Возможная недееспособность президента усилит борьбу за власть. С кем будет армия?
Очередная болезнь Президента РФ Бориса Ельцина опять привнесла в российскую политику элемент неопределенности. Нерешенность социальных и экономических проблем, активизация региональных лидеров, забастовки и недовольство в армии – вот тот фон, который характеризует ситуацию в стране. Делать прогнозы – работа не благодарная, однако попытаться смоделировать ситуацию в связи с возможной полной потерей дееспособности Бориса Ельцина представляется весьма интересным занятием. Наше общество, если оно действительно хочет быть демократическим, должно готовиться к развитию любых ситуаций. Тем более, что в России, учитывая нынешний пестрый расклад политических сил, имеется вероятность возврата к тирании и авторитаризму, а также существуют предпосылки распада страны.
Вряд ли кто-либо будет опровергать то обстоятельство, что во всех возможных негативных сценариях важную, если не сказать, основную роль, будет играть армия, и, не исключено, ее руководство. Согласно статьи 92 Конституции РФ, после прекращения Президентом своих полномочий выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее, чем через три месяца. Вряд ли кто-либо будет сомневаться в том, что Председатель Правительства Виктор Черномырдин в этот срок сможет выполнять обязанности Президента страны и выдвинет свою кандидатуру на предстоящих выборах. Естественно, что все его легитимные действия руководство армии поддержит и будет принимать непосредственное и самое активное участие в поддержании внутренней стабильности в стране.
Нынешнего министра обороны Игоря Сергеева и начальника Генштаба Анатолия Квашнина вряд ли можно заподозрить в оппозиционности Кремлю. Они не замечены в каких-либо симпатиях тем или иным влиятельным группировкам в стране и отличаются известной аполитичностью. Есть основания надеяться, что эти руководители, если они останутся у руководства Вооруженных Сил, будут делать все от них зависящее, чтобы удержать ситуацию под контролем и быть лояльными Виктору Черномырдину. Однако при определенных обстоятельствах воли и желания армейских генералов может быть просто недостаточно и не исключено развитие и негативных сценариев. Это может быть обусловлено следующими факторами:
1. Нарастанием экономического кризиса и отсутствием должного финансирования войск;
2. Отсутствием финансовых средств на жилье для увольняемых офицеров; 3. Политизацией армии;
4. Объективным недовольством в офицерской среде и среди региональных лидеров радикальным сокращением армии и флота.
Фактор первый. То, что государство до сих пор не рассчиталось с бюджетниками и долги ВПК и армии растут – вещь очевидная, признаваемая всеми. В государстве по-прежнему кризис неплатежей, сбор налогов за два месяца составил всего 25 трлн. рублей (здесь и далее – неденоминированных), а долги армии и флоту составляют более 30 трлн. рублей. По-прежнему вовремя не выплачивается денежное довольствие офицерам и прапорщикам, почти никому еще в Вооруженных Силах не выплачено единовременное денежное вознаграждение (так называемая тринадцатая зарплата) по итогам 1997 года. Остается очень большая задолженость кадровым военнослужащим по компенсациям (более 7 трлн. рублей) за продпайки.
Все это вызывает в армии известное недовольство. Однако в сравнении, скажем, с 1996 годом, когда задержки с выдачей денежного довольствия составляли 5-6 месяцев, нынешние финансовые проблемы кадровых военнослужащих не будут доминирующими и возможная дестабилизации ситуации в армии может произойти только тогда, когда это произойдет в обществе.
Первый фактор может усилится фактором вторым, поскольку сегодня наблюдается массовый отказ офицеров от получения так называемых жилищных сертификатов. Проведенные в войсках опросы свидетельствуют о том, что 75 процентов кадровых военнослужащих намерены ждать получения реального жилья и лишь потом увольняться из Вооруженных Сил. Видимо, в ближайшее время руководителям государства все же придется пересмотреть основные положения и механизм выполнения Государственной программы “Жилищные сертификаты”, по которой каждый военнослужащий, получивший сертификат на жилье, должен еще доплачивать 20 процентов от его стоимости. Согласно проведенным в армии опросам почти каждый второй бездомный офицер намерен отстаивать свои законные требования на получения бесплатного жилья в суде.
Фактор третий – политический. В стране ширится забастовочное движение. Не исключено, что в условиях возможной предвыборной борьбы различные политические силы попытаются возглавить это движение и привлечь к нему военнослужащих. При этом, если будет ухудшение экономической ситуации в стране и задержки с выплатами военнослужащим денежного довольствия увеличатся, то можно ожидать и массового участия офицеров и прапорщиков в актах протеста. Не исключен при этом дальнейший рост популярности возглавляемого руководителем комитета по обороне Госдумы Львом Рохлиным Движения в поддержку армии (ДПА). Об этом хотя бы свидетельствуют данные экспертных опросов о симпатиях военнослужащих тем или иным политическим лидерам.
Рохлин по симпатиям сегодня занимает одно из ведущих мест среди военнослужащих, его рейтинг сравним с рейтингом Руцкого в 1992-1993 гг. И он, действительно, по своим действиям похож на него.
Если вспомнить, то по данным военных социологов, до расстрела Белого дома и разгона Верховного Совета РФ большинство в армии симпатизировало именно Александру Руцкому. Почти каждый второй из опрошенных военнослужащих в 1992-1993 годах высказывал ему свои наивысшие симпатии. Потом началось “переливание” симпатий военного электората от одного оппозиционного лидера к другому. У кадровых военных усилилась так называемая социальная апатия – уменьшилось количество людей, настроенных путем жалоб и предложений отстаивать свои права. При этом значительно возросло количество людей, готовых на радикальные шаги.
О политизации армии говорит и тот факт, что, согласно проведенным опросам, около 8 процентов офицеров и прапорщиков участвуют или хотели бы участвовать в деятельности оппозиционных нынешнему режиму партий и движений (КПРФ – 5 процентов, ЛДПР – 2 процента, “Яблоко” – 1 процент). Во многих сокращаемых гарнизонах реанимирована работа офицерских собраний, в Москве и регионах “красного пояса” активизировали деятельность организации, называющие себя военными профсоюзами. Некоторые офицеры замечены в связях с организацией Русского национального единства (РНЕ). При этом идейные мотивы участия в этом движении дополняются материальными – многие офицеры, как и члены РНЕ, подрабатывают в охранных частных фирмах, спортивных секциях, молодежных клубах и т.п.
И последний фактор, который может привести к дестабилизации обстановки в армии и на флоте – объективное недовольство в офицерской среде и среди региональных лидеров радикальным сокращением армии и флота. В печати приводятся многочисленные примеры того как местные власти лоббируют интересы сокращаемых на их территории гарнизонов.
Требования военных не сокращать радикально ВС РФ и ВПК лоббируют, зависимые от бюджетной кормушки, руководители Хабаровского края, Приморья, Камчатки и Чукотки. С аналогичными требованиями выступали руководители Калининградской области, Хакасии, Ставропольского края. Между тем некоторые представители субъектов Федерации (особенно близ “горячих точек”) идут дальше того, чтобы “просто” противодействовать сокращению войск. Они уже реально хотят их децентрализировать и иметь над ними контроль. Так, председатель правительства Ставропольского края Станислав Ильясов в январе 1998 года заявил, что Ставропольская администрация намерена поставить перед федеральным центром вопрос “о передаче губернатору края в оперативное подчинение войск, дислоцированных на территории края”. С аналогичными требованиями после известного нападения бандитов на 133 бригаду ВС РФ в Буйнакске, а также требованиями усилить и вооружить территориальные милицейские части, выступали и выступают некоторые руководители Дагестана. К чему это может привести – догадаться нетрудно. В сепаратистской Чечне вооруженные отряды отказываются подчиняются не только Москве, но официальной власти в Грозном.
Однако, в Кремле похоже не замечают наметившихся негативных тенденций. Сокращение частей в некоторых регионах РФ носит политический характер и будоражит там общественное мнение и офицерский корпус. Скажем, неспокойна обстановка в Хакасии, где экстренно ликвидируется 100-я воздушно-десантная бригада, которой командовал брат экс-секретаря СБ РФ нынешний глава автономной республики Алексей Лебедь. Оппозиционно настроены и офицеры 21 ставропольской бригады ВДВ. Ее в крае считают казачьей. По мнению атамана Ставропольского казачьего войска, бригада боеспособна и нужна на Северном Кавказе. Возглавляемый атаманом совет на днях обратился к Президенту РФ с предложением не сокращать 21 ставропольскую бригаду и не преобразовывать Кавказский особый пограничный округ в региональное управление ФПС.
Названные выше четыре фактора будут негативно влиять на развитие ситуации в армии и на флоте в 1998 году. Именно по их нейтрализации и должны быть направлены усилия руководства страны. Если по ослаблению действия этих факторов в войсках не будет проведена работа, то не исключено, что в возможных условиях предвыборной борьбы в Вооруженных Силах усилятся деградационные процессы.
Однако, можно утверждать, что, в случае нарастания кризиса в РФ, классический “пиночетовский” военный переворот вряд ли произойдет. Но серьезные волнения военных весьма вероятны. После реализации первого этапа военной реформы и перехода на территориальный принцип управления войсками и в случае сохранения серьезных социальных проблем военнослужащих (отмены льгот, дальнейших задержек по денежному довольствию) вероятны события, связанные с центробежными тенденциями, вплоть до образования на территории РФ собственных государств.
Между тем Российские Вооруженные Силы обладают мощным потенциалом ядерного оружия, другими средствами массового уничтожения противника. Ослабление контроля за их применением даже на кратковременное время чревато самыми непредсказуемыми последствиями.