ВЕДУЩИЙ: Ямальский газ с каждым днем становится все ближе. Строительство завода по производству сжиженного природного газа в Сабетте идет полным ходом. Используют специальное оборудование и уникальные инженерные решения. Наш корреспондент Юлия Макарова осмотрела масштабную стройку и выяснила, на каком этапе сейчас первая линия завода.
Репортаж Юлии Макаровой
Симас ЛЕЛИУГА, главный инженер по выгрузке модулей на “Ямал СПГ”: Из-за веса модуля, который 5 тысяч 500 тонн у нас, используется 500 тонн крепления. Судно качает в разные стороны, так и так… И что мы могли выдержать модуль на месте.
КОРР.: Двадцать один день в пути, и вот последние три модуля для первой линии завода “Ямал СПГ” прибыли в Сабетту. Каждую конструкцию не просто поставили на корабль – ее приварили к судну, чтобы в любую непогоду она не смогла бы деформироваться. В конструкции на десятки метров важна ювелирная точность, и на счету каждый сантиметр. Только довезти с китайской верфи, где модуль произвели, – еще полдела. Далее надо выгрузить его в порту и доставить к месту сборки, и это конструкцию весом в тысячи тонн.
Юлия МАКАРОВА: Каждый модуль на нужное место доставляют с помощью таких самоходных тележек. Они едут очень медленно, очень аккуратно. Вот прямо сейчас вы видите, как на свое место поехало здание центральной операторной. На первый взгляд оно может показаться достаточно небольшим, но на самом деле это гигантское, самое длинное сооружение, 97 метров в длину. А в высоту – ну примерно как стандартная российская пятиэтажка.
КОРР.: И подобных модулей всего привезли только на первую линию завода 78 экземпляров, разного размера и веса. Но всего на 560 тысяч тонн. Завод собирают по принципу LEGO: модули привозят в готовом виде. Так быстрее и минимум затрат. И специалистов на месте.
Роман ГУРЬЯНОВ, начальник управления капитального строительства завода СПГ: Учитывая суровые условия, в которых происходит строительство, очень большое количество трудозатрат, естественно, отводится на формирование самой технологической схемы. Установка насосного оборудования, компрессорного оборудования, трубопроводов. И было принято очень верное решение собирать основные позиции всех комплектующих завода на верфях, где эти условия более-менее благоприятные. Далее эти модули транспортируются к нам на объект, и происходит соединение. В частности, по первой линии завода таких соединений 61.
КОРР.: Некоторые детали строят на месте и доставляют иначе. К примеру, вот эту… Нет, не ракету, а теплообменник. Его поместили в модуль с помощью крана. Это сердце завода, здесь будут охлаждать газ – это один из этапов производства. На месте заливали из бетона и все четыре гигантских резервуара для хранения сжиженного топлива вместимостью 160 тысяч кубометров газа каждый. Первые поставки намечены на следующий год. Линия №1 начнет работу, мощность составит 5,5 миллионов тонн. Через год запустят еще одну идентичную линию, в 2019-м и третья очередь будет готова. Для них уже, кстати, начали доставлять модули. Пришлось построить даже дополнительные причалы в порту. Впрочем, в морской части стройка еще не закончена.
Алексей ПЛУЖНИКОВ, заместитель начальника участка грузовых и портовых операций “Ямал СПГ”: Есть у нас технологические причалы, чуть севернее, они еще в строительстве, их еще не закончили. Так что газовозы будут заправляться, скажем так, на этих технологических причалах. Это отдельные причалы, естественно, они не предназначены для выгрузки обычных судов. Это специально под газовозы строятся причалы.
КОРР.: Для России это лишь второй завод по производству СПГ. Но для мира – первый арктический. Стоимость немалая, 27 миллиардов долларов. Впрочем, и запасов там хватит на несколько десятков лет. В Южно-Тамбейском месторождении, по оценке российских специалистов, – а именно на нем строят “Ямал СПГ”, – 1 триллион 300 миллиардов кубометров газа. Руководство проекта уверяет: 96 процентов будущей продукции уже законтрактовано.