Радиаторы для спецтехники

14:03
0
радиаторы для спецтехники

Современные автомобили специального назначения выполняют широкий спектр работ в самых разных климатических условиях. Как правило, такие работы связаны с повышенной нагрузкой (транспортировка тяжелых грузов, работа под землей, гидроразрывы пород, обеспечение буровых работ, энергоснабжение в условиях крайнего севера и др.). Для обеспечения таких работ требуется двигатель (как правило дизельный) большой мощности. При работе двигателя на максимальной мощности выделяется много тепла от сгорания горючей смеси. Это тепло требуется быстро отводить от двигателя для предотвращения его повреждения от перегрева.

Поэтому для обеспечения работоспособности мощной конструкции спецавтомобиля требуется качественная система охлаждения, основу которой составляет радиатор.

Устройство и функции системы охлаждения

Система охлаждения дизеля включает в себя устройства, предназначенные для отвода тепла от двигателя: теплообменники для охлаждения воды, масла и наддувочного воздуха дизеля и радиаторы для теплоотдачи атмосферному воздуху, трубопроводы, вентиляторы и насосы, а также устройства и приборы регулирования и контроля режима работы.

В охлаждающих устройствах (ОУ) системы применяют теплообменные аппараты рекуперативного типа различных конструкций, с тем чтобы предотвратить потери и загрязнения теплоносителей, охлаждающих дизель.

В машинах, оборудованных гидравлическими системами, предусмотрена система охлаждения масла непосредственно в радиаторах или в специальном теплообменнике водой.

Охлаждающие устройства систем отводят значительное количество тепла от дизеля и других аппаратов в атмосферу, причем процессы теплопередачи от теплоотдающих поверхностей к охлаждающему воздуху имеют сравнительно низкую интенсивность. Поэтому охлаждающие устройства систем являются одним из самых сложных и громоздких узлов, при изготовлении которых используются дорогостоящие цветные металлы (медь, латунь, припои и др.).

К системам охлаждения спецтехники предъявляются следующие требования:

  • ОУ систем должны иметь минимальные размеры и массу, быть рациональны с точки зрения размещения их в кузове техники, обеспечивать простоту монтажа и демонтажа при изготовлении и ремонте, быть удобными при обслуживании при эксплуатации.
  • эффективность ОУ должна быть достаточной для обеспечения требуемого теплового режима работы дизеля и других элементов систем в процессе эксплуатации в различных климатических условиях.
  • система охлаждения должна быть надежной в эксплуатации.

Конструктивные особенности теплообменных устройств

Радиаторы

В системах охлаждения могут использоваться радиаторы масла или воды. Конструктивно радиаторы могут быть моноблочного или секционного типа. Масловоздушные радиаторы как правило представляет собой набор коридорно расположенных плоских гладких трубок (Л-96), оребренных тонкими (0,1 – 0,06 мм) медными пластинами, припаянными к ним. Водовоздушные радиаторы по конструкции похожи на масловоздушные, и представляет собой набор плоскоовальных трубок как правило расположены в шахматном порядке, оребренных тонкими медными пластинами. Масловоздушные радиаторы как правило работают на больших рабочих давлениях теплоносителей, чем водовоздушные, поэтому конструктивно имеют большее количество охлаждающих трубок.

Для соединения охлаждающих трубок с охлаждающими пластинами применяются методы:

  • метод погружения в ванну с расплавленным припоем (ВП);
  • метод спекания (ВС).

Существуют другие методы соединения охлаждающих трубок (например круглых) и охлаждающих пластин (типа змейки), но, как показывает практика, сфера применения радиаторов, изготовленных по другим технологиям, ограничена и не нашла широкого применения в системах требующих эффективной теплоотдачи и эксплуатируемых в тяжелых условиях.

Метод спекания имеет ряд преимуществ перед методом погружения:

  • затраты припоя при методе спекания в 2 – 3 раза меньше, чем при методе погружения.
  • аэродинамическое сопротивление при методе спекания значительно ниже, что существенно влияет на эффективность теплосъема с поверхности радиатора.
  • вес радиатора, изготовленного методом спекания, до 20 % меньше веса радиатора при методе погружения.
  • теплорассеивающая способность водо- и масловоздушного радиатора, изготовленных методом спекания, при постоянном значении мощности, затрачиваемой на просасывание через них воздушного потока, соответственно на 8 % и на 16 % выше, чем у радиаторов, выполненных методом погружения (1).

Теплообменники

Охладители масла, называемые маслоохладителями, представляют собой в основном кожухотрубные теплообменники, в которых масло дизеля или гидросистем охлаждается водой, протекающей по трубкам. Такие теплообменники обычно включаются в контуры циркуляции воды, охлаждающей дизель или наддувочный воздух. Маслоохладители отличатся конструктивными особенностями: видом поверхности теплообмена (гладкотрубные, с оребренными трубками, с трубками, имеющими турбулизирующие вставки и др.), схемами течения теплоносителей (противоточные, противоточно-перекрестные и др.) и т.д.

Теплообменники наддувочного воздуха или воздухоохладители характеризуются большим многообразием конструктивных исполнений: пластинчатые, пластинчато-ребристые, трубчато-пластинчатые и др. Широкое применение находят теплообменники из ребристых труб, как наиболее эффективные, долговечные и менее затратные при изготовлении.

В последнее время конструкция теплообменных устройств, применяемых на спецтехнике, претерпевает изменение в связи с развитием технологий сборки и применения различных видов материалов. Решаемые спецтехникой задачи постоянно расширяются, мощность дизелей – увеличивается, требуются все более совершенные и эффективные охлаждающие устройства.

Спонсор публикации: https://radsystem.ru/

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ