ВОЕННАЯ ПРОГРАММА ЛЕОНИДА КУЧМЫ

0
23

В конце сентября президент Украины Леонид Кучма представил военному руководству страны нового министра обороны Александра Кузьмука. Почему так резко состоялось переназначение военного министра? Понятно, что сделал это Кучма из политических соображений, в немалой степени потому, что предшественник Кузьмука занимал прозападную позицию. Заведующий отделом Украины Института стран Содружества Независимых Государств Кирилл Фролов в связи с отставкой министра обороны Украины заявил, что «Марчук объективно работал на Ющенко. Он был одним из звеньев антироссийского проекта. Не убрав с политической арены Марчука и ему подобных, Януковичу не победить».

Между тем политическая борьба отодвинула в тень военную реформу, которую активно проводил в жизнь Евгений Марчук. Что удалось ему сделать?

Во-первых, составлен план долгосрочного реформирования ВС Украины, так называемая «белая книга», которая была представлена в НАТО. Главная отличительная ее особенность в том, что детально прописаны этапы реформирования ВСУ. Численность войск сократится, а мобильность повысится.

В соответствии с бюллетенем, процесс реформирования Вооруженных сил Украины будет проходить в два этапа: первый — до 2009, второй — до 2015 года. На первом этапе главной задачей является сокращение ВСУ и их оптимизация — до 2006 года численность армии Украины будет составлять 200 тысяч человек. В ходе второго этапа предусматривается осуществить существенное переоснащение армии новой современной или модернизированной техникой. Кроме того, в 2015 году численность ВСУ должна составлять не более 100 тысяч человек. Функционально Вооруженные силы будут состоять из Объединенных сил быстрого реагирования, Основных сил обороны и Сил поддержки.

Во-вторых, Марчук потребовал адекватного финансирования расходов на оборону, введя в своем плане контрольные цифры на этот счет. Ожидается, что в 2015 году интенсивность боевой подготовки личного состава ВСУ будет равна аналогичным показателям армий развитых стран. Важный элемент бюллетеня — прогнозные показатели расходов на оборону с их максимальной детализацией. В частности, в 2015 году расходы на оборону Украины должны составлять 17,186 миллиарда гривен против нынешних 5,658 миллиарда гривен.

В-третьих, Марчук инициировал разграничение функций применения ВС по сферам, где они будут действовать — воздух-суша-море, как это сейчас имеет место в ряде армий развитых стран и в ВС России. По планам Марчука, перспективная структура ВСУ будет включать в себя Генеральный штаб, Сухопутные войска, Воздушные силы и Военно-морские силы. В будущей структуре Генштаба предусматривается иметь штабы видов Вооруженных сил во главе с соответствующими командующими, а самому Генеральному штабу будут предоставляться функции объединенного командования, то есть в перспективе ожидается отказ Минобороны от таких структур, как оперативное командование.

И в-четвертых, Марчук предложил систему гражданского контроля над армией. Минобороны, по его замыслу, сугубо гражданское учреждение, которое контролирует войска. Значительные изменения предлагаются и в кадровой политике. Так, предусматривается, что удельный вес офицеров ВСУ будет составлять 20% общей численности военнослужащих. Планируется уменьшить количество высших и старших офицеров в интересах младших в соотношении 40% к 60%. При этом генеральских должностей в ВСУ останется не более 100 (сейчас их около 300). Также планируется увеличить минимальные сроки выслуги в воинском звании и максимальные сроки пребывания в воинском звании. А уровень подготовки принципиально нового сержантского корпуса предусматривается довести до стандартов армий развитых стран.

Таким образом, Марчук выглядит вполне солидным и крепким военным руководителем. Если отбросить политику, он как никто другой подходил на роль руководителя оборонного военного ведомства. В условиях перманентных социально-политических и экономических кризисов, в которых в последнее время жила Украина, для страны было важно иметь жесткого военного министра. Но и не менее важно, чтобы шло реальное финансирование ВС РФ при совершенной аполитичности главы военного ведомства. Необходимых денег на развитие ВСУ Марчук так и не «выбил» из правительства. Не смог он быть политически нейтральным человеком. Марчука сгубила его приверженность западным стандартам и популяризация идеи евроинтеграции Украины. Даже когда в июне 2004 года Кучма ввел поправки в военную доктрину Украины, где был продекларирован отказ от вступления в НАТО, Марчук по-прежнему задачи евроинтеграции страны определял как «один из приоритетов государства».

Москве выгодно иметь у руля военного ведомства Украины «своего» министра. И здесь фигура Кузьмука подходит как нельзя лучше. Да и военачальник он неплохой. Только вот вопрос: долго ли он удержится у руля военного ведомства? Предстоящие президентские выборы могут преподнести самые невероятные сюрпризы, которые отрицательно повлияют на состояние и развитие украинских ВС. Хотя сейчас Кузьмук нацелен на активизацию военной реформы, военно-техническое перевооружение и, что немаловажно, намерен учитывать и решать гуманитарные задачи — социальную защиту военнослужащих, организовывать и поддерживать миротворческие миссии за рубежом. Кузьмук будет стремиться избегать катастроф и гибели мирных людей от военных факторов (крушений самолетов, взрывов складов и т.п.), от чего собственно и пострадала три года назад его карьера. Кузьмук за скорейший вывод украинских миротворцев из Ирака, что отвечает нынешним политическим пророссийским лозунгам Януковича, главного претендента на президентское кресло на Украине. Правда, не забыть бы за этими лозунгами необходимость действительного укрепления украинской армии и осуществления практических шагов в этом направлении.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ