Несмотря на то, что Правительство на эти цели средств не выделило, за счет внутренних резервов Минобороны из военкоматов в войска направлено более 180 тысяч юношей
На днях в Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба ВС РФ подведены итоги осенней призывной кампании 1997 года. Как сообщили представители военного ведомства, военкоматы справились с планами откомандирования в войска граждан призывного возраста. В соответствии с Федеральным Законом “Об обороне”, Законом Российской Федерации ” О воинской обязанности и военной службе” и Указом Президента РФ N 1069 в октябре – начале января на военную службу было призвано более 188 тысяч человек. В эти же сроки уволены с военной службы граждане Российской Федерации, проходившие военную службу по призыву и выслужившие установленные сроки военной службы.
Особенностью этой призывной кампании было то, что в армию не призывались лица, имеющие судимость. Однако, Минобороны и Генштаб ВС РФ по-прежнему волновали социально-психологические и медицинские характеристиками призывников. Среди молодого пополнения, поступившего осенью 1997 года в Вооруженные Силы, только 70 процентов юношей имели полное общее среднее образование, а 5 процентов – лишь начальное общее образование (в 1985 г. эти показатели соответственно составляли более 93 процентов и 0,03 процента). Среди призванных осенью этого года в Вооруженные Силы РФ молодых людей состояли на учете в милиции за правонарушения – до 8 процентов, регулярно употребляли спиртные напитки – до 12 процентов, пробовали наркотики – около 8 процентов юношей.
Представители Минобороны с озабоченностью отмечают, что годность молодых людей в России к военной службе за последние десять лет снизилась более чем на 20 процентов. При этом система лечебно-оздоровительной работы среди подростков практически перестала функционировать.
В структуре заболеваний, послуживших причиной освобождения граждан от призыва на военную службу по состоянию здоровья наибольший удельный вес по-прежнему принадлежит заболеваниям внутренних органов – 26 процентов, психическим расстройствам – 18,5 процента, болезням нервной системы – 10,3 процента, органов пищеварения – 9 процентов, глаза – 8,5 процента, эндокринным расстройствам – 8,2 процента.
На каждую тысячу призывников выявляется 47 чел. с психическими заболеваниями и 5, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Только по этой причине ежегодно в Вооруженные Силы РФ не призывается более 70 тыс. чел.
Сейчас каждый третий юноша призывного возраста, из числа явившихся на призывные комиссии, освобождается или получает отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья (для сравнения: в 1991 году таким был каждый пятый, а в 1985 году – только каждый двадцатый призывник). Возросло количество социально-значимых заболеваний: только за последние три года в 11 раз увеличилось количество призывников, у которых диагностируется сифилис, в 2 раза – алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Наиболее неблагополучное состояние здоровья юношей в регионах Западной Сибири и Забайкалья. К примеру в Омске от общего числа направленных на медицинское обследование юношей не прошли комиссию около 40% человек. Здесь больше всего поражают призывников болезни органов дыхания и пищеварения; число юношей призывного возраста, имеющих язву желудка, увеличилось в два раза по сравнению с прошлым годом. А в Бурятии каждый третий новобранец недобирает до нормы 10 килограммов. В начале декабря по республике комиссию прошли 4382 человека, а признано годными только 1518, что составляет 38 процентов.
Есть проблемы со здоровьем у призывников и в экологически неблагоприятных регионах России. Скажем, в Ярославле, где расположены крупные промышленные предприятия страны, медицинские комиссии в текущем наборе призывников выявили порядка 15 процентов молодых людей с пониженной массой тела. Это – каждый шестой-седьмой призывник.
То же самое наблюдается в местах близ дислокации атомных подводных лодок на Севере страны. Болезни желудочно-кишечного тракта, почек, плохое зрение, дефицит веса – это наиболее распространенные заболевания, из-за которых молодые мурманчане получают отсрочку от призыва. Так, медицинская комиссия Ленинского округа признала негодными к службе в армии 79 призывников из 750. А в Первомайском округе освобождение по болезни получил 151 призывник из 727. Лишь каждый четвертый призывник города Кировск Мурманской области может похвастаться нормальным здоровьем. Десять лет назад таких было 90 процентов. Зато призывной комиссии приходилось только удивляться огромному желанию парней служить. 75 процентов призывников выразили желание служить в армии.
В целом же по России количество граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу продолжает увеличиваться. Если осенью 1996 г. их было 31 тыс. человек, то в эту призывную кампанию их насчитывается уже около 40 тыс. человек. Особенно много “уклонистов” в Центральных, Северо-Западных регионах РФ и на Северном Кавказе. Причем львиная доля “уклонистов” приходится на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Дагестан.
В немалой степени этому способствует то, что порой правоохранительные органы под различными предлогами уходят от активного розыска граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, и привлечения их к ответственности. (Осенью 1997 г. за неявку на призыв осуждено всего 19 человек, для сравнения – весной 1997 года осуждено 32 человека).
Особо тяжелое положение в Дагестане. Из более чем 10000 вызванных на призывные комиссии уклонились здесь от призыва почти три тысячи человек, причем подавляющее большинство без уважительных причин. Особенно неблагополучное положение в Буйнакском, Хасавюртовском, Кизилюртовском, Ботлихском, Карабудахкентском, Акушинском, Цумадинском районах, гг. Буйнакске, Хасавюрте, Кизилюрте.
А в Кабардино-Балкарии с 1992 года в бегах находятся тридцать человек, которые на сегодняшний день скрываются не без участия родственников. Недавно задержаны двое из них. Их дальнейшую судьбу после соответствующего расследования решит суд.
Военные отмечают, что были проблемы с призывом в Архангельске. Здесь на медкомиссию не явилось 98 юношей. 36 из них признаны “уклонистами”. А в Приморье насчитывается 200 человек “беглецов”, в отношении 16 из них возбуждены уголовные дела, а 9 уже отбывают наказание. Прошлой осенью один призывник из города Артема через суд доказал свое право на альтернативную службу. Теперь он ждет, когда Государственная дума и президент предоставят ему такую возможность.
Представители Министерства обороны отмечают, что они принимают непосредственное участие в подготовке проекта Федерального Закона “Об альтернативной гражданской службе” в составе соответствующих рабочих групп, созданных в Государственной Думе РФ. Однако офицеры заявляют, что не по вине Министерства обороны этот закон до сих пор не принят.
По официальным данным Минобороны РФ на проведение осенней призывной кампании 1997 года требовалось не менее 105 млрд. рублей (неденоминированных). Однако, как и весной 1997 года, на эти цели было выделено денег гораздо меньше – около 32 млрд. рублей, но не целевым порядком, как это положено Федеральным Законом “О бюджете на 1997 год”, а за счет других статей финансирования военного ведомства (статей, преимущественно направляемых Минфином РФ на выплату денежного довольствия военнослужащих, выплату компенсаций и т.п.). Кроме Минобороны РФ работу призывных комиссий финансировали местные органы исполнительной власти Субъектов Федерации. Их вклад составил около 21,5 млрд. рублей.
Между тем другие министерства и ведомства, в интересах которых проводился призыв (МВД, ФПС, ФАПСИ и т.п.), как это было и раньше под различными предлогами уклонились от полного возмещения финансовых затрат, понесенных Министерством обороны РФ (МО РФ) в связи с призывом граждан на военную службу. Неоднократные обращения представителей МО РФ в Правительство Российской Федерации по данному вопросу положительных результатов пока не принесли. Таким образом главное военное ведомство в условиях жесточайшего дефицита финансовых средств в очередной раз только за счет своих внутренних резервов выполнило одну из главных задач государства, связанную с поддержанием его обороноспособности.
Трудно упрекнуть Правительство РФ в том, что оно преднамеренно мешало проведению призывной кампании. Однако, непонимание в решении этого вопроса здесь наблюдается. И связано оно с тем, что в обществе и среди некоторых руководителей власти бытует мнение о скором переходе России на контрактный принцип комплектования армии. Мол, зачем тратить средства и силы для призыва граждан на военную службу, коль совсем скоро он будет отменен. Между тем объективные данные показывают, что нынешние социально-экономические условия страны в ближайшие семь-десять лет вряд ли позволят перейти на полностью наемные вооруженные силы.
В настоящее время военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, составляют около 25 процентов от всей численности рядового и сержантского состава ВС РФ. Однако в последнее время наблюдается большой отток контрактников из армии. Основными причинами преждевременного расторжения ими контракта являются: необеспеченность жильем, недостаточный размер и несвоевременность выплаты денежного содержания, проблема трудоустройства членов семей военнослужащих и т.д.
Между тем не только контрактники доставляют “головную боль” руководству Минобороны. Отсутствие достаточных средств на финансирование ВПК, НИОКР и закупку современных вооружений, сокращение и реформирование армии, отсутствие жилья для многих офицеров – вот лишь неполный перечень проблем, которые придется решать Вооруженным Силам России до 2005 года. Поэтому сейчас в России должна надежно функционировать и долговременная программа подготовки юношей к службе в армии. При этом основным звеном здесь должны стать военкоматы. Если этого не произойдет, то может наступить время, когда государству просто некого будет поставить в армейский строй.
Армию тревожит и то, что нынешнее военное законодательство отстало от насущных проблем комплектования армии и флота. Скажем, 10 сентября с.г. Государственная Дума приняла Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”, который 24 сентября был одобрен Советом Федерации, но Президент РФ не стал подписывать этот закон и вернул его на доработку в Госдуму по причине того, что после обсуждения и одобрения его в нижней палате, в закон были внесены правки. Теперь его по новому должны обсуждать в третьем чтении на одном из заседаний Госдумы РФ.