Охота к перемене мест

0:00
0

Компания “Бритиш Американ Тобакко” заявила о начале производства в России суперпремиальной марки Dunhill, которая будет продвигаться в формате для “состоятельных людей среднего возраста”. Как сообщает портал Sostav.ru, на пресс-конференции, посвященной этому событию, бренд-менеджер БАТ Екатерина Земцовская призналась, что главная задача – убедить потенциальных покупателей, что от смены места производства ничего не изменится. В новых пачках сигарет будет вкладыш, сообщающий о том, что эти сигареты выпущены в России, и по качеству не уступают британским. Сигареты с надписью “сделано в России” будут продавать не только на территории России, но и экспортироваться в страны СНГ, среди которых Белоруссия, Армения, Азербайджан и другие. В России сигареты будут выпускать на петербуржской фабрике “БАТ-СПб”.

“Бизнес” добавляет, что решение “Бритиш Американ Тобакко” обусловлено ростом продаж перезапущенной в 2004 году премиальной марки Dunhill. По мнению экспертов, перенос производства позволит BAT снизить розничную цену марки и повысить ее продажи (итак растущие на 15 процентов в месяц).

По данным “Бизнес Аналитики”, за девять месяцев 2006 года в сверхпремиальном сегменте (больше 40 руб. за пачку) лидирует Parliament с долей по объему продаж 60,1 процента. За ним следуют Vogue (26,7 процента), Davidoff (9,7 процента) и Dunhill (1,6 процента).

Советник управляющего директора “БАТ Россия” Владимир Аксенов считает, что в следующем году продажи Dunhill в России увеличатся вдвое и марка станет одним из лидеров премиального сегмента.

Конкуренты признают очевидные преимущества локального производства. “Мы первыми среди международных табачных компаний сделали производство полностью местным, и это позволило нам добиться лидерства”, – говорит управляющий директор Philip Morris в России и Белоруссии Лео Маклохлин. Вместе с тем планы БАТ сделать Dunhill одним из лидеров рынка эксперты считают несостоятельными. “Перенос марки из-за рубежа дает производителю снижение себестоимости за счет отсутствия дорогой транспортировки и налогов, но лидирующие позиции на рынке достигаются за счет маркетинговых и рекламных кампаний”, – считает крупный участник табачного рынка. Тем не менее, он признает, что локализация производства говорит о большом потенциале марки. Глава медиагруппы “Русский табак” Максим Королев также считает, что перевод производства в Россию реально свидетельствует о росте продаж Dunhill. “Видимо, продажи достигли того момента, когда локализация стала рентабельной”, – предполагает г-н Королев.

“РБК daily” подытоживает, что теперь все продаваемые в нашей стране марки сигарет British American Tobacco будут производиться на российских предприятиях компании. Управляющий по связям с общественностью компании JTI в России Анатолий Верещагин сообщает, что компания также решила производить в России все марки сигарет кроме бренда Lucia.

Между тем, как отмечают эксперты, перенос производства табачных марок с иностранных предприятий на отечественные чреват снижением доверия потребителей. “У них есть предубеждение, что за рубежом сигареты делают лучше, чем в России, – отмечает Максим Королев. – Поэтому после запуска производства Dunhill в России рост потребления этой марки может замедлиться, но это будет временное явление”.

Усилению позиций транснациональных компаний на российском рынке будет способствовать и запуск ЕГАИС. Введение “табачной” ЕГАИС повысит долю иностранных компаний на российском табачном рынке, такие выводы делает пермское информационное агентство “Верхнекамье”. Производители дешевых сигарет отмечают, что в 2007 году в России останется 4-5 фабрик из 24-х дествующих на данный момент. “Новые законы действуют так, что возможность нормально работать и получать прибыль остается только у иностранных табачников, работающих на российской территории, так как уровень их наценки – 150-200 процентов, а у нас – полтора-два процента”, – констатирует гендиректор “Астры” Владимир Маракулин.

Ассоциация “Табакпром” на своем сайте выступила с призывом не форсировать ситуацию и оценить все риски перед запуском новой системы. “Нам что, надоела стабильность в стране? Нам что, нужен взрыв социально-политической напряженности в обществе? И это накануне, а скорее всего, в ходе избирательных кампаний депутатов Госдумы и президента страны. Кому все это надо? – вопрошает “Табакпром”. – В итоге получается один вывод: ни с экономической, ни с политической точки зрения введение табачной ЕГАИС не целесообразно, а точнее вредно и для государства, и для бизнеса, и для потребителя”.

Владимир Аксенов в интервью “Радио России” разделил опасения “Табакпрома”, однако подчеркнул, что интересов государства в введении табачной ЕГАИС не усматривает. “В отличие, скажем, от алкоголя в табачной отрасли меньше 1 процента контрафакта. Это доказано, есть факты и цифры, – отмечает г-н Аксенов. – Те людские, материальные и финансовые ресурсы, которые должны быть задействованы для какой-то более-менее нормальной работы этой отрасли, не сопоставимы с ценой сигарет. Если это будет так, то цена особенно дешевых сигарет подскочит до неимоверного уровня, и это вызовет очень серьезные социальные последствия. Мы не видим никаких интересов государства в этом вопросе. Скорее всего, это интересы какой-то группы лиц. Но я бы хотел, чтобы государство внимательно оценило возможные последствия”. Владимир Аксенов так же напомнил, что одной из причин крушения Советского Союза были табачные бунты.

Как бы то ни было, объективно российский рынок развивается в направлении вытеснения дешевых сигарет. “Табачный рынок России стал требовательнее, но легче и ароматнее”, – под таким заголовком опубликован обзор в журнале “Витрина”. “Я бы отметил два основных тренда на рынке, которые опосредованно связаны друг с другом, – говорит управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин. – Первая тенденция – это постепенный переход на более легкие сигареты с крепких, вторая – на более дорогие и качественные сигареты. И основная причина кроется, прежде всего, в росте доходов населения”.

Главным событием 2005 года эксперты считают преодоление отметки в 400 млрд. штук сигарет благодаря приросту в производстве ведущих компаний. По данным компании ACNielsen, объем рынка сигарет в натуральном выражении в первом полугодии 2006 года остается относительно стабильным. Рост по сравнению с первым полугодием 2005 года был незначительным и составил около 1 процента. Рост рынка в денежном выражении составил 11 процентов за счет роста доли более высоких ценовых сегментов.

Как известно, в России с 1 января 2007 года акцизы на сигареты увеличатся на 30 процентов при сохранении комбинированной системы налогообложения. Правительство обвиняется в лоббировании интересов мультинациональных табачных компаний, работающих на российском рынке. Директор по корпоративным вопросам Philip Morris Роберт Мэй считает подобные заявления голословными: “Предложение правительства отвечает интересам государства, совершеннолетних потребителей сигарет и развития отрасли в целом”. По его словам, эта система поможет правительству добиться большей эффективности в расчете и сборе налоговых платежей, исключить возможность трансфертного ценообразования, которое могло быть использовано для занижения налоговой базы. Для производителей такой подход более прозрачен и предсказуем, что содействует долгосрочному планированию и развитию их бизнеса.

Советник гендиректора компании “БАТ Россия” Владимир Аксенов заявляет, что новая система взимания акциза свидетельствует о том, что Россия сделала шаг в сторону системы, которая действует в большинстве стран Европы.

“В России самые низкие в мире акцизы на сигареты, эта небезопасная продукция более чем доступна, и именно цена является ключевым инструментом в регулировании спроса на сигареты, – полагает заместитель председателя Комитета Госдумы по здравоохранению Николай Герасименко. – Необходимо повышать налоги на все виды табачных изделий”.

На вопрос о расстановке сил на рынке в ближайшее время эксперты “Витрины” ответили, что, скорее всего, она существенно не изменится. Табачные компании борются за внимание устоявшихся курильщиков, не стремясь привлечь в их стан некурящих. Они лишь стараются переключать уже курящих взрослых россиян с одной марки сигарет на другую. Однако добиться этого крайне сложно, так как на табачном рынке, как ни на одном другом, велика лояльность потребителя к выбранной им марке сигарет. Ближайшее будущее табачного рынка зависит, в первую очередь, от совершеннолетних курильщиков и от того, на каких марках сигарет они остановят свой выбор, учитывая качество продукции, вкусовые предпочтения и цену.

Так что сегодня транснациональные компании больше заняты общей задачей усиления доминирования на рынке, чем битвой гигантов.

Агентство Torgrus.com сообщает о слиянии двух крупнейших табачных дистрибуторов – “Меркурия” и “Мегаполиса”. Объединенная компания будет на эксклюзивной основе поставлять продукцию Gallaher Liggett Ducat, Imperial Tobacco, Altadis и Philip Morris. Объединенная компания будет контролировать около 40 процентов продаж сигарет в стране, а ее годовая выручка может достигнуть $3 млрд.

“Нам известно, что ‘Мегаполис’ и ‘Меркурий’ договорились о стратегическом сотрудничестве в сфере логистики и дистрибуции. Деятельность обеих компаний будет гораздо более эффективной с точки зрения предоставления лучшего сервиса предприятиям розничной торговли”, – говорит управляющий директор Philip Morris в России и Белоруссии Лео Маклохлин.

Гендиректор Imperial Tobacco Питер Квиттенбаум надеется, что благодаря укреплению “Мегаполиса” “будет расширяться сеть сбыта и наших марок”. С ним согласен директор по маркетингу Altadis Винсент Лутенс.

За счет слияния компания рассчитывает оптимизировать затраты. Вместо восьми складских площадок, принадлежавших “Мегаполису” и “Меркурию” в Москве, объединенная компания будет управлять тремя. Одновременно автопарк “Формулы доставки” увеличится с 150 автомашин до 250, штат торговых представителей – на 50 процентов. Предполагается, что новая компания сможет сократить издержки минимум на 30 процентов.

Подчеркивается, что это не первое слияние табачных дистрибуторов. В середине этого года объединились два эксклюзивных дистрибутора British American Tobacco – СНС и “Тюсом”. Глава информагентства “Русский табак” Максим Королев прогнозирует и дальнейшую консолидацию табачной дистрибуции. “Чем сильнее дистрибутор, тем больше его роль в общении с розницей”,- уверен эксперт.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ