Президентом утверждена концепция национальной безопасности

0:00
0

Отныне Россия не стремится к военному паритету, но в случае агрессии не исключает применение первой ядерного оружия

В конце декабря 1997 года в государственных средствах массовой информации был опубликован полный текст утвержденной Президентом России Концепции национальной безопасности РФ (КНБ). Одновременно своим Указом Борис Ельцин установил механизм реализации положений этого документа и поручил “…федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции… в практической деятельности…”

Общественность и журналисты слабо прореагировали на данный указ, однако это не умаляет его значимости. В нашем государстве до настоящего времени не было концептуальных материалов, касающихся механизма и принципов обеспечения национальных интересов в экономической, социальной, политической, военной и других сферах жизни российского общества.

Создать Концепцию национальной безопасности было решено еще во времена Советского Союза. После распада СССР, когда только начал создаваться российский Совет безопасности, предполагалось, что такой программный стратегический документ должен появиться в ближайшее время. Но прошли долгие пять лет, прежде чем замысел воплотился в конкретное дело. К слову сказать, “Независимая газета” регулярно освещала ход работы над Концепцией. В 1996 году бывший помощник Президента РФ по национальной безопасности Юрий Батурин не раз выступал на страницах “НГ” с изложением того, как идет подготовка документа. Его позиция состояла в том, чтобы к работе над Концепцией привлечь все ветви федеральной власти, общественность, научные круги, журналистов и т.п. Но, к сожалению, этого не произошло.

В конце 1996 года, когда уже у руля Совбеза стоял Иван Рыбкин, Президент РФ поставил перед ним и его аппаратом задачу – завершить работу над Концепцией в кратчайшие сроки. И за закрытыми дверями СБ, Минобороны, Генштаба и других заинтересованных ведомств, представляющих исполнительную власть, закипела работа. 7 мая 1997 года на очередном заседании Совбеза России проект Концепции был обсужден и в основном одобрен. С изложением основных положений принятого документа выступили тогда представители СБ.

Почему именно в мае 1997 года в обществе разгорелся спор о том, а все ли правильно в Концепции? Дело в том, что Секретарь Совбеза Иван Рыбкин и его бывший заместитель Борис Березовский, разъясняя проект одобренного документа, сказали, что в Концепции обусловливается возможность применить Россией первой ядерное оружие. Еще не видя документа, некоторые СМИ и общественные деятели предприняли попытку оспорить этот тезис. Мол, такая постановка вопроса – чуть ли не возвращение к временам “холодной войны”. Теперь, когда Концепция опубликована полностью, к ней почему-то интерес пропал. Так что же конкретно написано в КНБ о праве первого ядерного удара и что представляет собой этот документ в целом ?

Утвержденная Президентом РФ Концепция национальной безопасности – это довольно значительный по объему документ (две полные газетные полосы формата А-2). Текст КНБ состоит из преамбулы и четырех разделов. В преамбуле дана характеристика Концепции и показано ее значение для формирования государственной политики. В первом разделе “Россия в мировом сообществе” проанализированы основные тенденции в развитии современного мира, роль и место в нем России. Во втором разделе “Национальные интересы России” система национальных интересов страны определяется как совокупность основных интересов личности, общества и государства. Третий раздел Концепции “Угрозы национальной безопасности” содержит определение характера и содержание основных угроз национальной безопасности России (в экономической, социальной и военной сферах, в связи с распространением национального и регионального сепаратизма, преступности и криминализации общества, экологических и природных катастроф и т.п.)

Четвертый раздел документа “Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации” определяет основы государственной стратегии по обеспечению национальной безопасности. На первый план выдвинута проблема обеспечения безопасности и защиты национальных интересов в экономической сфере.

Собственно вопросам обороны в Концепции посвящено немного места. Это, видимо, связано с тем, что в документе определено: в настоящее время основные угрозы безопасности России носят невоенный характер. Концепция не исключает полностью возможности возникновения внешних военных угроз. Но речь идет о том, что вероятность глобального вооруженного конфликта невелика. При этом указывается, что региональные, локальные конфликты, весьма вероятны. Но для их предупреждения, отражения и ликвидации требуется несколько иной, меньший потенциал, чем тот, которым сегодня располагает Россия. В Совете безопасности отмечают, что это принципиально важное положение, позволяющее по-другому взглянуть на механизм обеспечения военной, оборонной безопасности страны, а значит высвободить значительные ресурсы для решения неотложных забот и нужд граждан и общества в целом.

Между тем мы хорошо знаем, что вывод о малой вероятности для России широкомасштабной войны, оспаривался и вероятно будет еще оспариваться в обществе. Скажем, об этом до недавнего времени активно спорили экс-министр обороны Игорь Родионов и экс-секретарь Совета обороны Юрий Батурин. Именно во многом из-за споров вокруг этого тезиса не начиналось сокращение и реформирование армии и флота. Однако сейчас у руководства структур, определяющих оборонную политику государства, другие люди. Именно их руками сегодня сделана запись в Концепции национальной безопасности о том, что “Россия не стремится поддерживать паритет в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость адекватно использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам”.

Объективно для нашей страны гонка вооружений губительна. Однако, полностью быть “миролюбивой”, Россия тоже, видимо, не сможет. И не случайно, думается, в Концепции записано, что “Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного государства”. Как мы видим, о праве первого ядерного удара в Концепции напрямую не говорится, однако, несложно сделать вывод, что такой удар возможен, если со стороны других государств последует агрессия, угрожающая государственности РФ. Подобный тезис, но в более жестких формах исповедуют США, стремящиеся на единоличное первенство в мире. За несколько недель до подписания Концепции национальной безопасности РФ Президентом Соединенных штатов была подписана директива, определяющая применение этим государством ядерного оружия. Оно будет использовано против стран, которые могут применить химическое или биологическое оружие против американских войск. Как известно Россия имеет химическое оружие…

Российская Федерация сегодня остается великой державой благодаря своим ядерным силам. Именно они сегодня составляют основу военной мощи государства, что особо подчеркнуто в Концепции. Между тем надо признать, что с принятием Концепции национальной безопасности России работа по созданию и структурированию механизма обеспечения национальных интересов страны практически только начинается. Это общий базисный концептуальный документ. На его основе предстоит разработать и принять целый комплекс доктрин и программ, определяющих политику и стратегию государства в отдельных отраслях: военную доктрину, доктрины экономической, финансовой безопасности, социальной безопасности, продовольственной безопасности, информационной, экологической безопасности и некоторые другие.

Таким образом при всех острых и отчасти спорных моментах, связанных с содержанием некоторых положений КНБ и недемократичной формой его утверждения (проект Концепции не обсуждался в обществе и был разработан узким кругом лиц), сам факт его рождения говорит о многом. Подписанный Президентом документ можно рассматривать как попытку начала осмысленной, программной реализации Россией своей внутренней и внешней политики. А это хороший признак государственности, к чему так стремится сегодня Российская Федерация.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ