, ФСБ, Погранвойсках, ФАПСИ и т.п.) члены их семей, военные пенсионеры, широкие слои казачества, а также люди, связанные с военно-промышленным комплексом.
Анализ итогов последних президентских выборов, проведенный с использованием данных о симпатиях основных социальных групп населения, свидетельствуют о том, что в структуре голосовавших доля представителей так называемого военного электората составляла около 18 миллионов человек.
Сейчас она буден не меньше, а может быть и даже немного больше. Подсчитаем. Штатная численность Вооруженных Сил РФ на 1 января 1999 года установлена в количестве 1 млн 200 тысяч человек. Кроме этого надо учитывать гражданский персонал армии и флота. Его численность тоже немалая – около 800 тыс. человек. Сюда надо приплюсовать сотрудников органов внутренних дел, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета – около 540 тысяч, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России – около 220 тысяч, сотрудников федеральной службы безопасности России – не менее 60 тысяч, военнослужащих и гражданский персонал федеральной пограничной службы – около 210 тысяч, военнослужащих и гражданский персонал органов правительственной связи – приблизительно 54 тысячи, сотрудников органов налоговой полиции – не менее 40 тысяч.
Этот электорат весомо дополняет почти такое же количество людей из состава имеющих голос членов семей военнослужащих и сотрудников МВД, погранвойск, ФАПСИ и ФСБ России, плюс 7 миллионов работников предприятий военно-промышленного комплекса, военных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (а также членов их семей) и более 5-ти миллионов человек из состава бывших кадровых военных КГБ, МВД и Вооруженных Сил, а также широкие слои казачества. Таким образом “военный электорат” в России нынче составляет около 18-20 миллионов человек.
В нынешних парламентских выборах 1999 года прогнозируется гораздо меньший приход избирателей, чем на президентские выборы-96. Значит именно голоса “военного электората” могут решить исход соревнования между кандидатами в депутаты. Скажем, если на избирательные участки придет около 60 млн. человек, то доля дисциплинированного “военного электората” в нем составит почти треть. Это будет ядро, которое может обеспечить победу тому или иному избирательному блоку или движению.
За кого проголосует “военный электорат”?
На сегодняшний день нет каких-то конкретных специальных подробных данных о симпатиях людей, входящих в “военный электорат”. Это связано с тем, что представители этой избирательной группы входят, как мы увидели выше, в разные социальные слои общества. Между тем можно не сомневаться, что в нынешних условиях люди с устоявшимся оборонным сознанием проголосуют за представителей патриотического спектра, которые оппозиционно настроены по отношению к нынешнему режиму. В порядке ранга значимости это могут быть следующие фигуры и политические движения: 1. Зюганов (КПРФ) 2. Лужков (левый центр) 3. Жириновский (ЛДПР) 4. Представители умеренного некоммунистического патриотического крыла (Бабурин, Рогозин и т.п.) 5. Представители радикальных политических течений (Баркашов, Лимонов, Макашов и т.п.)
Есть вероятность того, что часть “военного электората” проголосует за Лебедя и его движение. Но это, думается, будет меньше, чем на выборах ГД-95 и Президент-96. Хотя, как и на прошедших выборах президента, Лебедь отнимет часть голосов у коммунистов.
Чем будут обусловлены мотивы голосования ?
Сегодня настрой “военного электората” можно определить как умеренно-недовольный, оппозиционный. Оппозиционность определяется тем невысоким социальным и материальным положением, которое занимают люди из этой избирательной группы. На мотивы и установки людей воздействуют следующие факторы.
Фактор финансово-экономический. Долги бюджетникам и пенсионерам достигают астрономическим сумм. Задержки с выдачей денежного довольствия личному составу ВС РФ, МВД, заводам ВПК составляют от 2-х до 6-ти месяцев. Даже уже офицерам МО и ГШ денежное довольствие выдается с 2-х месячным опозданием.
Руководство страны не в состоянии выполнить свои обещания по улучшению материального положения офицеров силовых структур и граждан, занятых в военно-промышленном комплексе.
Фактор социально-бытовой. В настоящее время число бесквартирных семей военнослужащих Вооруженных Сил составляет около 80 тысяч. Государственная программа обеспечения в 1998-2000 годах жильем уволенных военнослужащих из-за недостаточного финансирования сорвана. Общее же число нуждающихся (беквартирных и ждущих улучшения своих жилищных условий) в жилье кадровых военных – около 200 тысяч человек. Таким образом, каждый четвертый офицер или прапорщик, нуждающийся в жилье, мягко говоря, обозлен на нынешнюю власть. В аналогичной ситуации находятся военные пенсионеры, безработные специалисты ВПК, многие сотрудники ФСБ и МВД.
Фактор, связанный с реформированием армии. Сокращение войск и создание новой структуры ВС РФ, помимо положительных моментов, имеет и ряд отрицательных аспектов. Отсутствие должного финансирования не лучшим образом сказывается на качестве боевой учебы личного состава. Офицеры видят, что руководство страны или не заинтересовано, или действительно не в состоянии поднять уровень боеспособности войск.
Армия сокращена. Однако по-прежнему испытывает дефицит военных кадров. Чрезмерные морально-психологические и физические нагрузки являются одним из главным побудительных мотивов увольнения большинства молодых офицеров. В результате общий некомплект офицерского состава в Российской армии на конец 1998 года составил 11,5 процентов. При этом около 36 процентов от общего некомплекта офицеров пришлось на первичные офицерские должности.
Фактор социально-этнический. На сегодня в Российской армии каждый третий офицер – выходец из Украины или Белоруссии. Плюс почти у такого же количества офицеров и прапорщиков жены из ближнего зарубежья. Их связи с родными сегодня очень затруднены. Поэтому у многих представителей “военного электората” будет желание проголосовать за кандидата, который будет исповедовать идеи объединения постсоветских славянских республик в новое государство.
Эту тенденцию в настрое населения России хорошо уловил нынешний президент, предложивший активизировать объединительные процессы с Белоруссией. Однако вряд ли на выборах “военный электорат” поддержит Ельцина. Об объединении сегодня говорят почти все патриотически настроенные оппозиционные партии и движения. Ельцин же в глазах общественного мнения по-прежнему ассоциируется с одним из главных разрушителей СССР. И этим все сказано.
Таким образом нынешний год, когда состоятся парламентские выборы, может стать переломным в определении новой расстановки сил в государстве. Безусловно парламент полевеет и покраснеет еще больше. Однако будут ли в нем достаточно представлены представители левого центра сказать пока трудно. Все зависит от конкретной работы представителей центристских движений с массами, в том числе и с “военным электоратом”, симпатии которого будут определяющими.