О некоторых итогах десятилетнего строительства Российской армии

0
18

7 мая 1992 Президент России Борис Ельцин подписал Указ № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации». Этот документ появился на свет примерно спустя полгода со времени подписания Беловежского соглашения между Россией, Украиной и Белоруссией, положившего начало распаду СССР. Суверенитет бывшие союзные республики обрели быстро, однако сверхцентрализованная военная машина бывшего Союза враз распасться не могла. До образования Вооруженных Сил РФ в Содружестве «хозяином» военного наследства бывшего СССР было полуаморфное командование Объединенными Вооруженными Силами СНГ.

Историкам еще предстоит осмыслить и оценить происшедшее после распада СССР, но мало у кого вызывает сомнение то обстоятельство, что не Россия была основным инициатором образования национальных армий в бывших союзных республиках. Подписание Указа об образовании ВС РФ было очевидной реакцией на те дезинтеграционные процессы в Вооруженных Силах распавшегося Советского Союза, которые к маю 1992 года стали все более усиливаться, и во многом угрожали безопасности самого Содружества. Именно из-за того, что войска во многих регионах бывшего СССР оказались как бы бесхозными, стали реальностью локальные войны в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии, а чеченцам удалось в Северо-Кавказском военном округе «приватизировать» вооружение и боевую технику на целую легкую армию…

Сам факт создания ВС РФ сыграл стабилизирующую роль в СНГ и самой России. И по-прежнему, несмотря на все имеющиеся проблемы, Российская армия пока еще остается главным гарантом стабильности на постсоветском пространстве. Однако эта роль с каждым годом, к сожалению, становится все менее значительной. В Грузии все чаще звучат голоса о выводе российских миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта. Недовольны россиянами в Приднестровье. И оттуда тоже скоро должны уйти российские войска. Москва сократила свои миротворческие контингенты в Косово, а также в Боснии и Герцеговине. Ликвидированы военные базы на Кубе и во Вьетнаме.

В немалой степени это, видимо, связано с тем, что боевая мощь России постепенно падает. Объективный процесс сокращения войск закончился. Численность Российской армии за 10 минувших лет уменьшилась с 2,8 млн до 1,2 млн военнослужащих. Ожидается сокращение войск к 2005 году до 1 млн военнослужащих. Это, по мнению Генштаба ВС РФ, тот минимум, который должен обеспечить обороноспособность страны, и ниже которого нельзя опускаться. Однако экономический кризис не позволяет в полной мере содержать даже этот минимум войск. Если численность Российской армии уменьшилась по сравнению, скажем, с 1991 годом, в 2,3 раза, то военные расходы за этот период сократились в 4,3 раза. Притом, что в условиях реорганизации и реформ в войсках финансовых средств, как правило, необходимо тратить гораздо больше, чем обычно. Но с 1999 года по настоящее время в России ежегодно расходуется на национальную оборону 2,6 процента от валового внутреннего продукта. Этих денег хватит, чтобы выплачивать военнослужащим денежное довольствие и хоть как-то поддержать военно-промышленный комплекс страны. Ни о каких крупных закупках боевой техники и вооружений речи не ведется.

Согласно подписанной президентом РФ в январе 2002 года Программе вооружений до 2010 года в 2002-2006 гг. основные средства от оборонного заказа должны пойти на модернизацию военной техники и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Но на какие деньги руководство страны намерено проводить в этот период перевод войск на контрактную основу? Именно это направление определил главным при проведении военной реформы президент Владимир Путин в своем ежегодном послании, которое прозвучало в апреле этого года. Для того чтобы перейти на профессиональную армию необходимо не менее чем на четверть увеличить военный бюджет. И это только на выплаты денежного довольствия офицерам и контрактникам. На закупку и производство вооружений и боевой техники также нужны значительные средства. Доля оборонного бюджета должна возрасти минимум до 3,5 % от ВВП. Это очень большой уровень военных расходов. И для его поддержания нужна стабильная экономика. Пока такого в России не наблюдается. Не исключено, что судьба планов по переводу армии на контрактную основу повторит события 90-х гг. В 1992 году Президент РФ Борис Ельцин своим Указом ввел в Российской армии контрактную службу. Вряд ли кто сомневается в полезности контрактной службы для общества, однако эксперты отмечают, что это было сделано несвоевременно. На сегодняшний день контрактниками укомплектовано около 20-25 процентов штатных должностей солдат и сержантов Российской армии. Между тем эффективность контратников сегодня в ВС РФ во многом не соответствует требуемому уровню. Отсутствует материальная заинтересованность контрактников в ратном труде.

Между тем Российскую армию ждут преобразования в тыловой сфере, военнослужащим будет хоть не на много, но повышено денежное довольствие. А это опять дополнительные расходы.

Таким образом, скорость и направления военного строительства в России, как и 10 лет назад, сегодня во многом зависят от экономического состояния страны. Кремль наметил радикальные шаги по ускоренному социально-экономическому развитию. Насколько планы воплотятся в делах, не известно. Поэтому эффективность военных реформ тоже пока остается под вопросом.

Россия переживает сложный путь своего становления как государства. Она провозгласила демократические принципы и миролюбивую внешнюю политику. Это значит, что по-прежнему будет соблюдаться курс на демилитаризацию экономики и общества. Хотя вполне понятно и то, что Кремль будет стремиться поддерживать свои вооруженные силы в боевой готовности, тратя минимально необходимые для этого средства. Это все равно, конечно, обременительная для общества задача. Однако армия является гарантом суверенитета и стабильности государства. Видимо, руководство страны это понимает. Значит есть надежда, что перевооружение ВС РФ произойдет в намеченные сроки и войска повысят свою боеспособность. Хотя вряд ли можно также уверенно надеяться, что переход на контрактную службу будет превалировать в политике, проводимой руководством страны в ближайшие 3-4 года. Расчеты показывают, что на это просто не хватит денег даже при оздоровительных тенденциях в экономике государства.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ