Военный фактор каспийской нефти

0:00
0

Вопрос об энергетических ресурсах Каспия и безопасности этого региона – один из важнейших в повестке дня ХХI столетия. Такую точку зрения высказал 30 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И с ним трудно не согласиться. Между тем вопрос о правом статусе Каспия до сих пор не решен. Существуют взаимные притязания прикаспийских государств на выявленные месторождения нефти. Спорят по поводу права эксплуатировать их Азербайджан и Туркменистан, а также Россия и Казахстан.

Последний такой спор состоялся 22-24 январе в Москве, когда прибывший в столицу РФ Нурсултан Назарбаев потребовал изменения в пользу Казахстана границ участка в северной части Каспийского моря, тендер на освоение которого в декабре 1997 года провело Министерство природных ресурсов РФ. Надо заметить, что тендер за право добывать углеводородное сырье на участке “Северный” проходил тогда, когда еще не было известно, что геологоразведка закончила исследования и пришла к выводам, что запасы углеводородного сырья на этом участке оцениваются в 600 миллионов тонн.

Когда это стало известно Казахстану, и стал возмущаться Назарбаев. Однако Борис Ельцин на уступки ему не пошел и решено было доработать к 15 марта 1998 г. проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря для последующего рассмотрения главами всех пяти прикаспийских государств. При этом Москва и Акмола решили, что при “справедливом разделе дна Каспия” необходимо сохранить “в общем пользовании” водную поверхность, включая “обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды”. Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев также выразили заинтересованность в скорейшем строительстве нефтепроводов “для транспортировки нефти с месторождений в Западном Казахстане на мировые рынки”.

15 марта давно уже прошло, а о подготовленных российско-казахстанских документах о статусе Каспия, как говорится, ни слуху и ни духу. Но Россия теперь, видимо, не торопится что-либо изменять в существующем положении вещей, поскольку тоже отхватила довольно большой кусок нефтеносного каспийского пирога. Освоение РФ крупного нефтеносного месторождения на севере Каспия фактически означает кардинальную “девальвацию” аналогичных азербайджанских месторождений. Ибо заключенный в 1995 году так называемый “Контракт века” по азербайджанским месторождениям Айзери, Чираг и Гюнешли включает в себя запасы всего лишь 500 миллионов тонн”, – отмечали по этому поводу наблюдатели.

Однако спор за вляние на Каспии не закончен. Видимо, противоречия здесь будут усиливаться. И возмутителем спокойствия здесь могут стать вооруженные силы. Рассмотрим военный потенциал прикаспийских республик. Вот как по данным иностранных источников выглядит здесь ситуация.

Россия

Военным ведомством страны Каспий включен в “Кавказский сектор” границы (пространство от Черного до Каспийского моря). Оборона этого региона поручена Каспийской флотилии (КФ), Волжскому речному флоту, частям береговой охраны, авиации, ПВО и погранчастям. После официального раздела в 1992 г. Каспийской флотилии между Москвой и Баку 75% надводных кораблей с личным составом отошли России. При этом по 25% отводились Казахстану и Туркменистану, но они “отказались” в пользу Москвы. Все полученное от раздела было перебазировано в Астрахань, где разместился новый штаб российской КФ.

Численный состав КФ не превышает 20000 человек, включая и личный состав береговых баз. На данный момент флотилия располагает несколькими дивизионами сторожевых кораблей, минными тральщиками, кораблями воздушного наблюдения, боевыми и вспомогательными судами различных классов, ракетными и десантными катерами на воздушной подушке, судами обеспечения и необходимой инфраструктурой. С перебазированием КФ началось обустройство порта и военной базы, укрепление береговой инфраструктуры. На судоремонтных верфях Астрахани ведется ремонтно-восстановительная работа. Корабли флотилии имеют в целом малые боевые возможности и относятся к 3-му и 4-му рангу.

Планируется укрепление флотилии кораблями высокого ранга. Налажено взаимодействие авиации Северокавказского военного округа с КФ. Вблизи Каспийска (Дагестан) создан военный аэродром для приема всех типов летательных аппаратов. Это позволяет эффективно использовать авиацию с кораблями флота и соединением ПВО округа. Морская авиация КФ пополнилась также самолетами-амфибиями, патрульными, корабельно-противолодочными вертолетами Ка-25 и Ка-27. Есть гидрографическая служба.

На островах Чечень и Тюлений (вблизи Дагестана) размещены военные службы, обеспечивающие судоходство с прикаспийскими странами. По соглашению от 1992 года между Россией и Украиной о разделе Черноморского флота, морские части (в основном, пограничные и подразделения береговой охраны), попадающие под сокращение, перебазированы в Астрахань. Туда же с целью усиления Каспийской флотилии предусмотрена переброска и тыловых частей.

Каспийская флотилия тесно взаимодействует с подразделениями Кавказского особого пограничного округа. В настоящее время совместно разработана специальная программа с целью усиления боевых возможностей береговых подразделений военных моряков и пограничников. В рамках ее создан новый образец мобильной, береговой артиллерийской установки “Берег”, которая в сейчас поступает в войска.

Азербайджан

Баку – крупнейший порт на Каспии. Вплоть до 1992 года здесь размещался Штаб Каспийской флотилии СССР. В Баку функционирует и одно из высших военно-морских училищ. В результате раздела Каспийской флотилии в 1992 году Азербайджан получил около 25% надводных кораблей и значительную часть инфраструктуры. Однако этому предшествовал демонтаж и вывоз в Россию ценного оборудования и части вооружений. Большая часть отошедших к Азербайджану кораблей и инфраструктуры оказалась в плохом состоянии. Тем не менее, более чем вековой опыт базирования Каспийской флотилии, а также наличие мощной военной инфраструктуры позволяют считать Баку, наряду с Астраханью, крупнейшей военно-морской базой на Каспии.

В Баку действует военно-морское училище, которое уже сделало несколько выпусков молодых офицеров для азербайджанских ВМС. Хотя, по оценкам экспертов, боевая готовность флота, как и войск, пока невысокая. Однако в эксклюзивном интервью агентству “Туран” министр обороны Азербайджана генерал-лейтенант Сафар Абиев, отвечая на вопрос о готовности армии защитить нефтепровод Баку – Супса, который буден проложен в непосредственной близости от границы с Арменией, сказал, что армия готова это сделать, если получит соответствующее указание президента.

Казахстан

Как таковых ВМС в Казахстане пока нет. Функции по охране каспийской зоны взял на себя таможенный комитет республики. С 12 января 1998 года весь морской шельф в пределах национальной границы стал зоной действия специально созданной службы оперативного реагирования “Барс”. Основу морской таможни составляют десять быстроходных катеров, оснащенных автоматическим стрелковым оружием (плюс вспомогательные плавсредства и авиация – 3 вертолета Ми-8 и 6 Ми-2). Они базируются в портах Актау и Атырау на востоке и севере Каспия.

С помощью морской таможни “Барс” Казахстан намерен положить конец бесконтрольному отлову в своих территориальных водах рыбы другими странами Каспийского бассейна. Созданием морской таможни Казахстан завершил формирование системы охраны границ республики. Контрольно-пропускные и таможенные посты сейчас действуют во всех аэропортах, на железнодорожных станциях и международных автодорогах страны. По договоренности между минобороны России и Казахстана (январь 1996 г.) республике передано 5 судов для развития его береговых сил охраны. Россия обязалась также оказать помощь в закупке судов, обследовании береговой инфраструктуры и ее модернизации. Заключены договоры о подготовке морских кадров в военно-морских вузах России, Турции, Украины.

Туркменистан

Официально провозгласил нейтралитет. Собственными военно-морскими силами не располагает. Самый крупный порт – Туркменбаши (бывший Красноводск), осуществляет лишь торгово-экономические операции. Однако, в перспективе порт и Туркменский залив могут быть оборудованы для размещения военных кораблей. В порту действуют таможенная служба, части береговой охраны (500 человек), 2-3 катера и несколько плавсредств. В функции данных служб входят контроль за деятельностью порта, режимом рыболовства и состоянием экологии, борьба с перевозкой наркотиков и нелегальной иммиграцией, а также соблюдение правил безопасности судоходства. Для обеспечения этих функций частям береговой охраны помогают правоохранительные органы и размещенные здесь российские пограничники. Российскими погранслужбами рассматривается вопрос размещения на острове Кизыл-Су, у входа в акваторию порта Туркменбаши, сил береговой охраны. Сторожевые корабли дислоцированной в Дагестане пограничной бригады участвуют в охране туркменской государственной границы вахтовым методом.

Иран

Согласно договорам между царской Россией и Персией, а также Ираном и СССР, Тегерану было запрещено держать военно-морские силы на Каспии. Однако, после развала СССР Иран уже считает себя свободным от ранее заключенных договоров. Самый крупный иранский порт на Каспии – Энзели, но и другие порты (Ноушехер, Бендер-Торкмен, Бабольсер) в перспективе могут быть использованы в военно-стратегических целях. Их обустройство и создание надежной военной инфраструктуры не потребуют много времени. По имеющейся информации, военно-морское ведомство Ирана планирует создание на Каспии оперативно- тактического объединения – эскадры с целью осуществления, в случае необходимости, военных действий в определенных районах моря. Согласно проекту, в состав эскадры войдут несколько дивизий (или бригад) и отдельных дивизионов надводных и подводных плавсредств, а также суда и войсковые подразделения обеспечения (морская авиация, пехота). Закупка Ираном у России в декабре 1995 года подводной лодки “Варшавянка” (размещена в Персидском заливе), подготовка в военно-морской базе Балтийск (Россия) офицеров для иранских ВМС, углубленное сотрудничество в других военных областях – все это свидетельствует о сходстве позиций двух стран и в определении военных перспектив Каспийского моря.

Таким образом, создание прибрежными государствами собственных военно-морских сил на ограниченном пространстве Каспия может привести к чрезмерной милитаризации водного бассейна. В дальнейшем это может спровоцировать некоторые страны на силовой способ решения спорных проблем. К тому же, милитаризация Каспия может негативно повлиять на экологию бассейна и осложнить процесс освоения его богатейших ресурсов. Все это лишний раз подтверждает целесообразность скорейшего решения вопроса о правовом статусе Каспия.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ