Маслюков поддержал предложение Министерства обороны о введении новой схемы продажи высвобождаемого военного имущества, Один из главных участников заседания – начальник строительства и расквартирования войск – заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Косован дал эксклюзивное интервью обозревателю агентства WPS.
24 ноября под председательством первого вице-премьера Юрия Маслюкова состоялось заседание Комиссии правительства по оперативным вопросам, на котором были рассмотрены проблемы, связанные с реализацией в процессе реформирования войск высвобождаемого военного имущества (ВВИ) ВС РФ.
После заседания комиссии Юрий Маслюков сказал, что “работа по реализации излишнего военного имущества ведется очень плохо”.
“Ни одно из заинтересованных ведомств – Мингосимущество, Минобороны, Минфин, Минэкономики не отнеслись серьезно к данному вопросу”. В этой связи, сообщил Маслюков, принято решение о создании специальной комиссии, которая обсудит эту проблему и решит, как в дальнейшем будет вестись эта работа. Через две недели правительство вернется к рассмотрению данного вопроса.
Вопрос: Александр Давыдович, чем была вызвана необходимость рассмотрения на столь высоком уровне вопроса о реализации ВВИ?
А.Косован: За последние 1,5 года почти никакой реализации ВВИ в армии и на флоте не было. И это несмотря на то, что в результате сокращения армии и флота высвобождено 2552 объекта недвижимого имущества остаточной стоимостью около 6 млрд 600 млн рублей. Продано же – крохи. За 1992-1997 годы мы реализовали военного имущества на сумму, которая позволила Министерству обороны приобрести 10,2 тысячи квартир для офицеров и прапорщиков. За последние же полтора года мы от реализации ВВИ вообще квартир не получили.
Об этой ситуации министр обороны Игорь Сергеев докладывал в свое время и Виктору Черномырдину, и Сергею Кириенко. Но все спускалось, как говорится, на тормозах. И вот пришло время и нас услышали.
Вопрос: А кто конкретно виноват в том, что ВВИ не реализовывалось?
А.Косован: На заседании комиссии были названы виновники – Министерство государственного имущества РФ. С его подачи был в августе прошлого года подготовлен Указ президента N 775 “Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли”. Этим документом вводился новый порядок реализации ВВИ. Вместо Минобороны РФ теперь за реализацию ВВИ отвечало Госкомимущество (ГКИ). На Министерство обороны были возложены функции, связанные с выявлением высвобождаемого военного имущества (ВВИ), представлением его номенклатуры в Госкомимущество России, а также обеспечением его сохранности, охраной и подготовкой к реализации. Реализация ВВИ должна была (кроме вооружения, военной техники, боеприпасов и имущества, не подлежащего реализации) осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, по решениям Правительства Российской Федерации, через Российский фонд федерального имущества по ценам, устанавливаемым Госкомимуществом России…
Справка: Указ N 775 отменил Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 года N 1518 “О порядке реализации и использования высвобождаемого военного имущества”, согласно которому, реализация ВВИ (кроме вооружения и боеприпасов) осуществлялась на внутреннем рынке через Специализированное государственное хозрасчетное предприятие (СГХП), а на внешнем рынке – через Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации. Денежные средства, полученные от реализации, расходовались на финансирование строительства, приобретение жилья и решение других социальных проблем военнослужащих, в том числе увольняемых с военной службы, и членов их семей. Кроме того, поступившие от реализации военного имущества средства направлялись в соответствии с указом Президента РФ 1992 г. N 1518 и по решениям министра обороны РФ на развитие и поддержание материальной базы, капитальный ремонт военных санаториев, турбаз, а также другие социальные нужды военнослужащих. В 1995 – 1996 г.г. приобретено зданий и сооружений для размещения военных госпиталей в целях организации лечения военнослужащих, поступающих из зон военных конфликтов, на сумму 10,5 млрд. рублей. Продажа вооружения, военной техники и боеприпасов из наличия Вооруженных Сил осуществлялась на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 1995 года N 1008 ” О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами”, которым определялось, что экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ (услуг) военного назначения осуществляется только Государственной компанией по экспорту и импорту вооружения и военной техники “Росвооружение”. В настоящее время данный документ Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907 “О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами” признан утратившим силу.
А.Косован: Между тем за все время после существования указа N 755 не был создан механизм реализации ВВИ. Точнее, Госкомимущество создало такой механизм, который требует для оформления продажи ВВИ от половины до года. Плюс это требует большой и ненужной бумажной волокиты.
Вот вам пример. Был я недавно в Сибири. И мне жалуются мои подчиненные. Не могут продать 20 тыс. пар валенок. Если для продажи такой партии требовался раньше один листок бумаги, то сейчас на каждую пару (!) надо подготовить пять различных документов. В результате, чтобы продать партию валенок нужен почти 1 кубометр бумажных документов. Расходы на них превосходят саму стоимость валенок.
Вопрос: Так вице-премьер Маслюков вас поддержал?
А.Косован: Да, несмотря на то, что представители Госкомимущества пытались все грехи за реализацию ВВИ после моего резкого выступления спихнуть на Минобороны. Они принесли почти килограмм бумаг, которые, якобы, подтверждали нашу бездеятельность. Вице-премьер так сказал представителю ГКИ Виктору Пыльневу: “Ваши бумаги – оправдание вашей собственной бездеятельности!”.
Вопрос: Какие же решения приняты?
А.Косован: Юрий Маслюков поставил задачу Министерству экономики возглавить группу из заинтересованных лиц и в двухнедельный срок разработать предложения по ускоренной реализации ВВИ.
Вопрос: А это возможно ?
А.Косован: Конечно. И, думаю, здесь мы окажем группе хорошую помощь. Скажем, со стороны Минобороны уже подготовлен проект Указа о новом механизме реализации ВВИ. Он уже прошел согласование в администрации Президента и находится сейчас на рассмотрении в Правительстве.
Вопрос: Мы возвращаемся к старой схеме реализации ВВИ?
А.Косован: Нет, но схема будет упрощена и Минобороны через свои хозрасчетные предприятия будет участвовать в мелкооптовой реализации части движимого имущества.
Вопрос: А какую выгоду от ВВИ можно получить?
А.Косован: От реализации недвижимого имущества (это в основном военные городки) мы получим немного – лишь пятую часть того, что высвобождено. Остальное будет утилизировано или передано на баланс местных властей. К сожалению, экономическая ситуация такова, что мы не можем поддерживать те объекты, из которых ушли войска. Исключение составляют лишь некоторые выведенные из системы ВС РФ аэродромы, на которых введена комендантская служба.
Зато за счет реализации движимого имущества (это самолеты, вертолеты, суда, металлолом и т.п.) мы ожидаем получить около 1 млрд рублей. Также нынешнее правительство нас поддерживает в вопросах реализации ВВИ через бартер. К примеру, мы сейчас переводим из комплекса зданий на Красной площади Тыл ВС РФ в другие здания. Комплекс будет передан правительству Москвы. За это оно нам выделит 100 тыс. кв. метров жилья. А это более 2 тысяч квартир. С учетом того, что в Москве 7,5 тысяч бесквартирных офицеров – это для нас очень хорошо.