Бюджет-2003: море по колено, Альпы по плечо

0:00
0


Госдума приступила к изучению проекта федерального бюджета на 2003 год. Обсуждение главного финансового документа страны начнется в профильном комитете Госдумы, после чего бюджет вынесут на обсуждение собственно нижней палаты.

Еще несколько лет назад вокруг бюджета в нижней палате шли ожесточенные споры. Народные избранники умудрялись перераспределить до половины государственных доходов. Теперь ситуация изменилась. Поскольку правительство жестко контролирует все расходные статьи, работы по верстке бюджета проходят за стенами Думы. Депутаты, правда, тоже участвуют в подготовке проекта, но далеко не все. Наиболее активно Министерство финансов сотрудничало с центристами – “Единством”, “Отечеством”, “Народным депутатом” и “Регионами России”. С ними и будут принимать бюджет, который, по мнению многих, может быть утвержден в рекордно короткий срок. Представители центристских фракций заявили, что, если правительство заморозит повышение тарифов на услуги естественных монополий, то депутаты не будут вносить никаких изменений в основные параметры бюджета, который в этом году большинство политиков и финансистов называют “особым”.

Министр финансов Алексей Кудрин так сформулировал “особенность” нынешнего бюджета: “Это бюджет не для политиков, а для людей” (РТР). Именно исходя из общечеловеческих интересов, особый приоритет в бюджете 2003-го года отдан бюджетным статьям. Расходы на образование, здравоохранение и науку увеличиваются на 33 процента, на судебную реформу – на 23. Кроме того, согласно проекту, с октября 2003 года на треть будет проиндексирована зарплата учителей, врачей и работников культуры. Стипендия в вузах с 1 сентября следующего года увеличится в два раза. И это при том, что в следующем году России предстоит погасить львиную долю внешнего долга.

Оптимизма центристов не разделяют коммунисты и правые, которых еще в начале работы над бюджетом лишили возможности реально влиять на его подготовку. По их мнению, в правительственном проекте бюджета не даны ответы на многие важные вопросы: почему не пополняется государственный финансовый резерв, почему падает собираемость налогов, и почему скудеют региональные бюджеты. А исторический экскурс Алексея Кудрина, сравнившего бюджет-2003 с переходом Суворова через Альпы, вызывает у правых язвительные усмешки.

Сергей Иваненко (заместитель руководителя фракции “Яблоко” в Госдуме): “Переход Суворова через Альпы – это вещь, конечно, героическая. Но я не сторонник того, чтобы в финансовых делах осуществлять подвиги каждый день. Здесь, все-таки, должна быть стабильность” (ТВС).

СПС главным недостатком бюджета 2003 года считает отсутствие внятной тарифной политики. Выступая против спешки с принятием бюджета, они заявляют, что бессилие власти в вопросе тарифной политики лишний раз подтверждает тот факт, что к настоящей реформе жилищно-коммунального хозяйства Россия еще не готова.

Так что в любом случае, если не по поводу ЖКХ, то по вопросу установки тарифов на газ и электроэнергию, споров при обсуждении бюджета избежать не удастся.

Валерий Зубов, председатель Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам: “Проблема понятная. Вы с 1 января запускаете бюджет, а 1 апреля вам поднимают тарифы на тепло и электричество. И выясняется, что больницы, школы, не могут оплачивать новые тарифы, так как это не предусмотрено в бюджете. Дабы этого не было, президент дал задание, что сначала тарифы, потом бюджет. Я думаю, что ГД вместе с бюджетом примут решение о том, что это должно быть законом” (НТВ).

Геннадий Райков, руководитель депутатской группы “Народный депутат”: “Лимиты на тарифы должны быть установлены перед бюджетным процессом и не меняться в течение года. Если меняются, надо менять бюджетный показатель. Если мэр города считал бюджет, то либо город останется без тепла, либо еще что-нибудь” (НТВ).

Интересно, что бюджет 2003 года предусматривает рост тарифов на электроэнергию на 16 процентов, газ – на 20. Это в три раза меньше, чем просят РАО ЕЭС и Газпром. Тем не менее, независимые эксперты уверены, что в ходе обсуждения бюджета эти цифры будут изменены, и уже на их основании будут закладываться расценки на все без исключения товары и услуги. Следовательно, России в следующем году сильная инфляция не грозит.

Алексей Заботкин, главный экономист Объединенной финансовой группы: “Никакого эффекта на уровне инфляции от отложенных тарифов не будет, потому что, в соответствии с теорией рациональных ожиданий, просто это все, будущее повышение тарифов, будет заложено в цены уже сейчас” (ТВС).

По мнению экспертов, политический компромисс между Белым домом и депутатами в части отложенного роста тарифов, хоть и не идеальный, но приемлемый. По крайней мере, правительство сумело отклонить другое предложение парламентариев – утверждение годового бюджета страны вместе с бюджетами естественных монополий. Учитывая, что бюджет, например, Газпрома на 90 процентов пополняется за счет экспортных поставок, никто не рискнет предсказать, какой будет цена на голубое топливо на мировых рынках на год вперед.

Возвращаясь к самой процедуре обсуждения бюджета, стоит отметить, что правительство, даже внеся документ в Государственную Думу, работу с народными избранниками прекращать не собирается. Уже 26 августа у министра финансов состоялась встреча с фракцией ОВР. Пока, судя по всему, разногласий нет.

Вячеслав Володин, руководитель фракции ОВР: “Нужно отдать должное правительству, переговоры они с честью выдержали, потому что весь тот жировой запас, который был, пришлось им поизрасходовать. Бюджет сейчас по своим основным параметрам достаточно прозрачный” (РТР).

Впрочем, в Думе прекрасно понимают, что все вопросы к нынешнему бюджету носят строго риторический характер и не более того. Центристское большинство Госдумы в состоянии обеспечить беспроблемное прохождение бюджета, несмотря на критику и справа, и слева.

Геннадий Райков, руководитель депутатской группы “Народный депутат” в Госдуме РФ: “Ну, обсуждение – обсуждение, голосование – голосование. За бюджет надо чтобы проголосовало 226 голосов, что, в общем-то, в центристских фракциях имеется” (ТВС).

От себя остается добавить, что бюджет 2003 года – это самый объемный и самый дорогостоящий законопроект. 2,5 триллиона рублей и порядка 9 тысяч страниц машинописного текста. Таким образом, получается, что одна страница бюджета весит примерно 270 миллионов рублей. Весь вопрос лишь в том, сколько депутатов реально изучают все эти 9 тысяч страниц бюджета?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ