Виноваты ли поставщики бензина в его высокой стоимости?

12:00
0

Если спросить любого российского автовладельца о том, почему дорожает топливо, скорее всего, он недовольно заявит, что поставщики бензина просто взвинчивают цены, отправляя прибыль прямо к себе в карман. На самом же деле, все далеко не так просто.

От нефти до бензина

Так как бензин является уже конечным продуктом, можно предположить, что его итоговая стоимость (условные 100% цены) складывается из стоимости самой нефти. Это действительно так, но лишь отчасти. Проще всего оценить влияние конкретных этапов, можно рассмотрев полный путь движения нефти к конечному покупателю, оптовому или розничному.

  • Добыча нефти. Россия на мировом рынке является безоговорочным лидером по нефтедобыче и количеству извлекаемого из каждого месторождения сырья. Однако, вопреки ожиданиям, стоимость нефти мало влияет на конечный ценник и составляет лишь 4% от розничной стоимости бензина.
  • Транспортировка (услуги поставщиков). В этот пункт входит сразу два этапа: доставка сырья на НПЗ и услуги компаний, поставляющих ГСМ оптом, цена на которые включает расходы на содержание и заправку их транспорта, а также зарплаты работников. В конечной стоимости бензина все это также занимает не слишком большую долю – лишь 7%.
  • Переработка. На первый взгляд этот пункт является самым важным и дорогостоящим, ведь именно на НПЗ сырье превращается в готовую продукцию. Однако на самом деле эти расходы составляют лишь 13% от конечной цены на бензин.

На этом этапе уже можно легко посчитать, что с каждых 100 рублей, потраченных на бензин на АЗС, лишь 24 обосновано вышеперечисленными работами. Но куда же идут оставшиеся 76? Весьма логично было бы предположить, что 76% от стоимости забирают себе продавцы, то есть владельцы АЗС, но это далеко не так. На самом деле розничная наценка лишь в редких случаях может достигать 16%, что не слишком много, особенно с учетом того, что часть полученных денег обязательно уходит на зарплаты работникам АЗС и поддержание работоспособности самой станции.

Здесь возникает логичный вопрос: чем обоснованы еще 60% цены? Почему фактически бензин стоит более чем в два раза дороже? Ответ прост и лаконичен: из-за налогов.

Какие налоги включены в стоимость?

Указанные выше 60% не являются единым налогом, а состоят из серии выплат:

  • около17% составляет налог на добычу нефти,
  • порядка 16%– акцизы на нефтепродукты,
  • около 15% – НДС,
  • 6% – налоги с фонда оплаты труда и другие.

Эти налоги выплачивает государству сама нефтедобывающая или перерабатывающая компания. В дальнейшем они вкладываются в стоимость топлива и другой производимой продукции. Кроме того, уже на плечи самого покупателя ложатся еще 6% дополнительных налогов.

Таким образом, из 40 рублей и 50 копеек (примерная цена литра 95 бензина на момент подготовки материала), отданных покупателем, государству отправится 24,3 рубля, а розничный продавец получит всего 6,48. В случае с продажей бензина оптом эти цифры меняются, но не кардинально.

За границей дешевле!

Так думают многие, поэтому стоит взглянуть на расценки на бензин за рубежом. В частности, в США розничные цены на бензин складываются из:

  • транспортировки сырья ввиду малого количества собственных месторождений – 50%,
  • работы НПЗ – 20%,
  • услуг поставщиков бензина и наценки розничных АЗС – 10%,
  • налогов государству – 20%.

В Европе же картина близка к ситуации в нашей стране. Так в Германии и Италии государственные налоги также составляют примерно 60%, при этом стоимость литра топлива в этих странах в 2, а то и 3 раза выше, чем в России.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ