Зачем нужна новая военная доктрина?

0
29

В настоящее время в российском военном научном и экспертном сообществе продолжается обсуждение важной и актуальной темы — разработки новой редакции Военной доктрины Российской Федерации.

Предложения по структуре и содержанию этого основополагающего для дальнейшего развития военной организации нашего государства документа подготовили и внесли органы государственной власти, силовики, заинтересованные представители общественности.

В Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности Федерального Собрания Российской Федерации к этой теме мы относимся с особым вниманием, поскольку Военная доктрина Российской Федерации имеет прямое отношение к законодательному обеспечению безопасности и укреплению обороноспособности страны.

Известно что, Военная доктрина представляет собой совокупность взглядов (установок), принятых в государстве, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения национальной безопасности в военной сфере. Исходя из комплексной оценки военно-политической обстановки в мире и долгосрочных прогнозов ее развития, в Военной доктрине должны находить отражение текущие и перспективные задачи строительства военной организации, определяться потребности и пути обеспечения военной безопасности.

Следует подчеркнуть, что системный анализ содержания и характера основных угроз национальной безопасности России, представленный в Военной доктрине, должен содержать объективный анализ и ясную оценку возможных военных конфликтов, определять основные направления их предотвращения и урегулирования на основе использования отечественного и зарубежного опыта.

Практика последних лет показала, что существует настоятельная потребность в создании подвижной и динамичной системы разработки документов концептуального характера в сфере обороны и безопасности, которая бы позволяла органам государственной власти и управления оперативно реагировать на возникающие угрозы национальной безопасности, в том числе и в военной сфере.

Учитывая высокую динамику политических, экономических, социальных, информационных, духовных и, собственно, военных процессов в современном мире, обусловленных соперничеством отдельных государств и их коалиций за глобальное и региональное доминирование, эволюцией внешних и внутренних угроз безопасности Российской Федерации и российскому обществу, отдельные положения, содержащиеся в Военной доктрине целесообразно периодически уточнять и дополнять.

В этой связи полагаем, что в новой редакции Военной доктрины целесообразно закрепить соответствующий организационно-правовой механизм уточнения и корректировки ее текста и отдельных положений, в рамках которого предусмотреть перечень институтов государства, а также негосударственных субъектов, участвующих в ее разработке и утверждении, определив сферы их компетенции, порядок взаимодействия и степень их ответственности.

Представляется, что подобную модель деятельности можно было бы использовать и при уточнении положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Следует также отметить еще ряд особенно важных для законодателей аспектов.

Современные представления о Военной доктрине основываются на том, что она является методологической основой для строительства и развития военной организации государства, а ее положения должны определять всю систему институтов и отношений в сфере военной безопасности. В этой связи полагаем необходимым подчеркнуть, что положения ныне действующей Военной доктрины сформулированы с учетом уже сложившейся системы институтов, органов обеспечения безопасности на основе законодательно закрепленных порядка и правил отношений между субъектами военного строительства. Таким образом, функциональное предназначение ныне действующей Военной доктрины ограничивается рамками уже существующей организационной структуры. Это приводит к снижению степени свободы субъектов военного строительства и компонентов военной организации государства в вопросах выбора оптимальных моделей (вариативности) реализации политики военного строительства. Вместе с тем, они должны соответствовать изменяющимся условиям и учитывать факторы, влияющие на состояние безопасности страны и ее обеспечение.

Кроме того, парадоксальность ситуации, связанной с созданием и совершенствованием правовых основ обеспечения безопасности страны и строительства военной организации государства, заключается в том, что законодательное закрепление целей, функций, задач и полномочий МВД РФ, ФСБ и некоторых других ведомств, не являющихся основой военной организации государства, было осуществлено до разработки и принятия концептуальных положений Военной доктрины государства и закона о Вооруженных Силах, проекты которого до сих пор не нашили поддержки и реализации в законотворческом процессе. Между тем, ядром военной организации государства являются именно Вооруженные Силы Российской Федерации.

По мнению Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, сложившееся положение наносит ущерб конечным результатам и общей результативности государственной деятельности в сфере военного строительства, нарушает иерархию соподчиненности компонентов военной организации, снижает эффективность взаимодействия всех компонентов в рамках целостной системы обеспечения военной безопасности. В этой связи новая редакция Военной доктрины должна содержать конкретные указания на роль и место, характер и порядок взаимодействия компонентов военной организации, координацию их деятельности, их подчиненность и соподчиненности, сферы ответственности и критерии оценки выполнения задач по обеспечению военной безопасности.

Данное обстоятельство, как представляется, обязывает федеральные органы власти (субъекты военного строительства) пересмотреть существующие подходы к формированию нормативно-правовой составляющей механизма реализации политики военного строительства, что предполагает разработку и закрепление в новой редакции Военной доктрины принципов и норм координации деятельности компонентов военной организации в целях оптимизации процессов военного строительства в Российской Федерации.

В этой связи ключевым звеном и целью, определяющей дальнейшие перспективы развития военной организации России, по нашему мнению, выступает достижение эффективного комплексного взаимодействия субъектов военного строительства, институтов государства и общества в ходе совместной деятельности по военному строительству, что должно быть отражено в новой редакции Военной доктрины.

Несомненно, развитие военной организации государства должно осуществляться в соответствии с закономерностями развития вооруженной борьбы, а также качественными и количественными показателями, достигнутыми, исходя из уровня развития вооружений, военной техники, стратегии и тактики ведения боевых действий.

В заключение подчеркну, что дальнейшее развитие военной организации Российского государства должно базироваться на исторически обоснованном принципе: чрезмерное дробление силовых структур военной организации государства, ослабление централизации управления ими несовместимы с ростом оборонного могущества страны.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ