Мода на Японию

0:00
0

В конце года российский табачный рынок с напряженным ожиданием смотрит в сторону Страны восходящего солнца. Одной из главных новостей стала продажа Gallaher Group холдингу Japan Tobacco International за $14,7 млрд. Как отмечает “Коммерсантъ”, покупка Gallaher позволит JT вплотную приблизиться к лидерам мирового табачного рынка Philip Morris и British American Tabacco, а в России стать крупнейшим производителем сигарет. По данным компании “Бизнес Аналитика”, доля JTI на российском рынке за девять месяцев 2006 года составила 17,8 процента в объемном выражении, а Gallaher – 16,9 процента. Доля лидера рынка Philip Morris за тот же период – 26,6 процента, BAT – 18,5 процента.

“Ведомости” также не сомневаются в том, что российский табачный рынок ждет передел. Газета полагает, что именно JTI станет новым лидером рынка. Однако на глобальном уровне объединенная JT по-прежнему будет занимать третье место. С покупкой Gallaher японцы увеличат объем производства до 587 млрд. сигарет. Для сравнения: BAT по всему миру производит 678 млрд., а Philip Morris – 990 млрд. сигарет.

“РБК daily” на новую ситуацию на табачном рынке отозвался статьей “JTI курит в затылок Philip Morris”. Аналитики полагают, что амбициозные планы Japan Tobacco International могут вызвать противодействие Федеральной антимонопольной службы. Вместе с тем в ведомстве Игоря Артемьева заявили, что контроль трети рынка не нарушает законодательство. “По закону если компания занимает долю рынка более 35 процентов, то тем самым признается ее доминирующее положение. Это не является нарушением закона в том случае, если компания не начнет злоупотреблять своим положением, совершая противоправные действия, – говорят в ФАС. – Сама доля на рынке при этом может быть хоть 70 процентов”.

Конкуренты JTI в России неохотно комментируют планы компании по покупке Gallaher. “На наши планы – как в стоимостном выражении, так и по объему – это объединение никак не повлияет”, – заявил РБК daily советник управляющего директора группы компаний “БАТ Россия” Владимир Аксенов. В Philip Morris от комментариев отказались, сославшись на корпоративные правила.

Между тем, как сказали РБК daily в одной из табачных компаний, купив Gallaher, японцы столкнутся с рядом проблем. “JTI купила ослабевающий бизнес, который ему придется поднимать, – считает источник. – Если говорить о России, то JTI придется решать проблему дистрибуции: сейчас у Gallaher дистрибуцией занимается “Мегаполис”, а у JTI – 11 мелких компаний”.

Озабоченность участника рынка разделяют и в “Мегаполисе”. “Тут возможны два варианта событий: либо Gallaher уходит к дистрибьюторам JTI, либо JTI переходит в наш пакет, – говорят в компании. – У нас пока нет прогнозов, как будут развиваться события”. Правда, как считают эксперты, скорее всего в течение следующего года в плане дистрибуции все останется как есть.

Между тем, по словам главного редактора отраслевого информагентства “Русский табак” Максима Королева, холдинг JTI совершил очень удачную сделку, которая позволяет значительно укрепить позиции в России, Казахстане и на Украине. По мнению Королева, портфели брендов JTI и Gallaher хорошо совмещаются, хотя очевидно, что количество марок несколько уменьшится.

Как сообщает агентство “Русский табак”, завершение сделки ожидается в первой половине 2007 года. По словам главы Japan Tobacco Хироши Кимуры, “JT и Gallaher отлично друг друга дополняют. Этот альянс приведет к созданию ведущей глобальной табачной корпорации с сильными позициями в Европе и СНГ”. Президент Gallaher Group Джон Гилдерслив заявил, что успешная стратегия роста компании позволила ей занять устойчивые позиции на мировом рынке, обеспечив, к тому же, весьма выгодные условия для акционеров. Он подчеркнул, что, сделав предложение о покупке, JTI оценила работу, проделанную Gallaher Group за долгие годы, по достоинству. Руководство японской компании заявило в свою очередь, что готово принять сотрудников приобретенной компании на работу. Подчеркивается, что в ближайшие полгода изменений в работе компаний не планируется: и Gallaher Group, и JTI будут работать в прежнем режиме.

Японскую тему продолжает компания “Нево Табак”, которая совместно с American Cigarette Tobacco Company (ACTC) запускает новую марку премиальных сигарет Samurai. Бюджет продвижения нового бренда составит порядка $5 млн. Все инвестиции в продвижение будет осуществлять компания ACTC. В течение двух лет марка Samurai должна занять 1 процентов российского рынка премиальных сигарет. “”Нево табак” закурит по-японски” – так называется статья Олега Трутнева, опубликованная в “РБК daily”.

Подчеркивается, что марка Samurai станет уже вторым проектом совместного предприятия “Нево Табак” и ACTС. В начале октября обе компании представили марку сигарет Arctic, которая стала первым премиальным брендом в портфеле “Нево Табак”.

По мнению экспертов табачного рынка, планы “Нево Табак” в отношении бренда Samurai полне реальны. “5 млн. долл. на продвижение – это свидетельствует о серьезных намерениях, – считает главный редактор информагентства “Русский табак” Максим Королев. – Это сопоставимо с тем, сколько тратят транснациональные корпорации на вывод своих новых брендов”. Однако Samurai, по словам Королева, придется конкурировать с такими марками, как Parliament и Dunhill: “Это бренды с серьезной историей и с мощными позициями. Желающих конкурировать с ними много, но завоевать такую репутацию будет сложно”.

По информации журнала “Эксперт Северо-Запад”, в ближайшей перспективе партнеры планируют запустить еще несколько табачных марок. Специалисты ACTC рассчитывают, что в течение двух лет продукция под новыми брендами займет не менее двух процентов в премиальном сегменте рынка.

По-прежнему в центре внимания аналитиков реформа табачного рынка. Как утверждает “Новая газета”, в результате реформы потребление табака едва ли снизится, зато налоговые поступления вырастут. Подчеркивается, что за последние несколько недель крупнейшие табачные компании подняли цены на 15-17 процентов. Участники табачного рынка объясняют это традиционной предновогодней подготовкой к новым акцизным ставкам. Однако нельзя не заметить: повышение цен в этом году так разнится с прошлогодним повышением стоимости сигарет, которое не превысило 2 процентов. Газета не сомневается, что рост цен обусловлен переходом на новую систему акцизов.

В то же время генеральный директор компании “Бизнес-Аналитика” Андрей Стерлин в эфире телеканала “РБК” заявил, что введение новой акцизной системы не приведет к серьезному повышению цен на российском табачном рынке. По оценке эксперта, на данный момент доля акциза в цене сигарет составляет на российском рынке порядка 20 процентов, что не сопоставимо с рынками Западной Европы, где эта доля достигает 50-80 процентов. Некоторое увеличение цен произойдет, но будет незначительным и отразится в основном на низкоценовом сегменте, полагает Стерлин. На дорогих сигаретах изменение акцизов отразится в меньшей степени. Ценовой диапазон рынка, таким образом, “сожмется”: разница между дешевыми и дорогими сигаретами в абсолютном выражении уменьшится.

Самыми сильными люковыми брендами российского рынка остаются Kent, Parliament, Marlboro, Vogue и Virginia. Эти марки стали победителями конкурса “Товар года-2006”, о результатах которого сообщают “Новости торговли”. В номинации “Сигареты стандарт” пятерка победителей выглядит следующим образом: L&M, Winston, “Ява Золотая”, Chesterfield, Bond Street.

Сегмент дешевых сигарет продолжает сжиматься, следствием чего становится закрытие российских фабрик. Как сообщает “Русский табак”, в новом году планирует прекратить работу Бийская табачная фабрика (БТФ). Окончательное решение совет акционеров вынесет в конце января. На фабрике подчеркивают, что подобный выход найден самостоятельно и добровольно. Сообщается, что предприятие производит около 18 марок, в том числе папиросы “Казбек”, “Беломорканал”, сигареты без фильтра “Прима”, “Луч”, “Полет”, “Астра”, а также сигареты с фильтром “Тройка”, “Космос”, “Терра”, “Рать” и “БТФ”.

Причины грядущего закрытия очевидны: дальнейшее производство дешевых сигарет и папирос экономически не выгодно. “С точки зрения глобальной государственной политики все правильно и нормально, – прокомментировали сложившуюся ситуацию на БТФ. – Не мы первые, и, наверное, не мы последние. Это вопрос времени”. На фабрике уверены, что “аналогичная участь ждет все отечественные фабрики с российским капиталом” и считают, что “правительство делает все для того, чтобы полностью заменить отечественное производство на западное”. Но отличие этого случая от общей печальной тенденции, как подчеркнул представитель фабрики, состоит в том, что бийское предприятие – единственное, принявшее решение о ликвидации самостоятельно, не имея при этом долгов и не обанкротившееся. По мнению руководства БТФ, добровольная остановка производства создаст прецедент, подобного которому еще не было среди российских производителей. Кроме того, благодаря своевременному решению о прекращении деятельности, работникам фабрики будет нанесен меньший урон.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ