Акцизное поле битвы

0:00
0

Корпорация British American Tobacco пополнила число транснациональных компаний, у которых возникли проблемы с миноритариями их российских предприятий. Миноритарии московской фабрики “БАТ-Ява” обвинили BAT в ущемлении их прав и наняли для защиты своих интересов юридическую компанию Cameron Mckenna. Этому конфликту посвящен материал The Sunday Times. По данным издания, миноритарии завода, контролирующие около трех процентов акций, утверждают, что BAT (владеющая не менее чем 92 процентами акций фабрики) аффилирована с другим миноритарным держателем акций – компанией Hamultun (около четырех процентов акций). При этом Hamultun в течение трех последних лет одобряла все сделки “БАТ-Явы”, несмотря на несогласие других миноритариев. В статье говориться, что клиенты Cameron Mckenna собрали досье, которое доказывает аффилированность Hamultun и BAT, что противоречит российскому законодательству.

Корреспондент газеты “Бизнес” Александр Демчук обратился в московский офис Cameron Mckenna, где подтвердили, что представляют интересы миноритариев фабрики, но комментировать ситуацию отказались. Директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов опроверг наличие претензий от миноритариев, сообщив, что “по всему миру мы ведем наш бизнес согласно законодательству стран, где работаем”.

Эксперты, привлеченные деловой газетой, высказали уверенность, что миноритарии пытаются подороже продать свои акции BAT в ожидании вступления в силу поправок к закону “Об акционерных обществах”.

Управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян напоминает, что поправки вступят в силу 1 июля. В согласии с ними, владельцы более 30 процентов акций предприятия имеют право предложить остальным акционерам продать свои акции по цене, установленной независимым оценщиком, а владельцы 95 процентов уже должны выкупить акции миноритариев на тех же условиях, а те обязаны продать свои пакеты. Таким образом, если BAT удастся увеличить свой пакет до 95 процентов, миноритариям придется продать свои пакеты по цене, установленной независимым оценщиком.

“По сути, после 1 июля миноритарии освобождаются от своей доли, а в случае судебного разбирательства они могут оставаться держателями акций. Суды могут продолжаться долгое время, и владелец основного пакета может согласиться выкупить акции миноритариев по установленной ими цене”, – считает Еганян.

Гендиректор юридической компании “Добронравов и партеры” Юрий Добронравов добавляет, что если миноритарии сумеют доказать в суде аффилированность BAT и Hamultun, все сделки, которые проводила “БАТ-Ява”, могут быть признаны недействительными, однако это решение суда может распространиться лишь на сделки, совершенные в период последнего года. Эксперт, однако, сомневается, что миноритарии смогли получить доступ к таким документам: “Пока это все напоминает PR-кампанию, цель которой – продать свои акции с неким бонусом”. Один из участников табачного рынка оценивает 100 процентов акций “БАТ-Явы” в $60-70 млн., таким образом, три процента стоят около $2 млн. По оценке Добронравова, миноритарии могут рассчитывать на премию в 10 процентов.

По-прежнему в центре внимания СМИ изменение системы взимания акцизов на табачную продукцию. Производители сигарет, опрошенные газетой “Деловой Петербург”, оценили нововведение неоднозначно. Директор департамента по корпоративным вопросам ЗАО “Филип Моррис Ижора” Роберт Мэй высказал уверенность, что новые правила игры на табачном рынке позволят правительству России добиться большей при расчете и сборе налоговых платежей. Кроме того, как уверяет Мэй, преимущества получат и курильщики – с введением новой системы максимально возможная розничная цена будет указана на пачке сигарет.

Однако гендиректор ЗАО “Нево Табак” Олег Амиранов, напротив, считает, что нововведение приведет к финансовым потерям. “При новой системе бюджет недополучит 5 млрд. рублей. Основная нагрузка ложится на потребителей сигарет по цене до 10 рублей, а это 44 процента российского рынка. Получается, что в цене бесфильтровых сигарет налог будет составлять 35 процентов, сигарет до 8 рублей – 32 процента, а в высоких ценовых сегментах (более 30 рублей) – всего 11-16 процентов. В случае утверждения новой системы взимания акциза подорожание может составить примерно 35 процентов для недорогих сигарет с фильтром и 20 процентов для бесфильтровых”, – приводит свои расчеты Амиранов.

Противником налоговой реформы является и президент Japan Tobacco International по странам СНГ, Балтии, Румынии и Турции Мартин Брэддок. “JTI важно, чтобы акцизная система не подыгрывала отдельным компаниям”, – так озаглавлено интервью г-на Брэддока газете “Бизнес”. “Мы очень активно поддерживали в России специфическую систему акциза, и, несмотря на то, что уже который год система акцизирования уходит все дальше от специфической системы, до сих пор некоторые ведомства в правительстве поддерживают именно ее, – заявил Мэй Брэддок. – Конечно, мы видим, куда дует ветер: все идет к смешанной схеме взимания акциза, привязанной к розничной цене продукта. Понятно, что задача любого правительства – получить схему, которая была бы предсказуема и легко планируема, любое государство должно планировать свои бюджеты. Предлагая акцизную ставку, привязанную к розничной цене, российское правительство в чем-то повторяет систему Евросоюза. В диалоге с правительствами разных стран мы всегда говорим: мы не против налога, мы не против увеличения налоговых ставок, мы не против сложных систем взимания акциза. Принципиально важно, чтобы акцизная система не становилась козырем в рыночной игре, который может дать преимущество тем или иным игрокам”.

Чтобы ответить на вопрос, кого имел в виду г-н Мэй Брэддок достаточно вспомнить статью главного редактора агентства “Русский табак” Максима Королева “Акциз-2007: битый небитого повезет?”. По мнению Королева, при формировании новой акцизной системы лидеры рынка “БАТ Россия” и “Филип Моррис” смогли преодолеть давние противоречия и объединиться для лоббирования общих интересов. Королев полагает, что на уступки пошел “Филип Моррис”. Выйдя из “Табакпрома” в конце прошлого года, корпорация заручилась поддержкой “БАТ Россия” – наиболее влиятельного члена этой ассоциации – по акцизному вопросу, чтобы ассоциация, известная своими тесными связями с чиновниками старшего поколения, не особо препятствовала решению вопросов в коридорах власти. Уступили в главном – согласились на принципиальный переход привязки адвалорной ставки с отпускных цен к розничным. Этот переход, будучи осуществленным, закрепит комбинированную систему окончательно, навсегда оставив в прошлом надежды на возврат к специфическим ставкам.

Акцент борьбы теперь смещается на соотношение компонент ставок – специфической и адвалорной. “Какой-то явной организованной борьбы теперь и ожидать не приходится. Две действующие в России табачные ассоциации контролируются именно этими двумя лидерами отрасли, и они не будут выступать против достигнутых договоренностей, материализовавшихся в упомянутом законопроекте”, – резюмирует главный редактор “Рустабака”. Королев констатирует, что именно производителям дешевых сигарет придется расплачиваться за преимущества, которые получат транснациональные компании.

Вместе с тем, по данным исследования агентства “Бизнес Аналитика”, на которое ссылается газета “Известия”, в России практически не осталось курильщиков сигарет без фильтра. На первый квартал 2006 года таких насчитывалось немногим больше семи процентов от общего числа потребителей, а еще лет пять назад их доля была порядка 30 процентов. “Конечно, те, кто курил “Приму” или “Беломор”, не разбогатели в одночасье, просто эти марки так подорожали, что курить их стало невыгодно. За те же деньги можно и с фильтром покурить”, – к таким выводом приходят обозреватель газеты Галина Паперная. По прогнозам экспертов, после изменения акцизной системы, доля этого сегмента сократится примерно вдвое.

По версии журнала “Финанс”, два лидера табачного рынка все же находятся по разные стороны баррикад. “Рынок табачных изделий давно выступает полем боя фирмы BAT и российских компаний, которые производят преимущественно дешевые сигареты, и Philip Morris и JTI, выпускающих в основном дорогие марки”, – отмечает обозреватель журнала Александр Попов. Подчеркивается, что в акцизном споре были задействованы влиятельные чиновники правительства и Госдумы. А в феврале текущего года в ситуацию вмешался даже президент Владимир Путин, поддержавший инициативу сменить действующую сейчас комбинированную ставку табачного акциза на специфическую. Александр Попов обращает внимание на следующую деталь – завод Philip Morris находится в Санкт-Петербурге, а основное предприятие фирмы BAT – в Москве.

Нужно отметить, что производители дешевых сигарет без боя не сдались. Как сообщает “Бизнес”, девять табачных фабрик написали письмо премьеру Фрадкову, в котором указали на недочеты в новых ставках табачных акцизов Минфина и предложили собственные. Авторы письма, в числе которых “Донской табак”, “Нево табак”, Gallaher Liggett-Ducat и Altadis, сетуют, что “законопроект дискриминационен по отношению к производителям недорогих сигарет и антисоциален по отношению к большинству граждан России”. В письме табачники предлагают правительству изменить ставки: 5 процентов МРЦ плюс 85 руб. за 1 тыс. штук сигарет с фильтром и 5 процентов МРЦ плюс 38 руб. за сигареты без фильтра. При этом суммарный акциз не должен превышать в обоих случаях 20 процентов МРЦ. Как известно, предложение авторов письма оказалось невостребованным. Бюджетный комитет Госдумы одобрил предложение правительства о повышении акцизов на табачные изделия на 30 процентов.

Всемирный день без табака, который отмечается 31 мая, спровоцировал очередной всплеск законотворческой активности парламента. Как отмечает “Коммерсантъ”, Совет федерации решил еще больше ужесточить федеральный закон “Об ограничении курения табака”. Сенаторы внесли на рассмотрение в Госдуму новую редакцию статьи закона, дополняющую список организаций, где запрещено курить. К действующему перечню запрещенных для курения мест сенаторы предложили добавить “залы предприятий общественного питания”, то есть кафе, бары и рестораны, залы ожидания аэропортов и вокзалов и здания органов госвласти.

Сенатор Людмила Нарусова подтвердила “Коммерсанту”, что главная цель законопроекта – ограничение курения в кафе и ресторанах. “Некурящие люди приходят в ресторан получить удовольствие от хорошей пищи. А на самом деле получают аллергические реакции и риск заболеть онкологическим заболеванием”, – заявила Нарусова. “Цыпленок без табака” – так озаглавлена публикация.

Представители ресторанного бизнеса, опрошенные корреспондентом издания, подчеркнули, что новый закон негативно скажется на самочувствии курящих клиентов, но не на их бизнесе. “Западный опыт показывает, что такие действия властей почти не влияют на ресторанный бизнес. Конечно, курильщикам будет трудновато, и я сама, как курильщик, отношусь к законопроекту отрицательно”, – заявила директор по связям с общественностью крупнейшего в России ресторанного холдинга “Росинтер” Валерия Силина. “Этот законопроект не стал неожиданностью, мы ждали его появления, – добавил директор Vogue Cafe Роман Королев. – Проблем с разделением зала на зоны не будет, но определенный дискомфорт наши клиенты, конечно, будут испытывать”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ