Акциз переходной экономики

0:00
0

Как стало известно “Бизнесу”, Минфин представил в Минсельхоз и Минэкономразвития законопроект, который меняет систему взимания табачного акциза. Теперь вместо оптовой цены он будет рассчитываться от розничной, которую производители обязываются указывать на сигаретных пачках. По оценке одного из участников рынка, рост акциза для сигарет стоимостью 5 руб. составит около 35,3 процента, стоимостью 12 руб. – 11 процентов, а вот акциз на сигареты стоимостью 18 руб. сократится примерно на 1 процент. “С учетом НДС при предлагаемой ставке производитель платит акциз 3,5 руб. с пачки ценой в 8 руб., или 44 процента стоимости. С пачки стоимостью 25 руб. с учетом НДС – 6,96 руб., или 27 процентов стоимости”, – возмущается гендиректор фабрики “Нево табак” Олег Амиранов. Он прогнозирует рост стоимости дешевых сигарет на 15-20 процентов. Гендиректор ассоциации “Табакпром” Василий Теревцов не столь пессимистичен: по его оценке, дешевые сигареты и папиросы подорожают в рознице на 10 процентов: “Мы планируем провести переговоры с Минфином и будем добиваться более низких ставок для дешевой продукции”.

Однако производители, специализирующиеся на дорогих сигаретах, довольны новым принципом взимания акциза. “Мы всегда стремились, чтобы наши сигареты продавались по рекомендованной нами цене, так легче контролировать продажи и проводить маркетинговые акции”, – говорит директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов. Управляющий директор Philip Morris Int. в России и Белоруссии Лео Маклохлин уверен, что нововведение позволит исключить возможность трансфертного ценообразования. При этом менеджер другой табачной компании на условиях анонимности предупредил, что новая схема может ударить по сетевой рознице, которая не сможет добавлять свою маржу. Кроме того, оборачиваемость сигарет в сетях очень медленная, и когда на пачках начнут указывать дату изготовления, это может отпугнуть клиентов, которые не захотят покупать “просроченные” сигареты”. Эти опасения разделяет и замгендиректора сети “12 месяцев” Октам Алихулов.

Однако представители Минфина подобные утверждения считают странными. “Подорожание не происходит из-за изменения системы взимания акцизов”, – заявила заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Наталья Комова в интервью “Вечерней Москве”. По ее мнению, подорожание дешевых сигарет – скорее, позитивный фактор, так как это поможет борьбе с курением.

Агентство “Русский Табак” подчеркивает, что правительство форсирует переход на розничную цену на сигареты как базу для адвалорной части ставки главного табачного налога, несмотря на желание большинства табачных производителей не спешить с введением новой системы исчисления акциза. Сообщается, что разработчиком новой схемы стал Институт экономики переходного периода под руководством Егора Гайдара. В считанные недели на базе рекомендаций Института Гайдара Минфин подготовил законопроект и разослал его на согласование в Минсельхоз и МЭРТ. Как отмечает “Рустабак”, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов активно лоббирует этот проект, хотя его поддерживают далеко не все сотрудники ведомства. В частности, ФНС настаивает на тридцатипроцентном повышении акциза со следующего года. “Говорить о “среднем” повышении, когда для одних сигарет налог вырастет на добрых 50 процентов, а для других может даже и снизиться, как минимум, не вполне корректно, – резюмирует “Рустабак”, – Однако, вдохновителям нового витка акцизной реформы простая, хоть и демагогическая формулировка куда выгоднее открытого обсуждения предлагаемых изменений”.

Обозреватель агентства не сомневается, что Институт Гайдара выполнял заказ крупнейших игроков российского табачного рынка – “БАТ ” и “Филип Моррис”, хотя обе компании отрицают свою причастность к финансированию разработок. Автору известно, что “БАТ Россия” время от времени привлекает маститых экономистов к сотрудничеству.

“Русский Табак” считает законодательную инициативу откровенно коррупционной: “Министерство финансов само формирует целый сектор подпольного табачного производства и оборота, теперь уже для внутреннего пользования. В нашей стране этот сектор будет процветать. На огромной территории еще хватает заброшенных сараев и ангаров, чтобы поставить б/у сигаретную машину и, клея поддельные акцизные марки, реализуя продукцию в провинции, коррумпируя местные силовые и контролирующие органы (что в последнее время делается все легче), заработать немного денег в табачном “бизнесе”. В погоне за доходом бюджета Минфин лишится части поступлений, но, вероятно, в гайдаровском институте этот сценарий просчитали и нашли, что дополнительные доходы перекроют убытки”.

Досталось транснациональным компаниям и от главного редактора “Рустабака” Максима Королева, который прокомментировал новый Закон о рекламе. По мнению аналитика, хотя пути “принудительной” рекламной коммуникации перекрыты новым законом, остались возможности передачи рекламной информации вместе с полезной информацией (пресса, книги, интернет), развлечениями (например, в мобильной связи или на открытках), а также вместе с самим товаром, т.е. в местах продажи. Однако Королев сомневается, что лидеры рынка воспользуются изменившейся ситуацией: “Дело в том, что большинство компаний-лидеров российского табачного рынка поставлены глобализацией и правилами, рожденными в европейских штаб-квартирах, в условия предопределенного медиа-планирования. Они не имеют возможности, равно как и их уполномоченные агентства, свободно выбрать для размещения рекламы российские издания, даже если те идеально попадают в целевую аудиторию. Для глобальных игроков типа ВАТ или Philip Morris размещения рекламы в печатных изданиях регламентировано договорами между главным офисом (в Лондоне или Лозанне) и офисами глобальных сетевых агентств. Сетевые рекламные агентства, в свою очередь, связаны не менее глобальными договорами с глобальными издательскими и медийными группами. Бюджеты перемещаются в рамках сети богатейших компаний мира, в значительной мере безотносительно к эффективности таких затрат. Основной же поток рекламных средств вливается в издания типа “GQ”, “FHM”, “Vogue”, “Cosmopolitan” и тому подобные громкие западные брэнды, и там и здесь давно превратившиеся в “Экстру-М” для состоятельных дебилов”.

В центре внимания СМИ оказался также конфликт вокруг отстранения табачной фабрики “Нево Табак” с аукциона на поставку сигарет для Минобороны. На аукционе разыгрывалось право на поставку 10 млн. пачек сигарет. Начальная цена лота – 65 млн. рублей.

“Нас выкинули с аукциона по причине того, что в нашей заявке на участие не был указан номер лота. А мы его указали, нас сняли незаконно”, – рассказал гендиректор ЗАО “Нево Табак” Олег Амиранов в комментариях газете “Деловой Петербург”. По информации газеты, от участия в аукционе также были отстранены “Моршанская табачная фабрика” и ОАО “Погарская сигаретно-сигарная фабрика”. Единственным допущенным к аукциону участником стал “Донской табак”, подконтрольный предпринимателю и депутату Ивану Саввиди.

Однако после вмешательства замминистра обороны В. Исакова фабрика “Нево Табак” была восстановлена в списке участников аукциона по поставке табачных изделий на армейские нужды и выиграла два из трех лотов. Третий лот достался “Донскому табаку”. “Неудивительно, что очередной контракт на право поставки табачных изделий для нужд российской армии вызвал невиданное противоборство между конкурирующими компаниями, в результате чего разгорелся небольшой скандал, – отмечает агентство “Русский табак”. – Поставки табачных изделий для государственных учреждений давно стали лакомым кусочком для любой российской табачной фабрики – достаточно вспомнить поставки сигарет производства “Усмань-табак” для российской армии и сигареты “Моршанской табачной фабрики” в пенитенциарные учреждения европейской части России. При этом стоит учитывать, что поставки по “госзаказу” происходят по фиксированной цене и в жестко оговоренном объеме, таким образом, фабрика, получившая эксклюзивный контракт на поставку своей продукции государству, получает не только гарантированный рынок сбыта, твердый контракт и загруженность собственных производственных мощностей, но и возможность воздействовать на свою целевую аудиторию и определенный вес в кругу госчиновников”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ