В прошлое воскресенье работники здравоохранения РФ отпраздновали свой профессиональный праздник. Вместе с ними подводили итоги и военные медики. Итоги эти, несмотря на бравый вид главного военного медика ВС РФ генерал-полковника Ивана Чижа, не столь радостны, как, впрочем, и все другие сферы жизнедеятельности армии и флота.
Отвечая на вопросы журналистов он отметил, что в последние два года целевое финансирование медицинского обеспечения и санаторно-курортного обслуживания военнослужащих и членов их семей, содержания детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей Министерства обороны РФ составляло считанные проценты от минимальных потребностей. Это негативным образом отразилось на оснащении военно-лечебных учреждений современными лечебно-диагностическими приборами и аппаратурой, на обеспечении их необходимыми лекарственными средствами, в том числе такими, как препараты крови и кровьзаменители, антибактериальные средства, витамины. Используются имеющиеся запасы, но ведь они не безграничны.
Отмечается, что очень трудно стало содержать военные санатории. В ряде регионов сократилось число детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей. За последнее время число мест в них уменьшилось на 23 тысячи. В результате около 100 тысяч детей не могут быть устроены в детские сады и ясли.
Между тем военные медики утверждают, что существующая в Вооруженных Силах РФ система медицинского обслуживания воинов армии и флота и членов их семей, несмотря на все трудности, пока еще в целом отвечает предъявляемым требованиям. Она включает в себя более 1200 медицинских частей и учреждений. Это военные госпитали, лазареты, поликлиники, учреждения санитарного надзора, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Всего медицинским обеспечением по линии Министерства обороны РФ охвачено около 6,3 миллиона человек.
Генерал Чиж заверил, что сокращение армии почти не затронет военно-лечебные заведения страны. В Вооруженных Силах РФ выполняют свой воинский и профессиональный долг более 20 тысяч врачей-военнослужащих, имеющих большой опыт лечебной и научной работы. Среди них: 7 человек – член-корреспонденты Российской академии медицинских наук, 216 профессоров, 339 докторов наук, более 300 заслуженных врачей России. В медицинской службе Вооруженных Сил РФ трудится около 2 тысяч медицинских работников, имеющих ученые степени и ученые звания. Две трети из них – военнослужащие. Это 25 процентов от общей численности военных научных кадров данной категории, 10 процентов медицинского научного потенциала России.
Все эти люди, как правило, самоотверженно трудятся, отдавая приоритет профилактической работе по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, недопущению массовых заболеваний личного состава, обеспечению устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия районов дислокации войск.
Заболевшим обеспечивается максимально эффективное лечение. Для этого поддерживаются в надлежащем состоянии и развиваются жизненно важные объекты медслужбы. Несмотря на скудость выделяемых средств, за последние три года введены в эксплуатацию кардиологический блок на 300 мест в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н. Бурденко, 9-й Лечебно-диагностический центр в Москве, клиника акушерства и гинекологии в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, завершено расширение 3-го Центрального военного клинического госпиталя имени А.А. Вишневского за счет лечебно-диагностического блока на 600 мест со столовой и клубом.
За последние годы совершенствовались и совершенствуется организационно-штатная структура и техническое оснащение военных поликлиник. В их состав введены современные специализированные отделения, дневные стационары, кабинеты ультразвуковой и эндоскопической диагностики. В центральных поликлиниках, кроме того, созданы отделения компьютерной и магнитно-резонансной томографии, амбулаторного гемодиализа, химиотерапии, лабораторной инфекционной иммунологии и т.п. На базе окружных и центральных поликлиник сформировано 9 консультативно-диагностических поликлиник и 3 современных лечебно-диагностических центра. Ведется оптимизация штатной структуры военных госпиталей.
Реформа не коснется и военно-учебных медицинских учреждений. Специалисты-медики для Вооруженных Сил РФ готовятся по более чем 120 специальностям в 5 высших военно-медицинских учебных заведениях Минобороны. Главным из них является Военно-медицинская академия в Санкт-Петербурге – одна из старейших среди военных академий и медицинских вузов России. В 1998 году она отметит свое 200-летие.
Перевод системы высшего военно-медицинского образования на 7-летний срок обучения вызвал необходимость ускоренного развития учебно-материальной базы Военно-медицинской академии, военно-медицинских факультетов при государственных медуниверситетах.
Между тем по-прежнему особое государственное значение имеет задача укомплектования армии и флота здоровым молодым пополнением. К сожалению, вызывает озабоченность физическое развитие нынешних школьников, допризывной молодежи. В их составе, как показало исследование, выявлено лишь 10 процентов здоровых, пригодных к военной службе. Более чем в 3 раза выросло число подростков с впервые диагностированной наркоманией, в 1,5 раза – злоупотребляющих наркотиками. Современный юноша на 5-6 килограммов “похудел” по сравнению со своим сверстником пятилетней давности. У 10-15 процентов призывников отмечается дефицит массы тела, при котором они не в состоянии полноценно выполнять служебные обязанности.
Количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу в 1998 году, возросло по сравнению с прошлым годом по поводу венерических заболеваний – в 8 раз, алкоголизма и наркомании – в 4 раза, туберкулеза легких – в 1,5 раза.
Тревожит военных медиков и рост числа алкоголиков в армии и на флоте. Но этот рост, к сожалению закономерен. Все социальные язвы общества зеркально отражаются в армейской среде. В прошлом году, например, в военных госпиталях лечилось от алкоголизма 768 человек, от наркомании – 602. Сейчас по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, этот показатель возрос на 15 процентов. Между тем вина медиков здесь лишь косвенная. В армии действует система раннего выявления лиц, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков. Многое делается для предотвращения проникновения и распространения в частях вредного зелья. Осуществляются меры по усилению охраны медицинских препаратов, обладающих наркотическими свойствами. Регулярно проводятся мероприятия воспитательного, правового и медицинского характера. В системе гигиенического воспитания упор делается на разъяснение губительного воздействия алкоголя и наркотических веществ на организм человека.
Но невозможно полностью искоренить причины пьянства, поскольку они имеют социальные корни. Задержки с выплатой зарплаты, бытовая неустроенность, неустроенность в завтрашнем дне – вот тот постоянный фон, который сопутствует алкоголизму и наркомании в армии.
То же самое можно сказать про самоубийства в ВС РФ. Военные чиновники пишут, что в 1997 году в Вооруженных Силах на 100 тысяч человек произошло 16,5 случаев самоубийств. Однако это не так. В официальных данных Минобороны РФ, представленные в различные государственные структуры страны указывается, что в 1997 году добровольно ушел из жизни 481 военнослужащий. На 100 тысяч человек, если считать, что на конец в прошлого года в нашей армии по штату было 1,5 млн военнослужащих, это составит 32,06 случая. Это очень большая цифра, и она, к сожалению, подтверждает выводы опального военного депутата, который хочет довести озабоченность состоянием в армии до общественности.
Если сравнивать с прошлыми годами, то, несмотря на сокращение вооруженных сил, ежегодная статистика количества самоубийств в войсках остается практически на том же уровне или превышает его. Скажем, в 1993 году в Вооруженных Силах было 419 самоубийств.
В нынешнем году тревожная статистика роста количества самоубийств военнослужащих сохраняется. Ежемесячно происходит почти 40 суицидов в месяц, что составляет почти четвертую часть от количества погибших в войсках. При этом надо отметить, что добровольно уходят из жизни не только солдаты срочной службы. Весьма высок уровень суицидов среди офицеров и прапорщиков. Если сравнить относительные (на 100000 человек) показатели, то уровень самоубийств среди офицеров (прапорщиков) и рядового (сержантского) состава оказывается почти одинаковым. Однако мотивы самоубийств у военнослужащих кадрового состава и солдат разнятся.
Среди совершивших самоубийство в этом году 60 процентов – военнослужащие срочной службы, 40 процентов – офицеры, прапорщики и мичманы. 70 процентов от общего числа суицидов приходится на военнослужащих первого года службы. Поводом для ухода из жизни в 40 процентах случаев являлись личные и семейные неприятности, в 25 процентах – служебные неприятности и тяготы военной службы, в 10 процентах – боязнь за совершенный проступок, в 10 процентах – алкоголизм и другие хронические заболевания, в 4,5 процента случаев – глумления и издевательства на почве неуставных отношений.
Серьезная причина суицидов – социальная незащищенность, тяжелое экономическое положение и бытовая неустроенность военнослужащих. Медики стараются в меру сил помочь преодолеть негативную обстановку в воинских коллективах, по возможности смягчить микроклимат, поддержать людей. В войсках работают комиссии по психопрофилактике и травматизму. Они анализируют каждый несчастный случай, каждое чрезвычайное происшествие. Осуществляют, разумеется, и врачебное наблюдение за лицами, психика которых вызывает опасения.
Только общими усилиями со всеми должностными категориями офицеров, работающими в войсках и в центральном аппарате, мы сможем навести порядок в частях и соединениях, поднять престиж воинской службы, доброе имя защитника Отечества.
Между тем в Главном военно-медицинском управлении МО РФ с оптимизмом отмечают, что пока состояние здоровья военнослужащих в целом обеспечивает выполнение учебно-боевых задач войск и сил флота. Показатели общей заболеваемости военнослужащих остаются стабильными и в 2-3 раза ниже, чем среди населения. За последние три года заболеваемость рядового состава уменьшилась на 16,5 процента, офицерского – на 15,5 процента. Смертность от заболеваний и травм сократилась на 8 процентов. Процент травматизма уменьшился на 23,8.
Относительно положительных результатов удалось добиться в развитии некоторых направлений санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, членов их семей, инвалидов и пенсионеров МО РФ. Этим видом лечения и отдыха охвачено более 200 тысяч человек. Это стало возможным благодаря реорганизации всей системы санаторно-курортного обеспечения ВС РФ, углублению специализации военных здравниц, увеличению их мощности, пересмотру сроков лечения и отдыха, что позволило дополнительно отправить в санатории более 20 тысяч военнослужащих, мерам по организации семейного отдыха. Ежегодно вместе с родителями сегодня отдыхает более 30 тысяч детей.
Главной заботой военных медиков в условиях острого недофинансирования остается поиск внутренних резервов обеспечения медучреждений лекарственными препаратами, медицинской техникой и имуществом. В этих целях используется имущество, вывезенное в свое время из групп войск. Уже 4 года используются накопленные в неприкосновенных запасах перевязочные средства. Вводятся платные услуги по лечению больных.
Вместе с тем надо признать, что систематическое недофинансирование закупок медицинского имущества (в среднем на 45 процентов ежегодно) крайне негативно влияет на деятельность военно-медицинских учреждений армии и флота.
Низкий уровень финансирования обеспечивает лишь выживание военного здравоохранения. Запланированные на нужды военной медицины в 1998 году 600 миллионов рублей исключают возможность приведения ее материальной базы в соответствие с реальными потребностями.