К вопросу о некоторых итогах реформирования российской армии

0:00
0

За последние шесть лет штатная численность войск уменьшилась почти на 60 процентов

Шесть лет назад, а точнее 7 мая 1992 года, Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ N 466 “О создании Вооруженных сил Российской Федерации”. Этим событием (спустя полгода после распада СССР) было положено начало формированию качественно новой военной организации государства, ступившего на демократический путь. Как известно, строительство нашей армии началось не на пустом месте. В наследство России досталась почти 60 процентов всех войск самых мощных в мире Вооруженных сил бывшего Союза, дислоцированных на территории республики. После образования Содружества независимых государств Россия взяла также под свою юрисдикцию часть сил и средств, находящихся за ее пределами.

Таким образом, общая штатная численность Российской армии к моменту подписания указа о ее создании была более 2,8 млн человек. Это очень высокий показатель, и составлял он более 1,8 процента от числа жителей России (в цивилизованных странах численность армии составляет около 1 процента от ее населения), а на военный бюджет уходило почти 12 процентов от валового внутреннего продукта государства (в мире в среднем государства тратят на оборону 3-4 процента от ВВП).

Вполне понятно, что таких расходов Россия нести не могла, и главным направлением военного строительства 1992 – 1996 годов стало сокращение войск. За эти годы штатная численность Вооруженных сил России была сокращена до 1,7 военнослужащих. В 1997 году армия уменьшилась еще на 200 тыс. штатных единиц. А к 1 января 1999 года наши вооруженные силы будут насчитывать всего 1,2 млн человек (это меньше 1 процента от населения России), а затраты на национальную оборону должны составить около 3,5 процента от ВВП страны.

Подводя итоги военного строительства в России, ряд политиков сегодня отмечают, что после 1992 года сокращение армии велось не столь радикально и что параллельно с сокращением войск должна была производиться их глобальная реорганизация. С этим тезисом можно согласиться лишь отчасти. Интенсивное сокращение войск в 1992 – 1994 годах сопровождалось не менее интенсивным их выводом из стран ближнего и дальнего зарубежья. А это требовало больших сил и затрат.

По официальным данным Министерства обороны РФ, в период 1992 – 1994 годов на территорию России была передислоцирована группировка численностью более 300 тыс. военнослужащих (с членами семей около 1,2 млн человек) в составе 29 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 51 ракетной, артиллерийской, зенитно-ракетной бригады, 66 авиационных и вертолетных полков. На территорию России было вывезено более 45 тыс. единиц различной техники, 3,5 млн тонн материально-технических средств и стратегических запасов.

Специалисты признают, что это происходило в жестких финансово-экономических условиях, а по масштабам, объемам и срокам проведенная передислокация не имеет аналогов в мировой практике. Ее завершение Президент РФ Б.Н. Ельцин назвал “важнейшим успехом” 1994 года.

Думается, задержка в проведении необходимых мероприятий военного строительства в России произошла в 1995 – 1996 годах. Хотя вряд ли здесь нужно возлагать всю вину на тогдашнее военное руководство страны. Как известно, армия не может сама себя реформировать – это делают государство и общество.

В отсутствии должного гражданского контроля за армией и руководством Минобороны, строительство Вооруженных сил РФ шло только в рамках того, что было просто жизненно необходимо для России в те годы. В связи с намерениями расширения НАТО на Восток в 1994 – 1996 годах было образовано новое оперативно-стратегическое территориальное объединение – Калининградский особый район; после выявления в Чечне низких показателей броневой защиты воздушно-десантных войск в их штат ввели дополнительные танковые и артиллерийские подразделения; после требований Украины разделить Черноморский флот под Новороссийском началось строительство новой военно-морской базы; изгнание Российской армии из Азербайджана потребовало создания военной инфраструктуры в Астрахани, новом месте дислокации Каспийской флотилии.

В целях противодействия Турции по взаимным договоренностям с Грузией и Арменией на их территориях были созданы военные базы российских войск. Для выполнения задач по поддержанию мира и защите своих национальных интересов, а также в соответствии с международными обязательствами России была сформирована группировка Миротворческих сил РФ.

Между тем в 1995 – 1996 годах руководители страны и политики были, в некотором смысле, далеки от действительных проблем реформирования войск. Отсутствие органа, координирующего военное строительство в России, болезнь Бориса Ельцина, думские и президентские выборы, споры вокруг войны в Чечне – все это отвлекало общественное мнение и политиков на совсем другие дела.

Лишь после выздоровления президента и назначения в мае 1997 года нового руководства Минобороны и Генштаба начались попытки проведения ускоренной и глобальной военной реформы в стране. К этому времени социально-экономический кризис в обществе и в армии достиг своего пика. Кроме Стратегических ядерных сил и некоторых частей ВДВ в ВС РФ почти не было частей, готовых к немедленному выполнению боевых задач. Практически все средства, поступающие в войска, что называется, проедались, хотя долги при этом росли. Каждый второй самолет, 40 процентов систем ПВО и вертолетного парка в ВС РФ находились (и, к сожалению, до сих пор находятся) в неисправном состоянии. При полной укомплектованности управленческих структур в войсках каждая третья должность командира взвода или роты – вакантная, а среди досрочно уволившихся из армии офицеров более 70 процентов составляли и составляют люди до 30 лет. Оказалась неэффективной система высшего военного образования армии и флота, поскольку каждый третий юноша, поступивший в военное училище не оканчивал его.

При развитии этих негативных тенденций могла (и может!) наступить потеря дееспособности ВС РФ. Поэтому и начаты непопулярные радикальные преобразования в армии и на флоте. На 30-40 процентов сокращен управленческий аппарат штабов и управлений. Вооруженные силы перешли на четырехвидовую структуру. А в перспективе перейдут на трехвидовую. Определены соединения и части постоянной готовности, где отмечается почти полная укомплектованность личным составом, а боевая подготовка организована и финансируется на 100 процентов. Всего за год в Российской армии сформировано 3 дивизии, 4 бригады и 21 полк, отвечающие этим требованиям.

В округах и на флотах, может быть, впервые за постсоветскую историю России возобновлены регулярные полномасштабные учения сил и средств округов и флотов, проводятся дивизионные, полковые и батальонные учения с боевой стрельбой.

В основном обеспечение безопасности России возложено на стратегические силы, и в частности – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), которые составляют основу потенциала ядерного сдерживания стратегических ядерных сил России. РВСН – самый малозатратный вид Вооруженных сил. На их содержание приходится всего около 8 процентов военного бюджета РФ. При этом численность РВСН составляет всего около 10 процентов от всей численности армии и флота. В период до 2000 года планируется создать “ядро” моноблочной группировки РВСН на базе существующего ракетного комплекса “Тополь” и его модернизированного варианта шахтного и мобильного базирования “Тополь-М”. Уже в этом году планируется завершить последние испытания ракетного комплекса “Тополь-М” и поставить первые пусковые установки на боевое дежурство”.

Между тем при всех позитивных шагах реформирования ВС РФ опасные тенденции сохраняются. С апреля 1995 года не выполняется одна из основных норм Закона РФ “О статусе военнослужащих”, связанная с индексацией денежного довольствия и обеспечивающая социальную защиту военнослужащих. Для приведения окладов денежного содержания военнослужащих в соответствие с вышеназванным законом необходимо оклады по воинским должностям и воинским званиям повысить в 2,02 раза. Таких денег у государства нет.

Долги армии составляют около 40 млрд рублей в новых ценах. (Для сравнения: общий оборонный бюджет на 1998 год – 81 млрд рублей, при этом в нем не предусмотрены статьи расходов, связанных с погашением долгов за прошлые годы.) Только по зарплате работникам ВПК государство должно 4,5 млрд новых рублей. До 1 июля эти долги обещали погасить. Но остается неясной судьба ликвидации задолженностей армии и флоту.

Долги офицерам и прапорщикам по денежному довольствию вряд ли можно будет быстро погасить. Как утверждают источники из военного ведомства, сейчас общая сумма задолженности Минобороны РФ по денежным выплатам личному составу составляет более 11 млрд рублей. В том числе денежное довольствие и заработная плата (с учетом военно-строительного комплекса и промышленных предприятий) за февраль – март – более 4 млрд рублей, социальные и компенсационные выплаты – 5,7 млрд рублей, единовременное денежное вознаграждение по итогам 1997 года – 2 млрд рублей.

Это очень большие суммы, если учесть, что в месяц государство собирает “живыми” деньгами налогов на сумму не более 13 млрд рублей. Видимо поэтому, скажем, в марте вместо положенных 6,75 млрд рублей в Вооруженные силы было направлено всего 3,4 млрд рублей, а статья расходов на боевую подготовку вообще не была профинансирована. В целом в 1-м квартале 1998 года в Вооруженные силы была направлена лишь третья часть финансовых средств, предусмотренных на этот период оборонным бюджетом страны.

Большие суммы задолженностей Вооруженным силам свидетельствуют о жесточайшем экономическом кризисе в стране. Сопоставляя финансовые проблемы армии с аналогичными проблемами в государстве, некоторые компетентные военные эксперты предполагают, что в 1998 году бюджет РФ будет подвергнут секвестру, а если экономическая ситуация в связи с мировым экономическим кризисом будет ухудшаться, то не исключена и девальвация рубля. На этом фоне многие грамотные офицеры заверения некоторых руководителей страны о скором погашении долгов армии рассматривают как очередной популистский шаг, связанный с формированием нового правительства в стране.

Военные пока не ропщут. По-видимому, это связано с тем, что массовое сокращение войск затрагивает судьбы почти всего офицерского корпуса страны. Идут большие миграции военнослужащих, их увольнение и т. п. Между тем нерешенность социальных проблем армии может негативно сказаться не только на ее управляемости и боеготовности, но привести к актам протеста и неповиновения в войсках. К этому сегодня призывают радикальные партии и движения, решившие добиться импичмента президента.

В армии продолжает нарастать недовольство, все большее количество офицеров готово досрочно уволиться из ее рядов. Если так будет продолжаться, то реформы в армии и на флоте попросту захлебнуться, поскольку не останется достаточного количества людей, двигающих ее вперед. Именно стабильное финансовое обеспечение войск нынешнее руководство Минобороны называет главным условием успешного строительства Вооруженных сил Российской Федерации.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ