Возможна ли новая война за Нагорный Карабах?

0
28

В последнее время активизировались разговоры о возможном начале боевых действий в зоне азербайджано-армянского конфликта. Формальным поводом к этому послужило, как известно, опубликование 20-22 февраля в Баку и Ереване плана урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха, подготовленного Минской группой ОБСЕ, куда входят в качестве сопредседателей Вашингтон, Москва и Париж. В нем предлагалось дать большую автономию карабахской территории в рамках так называемого «общего государства». В Баку многие политики и вся оппозиция восприняли это как фактический отказ руководства страны от Нагорного Карабаха. Начались нападки на президента. Гейдар Алиев выступил в парламенте страны и заявил, что готов защитить суверенитет своего государства, объявить мобилизацию и выбить армянские подразделения с захваченных территорий. Позже подобные высказывания Алиев повторил во время своего визита 12-14 марта в Турцию, заявив о необходимости совместного освобождения двумя братскими государствами «захваченных земель». «На наглость Армении Азербайджан и Турция должны ответить вместе», — сказал Алиев в Анкаре.

Уже после визита в Турцию Алиев публично выразил пожелание о размещении турецких военных баз в Азербайджане и повторно высказал надежду, что Анкара поможет в урегулировании карабахского конфликта.

На этом фоне становится понятным, почему провалились в Париже переговоры президентов Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха. Ожидается такой же их исход и во время запланированной на 3 апреля их встречи в США.

Между тем в Вашингтоне предстоящей встрече Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна в Ки-Уэст (штат Флорида) уделяют особое внимание. Конфликтующие стороны пригласил новый госсекретарь США Колин Пауэлл, который хочет «положить конец серии неудачных попыток по урегулированию карабахского противостояния». Такой решительный настрой новой администрации США объясним. Американские дипломаты называют карабахское урегулирование «основным приоритетом» США.

Но насколько амбиции Вашингтона подкреплены конкретными делами? Что нового могут предложить «янки», чтобы одновременно удовлетворить две конфликтующие стороны? Анализируя эти вопросы, становится понятным, что для Еревана и Степанакерта основой консенсуса может быть вариант, который бы не слишком отличался от планов так называемого «общего государства». Что нужно Баку — сказать трудно. Однако азербайджанская сторона против широкого суверенитета Нагорного Карабаха и никогда не согласится с идеями, по которым Степанакерт может иметь собственную национальную гвардию, валюту и другие атрибуты государственности.

Таким образом, при нынешнем уровне подготовленности документов по урегулированию конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ вряд ли произойдет прорыв в азербайджано-армянских отношениях. Но США уверены в успехе. Уверены, видимо, потому, что имеют собственный план, способный заинтересовать и примирить две конфликтующие стороны.

Вполне вероятно, что в этом плане заложены хорошие материальные стимулы для того, чтобы и Ереван и Баку пошли на совместное сближение. В российских и турецких СМИ поговаривают о том, что в ходе урегулирования конфликта на линии соприкосновения границ Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха будут размещены международные миротворческие силы и определены специальные коридоры Армения — Лачин — Нагорный Карабах и Нахичевань — Мегри — Азербайджан.

Основой для согласия должны служить совместные экономические проекты, в которых были бы активно представлены конфликтующие стороны.

Не исключено, что это будут проекты по транспортировке углеводородов из Каспия в Турцию через территорию Армении, большие инвестиции в экономику стран в обмен на отказ конфликтовать и подписать мирный договор.

Насколько будут возможны и дееспособны такие сценарии, покажет время. Однако, известно, что подобные планы уже проигрывались в постсоветской истории при президенте Армении Тер-Петросяне и потерпели фиаско. Трудно представить, что сейчас произойдет иначе.

Между тем есть основания полагать, что возможный провал переговоров между Ереваном и Баку, стимулирует Вашингтон на новые активные попытки быть посредником в урегулировании карабахской проблемы. Это объясняется просто. Близится мировой энергетический кризис и новой администрации США необходимы новые источники поступления нефти и газа. (По прогнозам специалистов, к 2020 году импорт нефти и газа США и странами Запада может достичь уже от 70 до 90 процентов, а цены на нефть могут подскочить в 2-3 раза). И таким источником, как не раз уже заявлял Вашингтон, является регион Каспия.

Таким образом, интерес США к региону обусловлен экономическими причинами. Прогнозируемые залежи нефти на Каспии и прилегающих к нему территориях составляют около 25 млрд тонн. Это очень много — почти четверть мировых запасов. Для Вашингтона — это лакомый кусочек. И в этот «кусочек» США уже вложили немалые деньги. Известно, что суммарные контракты на разработку месторождений нефти и газа Каспия достигли уже более 30 млрд долларов. Доля США в них более 50 %.

Но одно дело вложить деньги, другое дело — доставить добытые на них энергоресурсы в нужное место. США заинтересованы в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе в первую очередь для того, чтобы обеспечить безопасность транспортировки нефти и газа Каспия к европейским терминалам. И здесь, видимо, президент Буш-младший и его администрация настроены решительно. Нет сомнения, что в ближайшее время мы будем свидетелями активного стремления США укрепить свои позиции в Закавказье.

Урегулирование ситуации в Нагорном Карабахе — самый подходящий для этого повод. Если здесь не помогут шаги, связанные с экономической экспансией, то для США возможны и другие сценарии, в том числе и с применением силы. Война в Нагорном Карабахе может стать хорошим поводом для ввода в регион международных миротворческих контингентов, как это было уже в Персидском заливе при защите нефтепромыслов Кувейта, и в Югославии, когда силы НАТО, защищая албанское население, вошли в Косово. Не исключено, что что-то подобное может произойти и в районе армяно-азербайджанского конфликта, если Баку развяжет там военные действия.

Вряд ли мировое сообщество даст согласие на долгое течение подобной войны. Хотя жестокий характер боевых действий, массовые жертвы, захват новых территорий здесь обеспечены. В этих условиях действия международных военных сил по разведению противоборствующих сторон могут быть направлены не только на обеспечение безопасности населения, но и на охрану действующих и строящихся трубопроводов, которые в скором будущем, как планируют США, должны соединить нефть Каспия с нефтеперерабатывающими заводами Европы и Америки.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ