Военный бюджет-2003: шаг вперед два шага назад

0
10

27 сентября президент РФ Владимир Путин и глава военного ведомства Сергей Иванов, обсуждая актуальные вопросы внутренней и внешней политики, говорили и о предстоящем военном бюджете на 2003 год. Как сообщил министр обороны РФ, он «в целом удовлетворен бюджетом». А Верховный главнокомандующий сказал, что он, мол, не будет вмешиваться в процесс его обсуждения и предложил представителям Минобороны и депутатам Госдумы РФ совместно доработать содержание статей на национальную оборону. О чем это говорит ?

Говорит о многом, и в первую очередь о том, что параметры оборонного бюджета-2003, предложенные правительством и одобренные в первом чтении депутатами Госдумы не будут кардинально пересмотрены. То есть уровень военных расходов останется прежним — около 2,6 % от валового внутреннего продукта (ВВП). Такой уровень финансирования оборонных статей существует в России третий год подряд и это говорит о том, что несмотря на, якобы, проводимые реформы в военной области, государство по-прежнему оставляет войска в состоянии, позволяющем им только с перенапряжением сил и на пределе своих возможностей выполнять задачи по обеспечению обороноспособности страны. Такое состояние войск, как известно, летом этого года начальник российского Генштаба ВС РФ Анатолий Квашнин назвал «закритичным».

В свою очередь на днях в интервью «WPS» начальник вооружения ВС РФ — заместитель министра обороны Алексей Московский заявил, что в будущем году российская армия, как и прежде, будет закупать только единичные экземпляры вооружений, а в предлагаемых правительством расходах на оборонзаказ-2003 не полностью учтены параметры, которые заложены в Государственной программе вооружений до 2010 год. Он отказался уточнять, по каким статьям это сделано, но выразил надежду, что в процессе обсуждения бюджета в Госдуме, деньги на оборонзаказ депутаты подкинут. Но из каких статей ? Видимо только за счет уменьшения величины других расходов военного бюджета, поскольку, по мнению военных экспертов ни правительство, ни президент его ни абсолютную, ни относительную величину повышать не собираются.

Как явствует из заключения оборонного комитета Госдумы РФ на проект бюджета-2003, судя по параметрам расходов на оборону «нет должных оснований предполагать существенное улучшение в 2003 году состояния и боевых возможностей ВС РФ». Парламентарии с тревогой отмечают, что в будущем году предполагаемых средств выделяемых, скажем, на продовольственное обеспечение хватит только для того, чтобы снабдить натуральным пайком и котловым питанием лишь 67 % военнослужащих. Остальные, видимо, будут голодать, поскольку им предполагается выдавать не набор продуктов стоимостью (48-50 рублей), а денежные компенсации в размере всего 20 рублей. В проекте бюджета-2003 предусмотрено, что все военнослужащие обеспечиваются только полевой формой одежды. Только наполовину предусмотрены в бюджете и расходы на проезд военнослужащих и членов их семей в отпуск, на лечение и грузовые перевозки. Комитет ГД по обороне с тревогой отмечает, что к концу 2002 года задолженность военного ведомства по транспортным перевозкам возрастет до 3 млрд. рублей. С учетом планируемых недоплат МПС и гражданской авиации в 2003 году, это может полностью парализовать передвижение войск по железной дороге и по воздуху. Меньше необходимого ( на 30-50 %) выделяется денег в военном бюджете страны на жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение военнослужащих.

Но может быть самое страшное для армии это то, что по заключению экспертов оборонного комитета ГД на закупку даже самых минимальных потребностей горюче-смазочных материалов недостает 2,2 млрд. рублей, что не позволит, по их мнению, существенно интенсифицировать оперативную и боевую подготовку. Средний налет летчиков ВВС и выход кораблей ВМФ в море по-прежнему будет значительно меньше того уровня, который необходим для совершенствования войсками своего боевого мастерства. А ведь еще два года назад, встречаясь на сборах с генералитетом ВС РФ, президент РФ Владимир Путин говорил о том, что такого допустить нельзя. Два года уже прошло с тех пор, а проблемы здесь, как мы видим, остаются, и запланированы уже как-бы и на 2003 год.

(По-прежнему остаются и останутся большие проблемы с утилизацией атомных подводных лодок и ликвидацией химического оружия. На это цели депутаты намерены попросить у правительства деньги в размере не менее 2 млрд. рублей. Но эти деньги не входят в статьи расходов на национальную оборону).

Между тем обращает на себя внимание тот факт, что у депутатов, минобороны, Генштаба и в целом у правительства существует разные оценки возможностей военного бюджета страны на 2003 год, а также хода реформирования войск. Скажем выступая 11 сентября перед депутатами Сергей Иванов сказал, что расходы на оборону в 2003 году составят почти 380 млрд. рублей, что на треть больше, чем в 2002 году, что этот бюджет самый «хороший» за прошедшее время. Между тем в Заключении Комитета ГД по обороне на проект бюджета-2003, подписанном председателем Комитета Андреем Николаевым, значатся совсем другие цифры и оценки военного бюджета-2003 — 345,7 млрд. руб., что соответствует его повышению в сравнению с 2002 годом лишь на 20,3%. И прогнозы его исполнения в 2003 году у парламентариев более скромные и критичные.

Докладывая 27 сентября президенту страны о ходе эксперимента по переводу Псковской дивизии на контрактную основу, министр обороны Сергей Иванов сказал, что «на сегодняшний день больших проблем с этим нет». В тоже время, начальник Российского Генштаба ВС РФ Анатолий Квашнин, инспектируя в минувшую субботу 76 воздушно-десантную дивизию высказал недовольство проводимыми там мероприятиями. Знакомясь с ходом строительства военного городка, он сказал, что строительство неоправданно затягивается, и что если в дивизии станут расселять контрактников в казармы на двухуровневые кровати, то все они вскоре разбегутся. Ясно, что это уже значительная проблема для ВС РФ.

Почему такое расхождение в оценках — гадать не приходится. Иванов говорил в Кремле как политик. Квашнин в 76-й ВДД — как практик. Его доводы как прагматика и доводы таких же как он далеких от политики войсковиков, , значительно весомее. Взять хотя бы тот факт, что и в Кремле и в Минобороне о роли эксперимента говорят много, а денег в 2002 году на строительство жилья для военных в Пскове в бюджете-2002 так не выделили. И все, что делается сейчас в 76-й ВДД в области строительства, оплачивается из других статей военного бюджета.

Разночтение оценок роли контрактной армии все рельефнее замечается в военном ведомстве. Прагматики из Генштаба или ВДВ откровенно говорят о том, что, если не будет адекватного финансирования эксперимента в 76 ВДД, то он провалится. В Минобороны такие настроения гасят и советуют говорить только о положительных сторонах эксперимента, а все проблемы с его выполнением — это временное явление.

Предпосылки провала идеи эксперимента по переводу на контрактную армию уже налицо. Первый контрактный 104 воздушно-десантный полк должен быть сформирован к 1 декабря 2002 года. Поначалу его предполагалось укомплектовать военнослужащими, прибывшими только из войск. Этот контингент рассматривался как более дееспособный. Не получилось. Отпугнули солдат и сержантов маленькие оклады. Теперь к набору контрактников по данных ГШ ВС РФ подключены военкоматы из 10-ти близлежащих к Пскову областей России. Там стараются набирать в 76 ВДД молодых, здоровых, непьющих, грамотных и т.п. Но за зарплату в 3000 рублей идет совсем другой контингент. Да и тот уже не идет. Есть опасность, что часть 104 полка будет укомплектована «замаскированными» бомжами и пьяницами.

По заявлению ответственных лиц ГШ ВС РФ в настоящее время существуют большие проблемы с набором контрактников и на службу в Чечне — в 42 мотострелковую дивизию и комендантские роты. Там контрактники получают 7-8 тыс. рублей в месяц, но люди туда служить не идут и должности контрактников замещаются военнослужащими срочной службы. Учитывая возросшую активность боевиков в Чечне, рисковать сейчас жизнью за такие суммы мало кто уже хочет.

Таким образом российский военный бюджет явно неспособен в достаточной степени обеспечить войска всем необходимым. А нехватка средств на реформирование войск и перевод их на контрактную основу значительно начинает подрывать имидж «партии власти». Уровень оплаты ратного труда даже после разрекламированного повышения денежного довольствия и отмены ряда существенных льгот не вызывает у контраткников и офицеров активных стимулов к службе. По-прежнему отток молодых офицеров из армии высок. К тому же в войсках опять начались значительные задержки с выплатами денег военнослужащим. Вместе с этим, непрекращающаяся война в Чечне, массовая гибель солдат и офицеров — это те факторы, которые активно будут использоваться в предвыборной борьбе в парламент страны российскими партими и движеними.(Взять хотя бы пиар-визит Бориса Немцова в Псковскую ВДД и прошедшие в субботу акции СПС по форсированному переводу войск на контрактную основу.)

Армия опять становиться заложницей политиков.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ